Результаты реализации новой технологии (первый этап)
Три года проведения промышленного эксперимента по непрерывному промыслово-геофизическому обеспечению скоростного строительства скважин (с июля 1984 г. по июль 1987 г.) позволяют вполне корректно оценить экономическую эффективность новой технологии. За этот период с применением КТП пробурено более 2 млн. м горных пород в разных районах Западной Сибири, КТП были закреплены как за самыми передовыми буровыми бригадами, так и за бригадами со средними и почти минимальными результатами. В анализе эффективности применения КТП приводятся не все результаты. Результаты по партиям, созданным в 1987 годуй закрепленным за вновь созданными бригадами, не приводятся из-за отсутствия по ним базовых показателей.
Методология расчета экономической эффективности для столь специфической техники, как каротажно-технологическая система, рассмотрена ранее [79] и принципиально не отличается от существующих методик [156], однако в значительной мере упрощена за счет стабильности ряда показателей по Главтюменнефтегазу.
Суммарная экономия бурового предприятия (2Эб) от применения КТП определяется по выражению
2Эб = Эндо + Э2(С0П) + Э3(Д) + Э4(г) Зрги, (8.1)
где Э,(Д() — экономия от сокращения затрат по времени;
Э2(соп) — сопутствующая экономия за счет более рационального использования оборудования;
Э3(д) — экономия от сокращения долот;
Э4(г) — экономия от сокращения затрат на ГИС;
3|ТИ — затраты на проведение ГТИ.
Экономия от сокращения затрат по времени определяется как
(8.2) |
экдо = Счх ДГудх Д„
Рис. 8.4. Состав аппаратуры ЛКТ «Сибирь» |
{———————— |
||
({ ■ ^ |
У |
|
6ПІ2 |1 |
5П15 |
БП24 |
где Сч — стоимость часа работы буровой установки, руб./ч; А Гуд — удельная экономия времени на 1000 м проходки, ч/1000м;
Яп — исследованный (пробуренный) метраж с закреплением КТП, тыс. м.
Удельная экономия времени на 1 000 м проходки определяется из выражения
ЛТ’уд = 7™.б х ^ — Т’уди (8-3)
где Ту;! 0 — затраты времени на 1000 м проходки по базовому варианту, ч/ЮОО м;
Г, — то же, по искомому варианту;
Я, в Кг. (8.4) |
К, — коэффициент приведения:
К = —ь-1 х — II ‘ К
с1 т. б
где //с6 — средняя глубина скважин по базовому варианту (базовому году), м;
//с1 — средняя глубина скважин по году сравнения (искомому году), м;
Кт б — коэффициент трудозатрат по базовому году;
Кт] — то же, по искомому году.
Коэффициент трудозатрат зависит как от глубины скважины, так и от сложности ее конструкции и условий бурения.
На рис. 8.5 показаны изменения Кт в функции глубины скважины для трех категорий скважин — обычных (плотность промывочной жидкости 1,1— 1,2 г/см3), усложненных (наличие технической колонны или плотность ПЖ 1,2—1,3 г/см3) и сложных (наличие АВПД— плотность ПЖ 1,5—1,6 г/см3) или скважины с технической колонной и плотностью ПЖ 1,2— 1,3 г/см3). Показанные на рис. 8.5 зависимости Кг от глубины скважины описываются уравнениями (последовательно по степени сложности):
К,, = Я2’926, (8.5)
Рис. 8.5. Изменения Кт в функции глубины для трех категорий скважш |
1500 |
£000 |
SSOO Н, м 5000 |
(8.6) (8.7) |
Кт2 = Я3-270,
где Н — глубина скважины, тыс. м.
В свою очередь вышеприведенные зависимости являются функцией коэффициента трудоемкости проходки Ктр [156], который для условий Западной Сибири для скважин тех же категорий сложности описывается уравнениями:
(8.8) |
AL, — 0,48 е°-5//,
(8.9) |
К1р1 = 0,365 е°-ш,
Рис. 8.6. Изменения К в функции глубины для трех категорий скважин |
Ктр3 = 0,435 е°-8//, (8.10)
где е — основание натурального логарифма.
На рис. 8.6 показана графическая реализация уравнений (8.8— 8.10) для скважин трех степеней сложности, выведенных на основе анализа многочисленного фактического материала, полученного в Западной Сибири при проведении ГТИ [81].
Удельные затраты времени Туа на 1000 м проходки определяются по выражению
(8.11) |
8 760•Кп в • 103
уд и ’
где К„ в — коэффициент производительного времени буровой бригады (доля единицы).
Сопутствующая ЭКОНОМИЯ (Э2(Соп)) определяется
^2(соп) ~ Цб. у [О "** )^об. б -^об! ] "^ (^з. д ^б. т )’
(8.12)
где Ц6 у — цена буровой установки, руб.;
Л’об. б — коэффициент оборачиваемости бурового оборудования по базовому варианту;
Км — коэффициент оборачиваемости по искомому варианту;
а,„ — коэффициент относительного увеличения ком
мерческой скорости;
Ц3 л — цена комплекта забойных двигателей, руб.;
Ц6 т — цена комплекта бурильных труб, руб.
Коэффициент относительного увеличения коммерческой скорости определяется как
— ’ (8лз> гу в
где — коммерческая скорость по базовому варианту,
м/ст.-мес.;
IV, — коммерческая скорость по искомому варианту, исправленная за Кь м/ст.-мес;
(8.14)
Коэффициент оборачиваемости К0б является функцией коммерческой скорости и определяется по интерполяционной формуле:
КоЪ т 2,18- е-5’35910"", (8.15)
реализованной графически на рис. 8.7.
Экономия от сокращения долот определяется выражением Эз(Д) = Цд ‘ АД, (8.16)
V/, тие. м/сгп.-мес Рис. 8.7. Зависимость коэффициента оборачиваемости Л"об от коммерческой скорости |
где Цд — цена долота, руб.;
АД — экономия долот, дол.:
АД — (Кд. б х К, Кл1)Я„, (8.17)
где Кд б — количество долот на 1000 м проходки по базово
му варианту, дол./1000 м;
Кд, — количество долот на 1000 м проходки по искомому варианту, дол./1000 м;
Н„ — протяженность скважины, м;
„ 1000
Кд=1Г~’ (8.18)
д
где Яд — средняя проходка на долото, м.
Экономия от сокращения затрат на ГИС
Эч(г) = ДЭГ • Н„, (8.19)
где ДЭГ — разница в стоимости затрат ГИС на 1 м бурения
без КТП и с КТП, руб./м.
Удельная экономия для бурового предприятия на 1 м проходки определяется как
^уд. б тг • (8.20)
п н
Серьезным вопросом, от которого существенно зависит правильность подсчета экономического эффекта от внедрения новой техники, является вопрос выбора базовых показателей.
За базовые показатели можно принимать как осредненные показатели по району работ (выше средних по району), так и показатели по конкретным бригадам за период до начала внедрения или в самый начальный период внедрения. Во втором случае точность базовых показателей по отдельным бригадам становится принципиальной, тогда как по осредненному варианту отдельные неточности по бригадам принципиального значения не имеют.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что на базовые показатели, безусловно, повлияли результаты деятельности партий ГТИ, так как за 15 лет (с 1972—1987 гг.) в Западной Сибири с их применением пробурено более 13 млн. метров.
С целью устранения субъективизма автором проведен выбор базы как осреднением по районам работ, так и на основе предшествующих эксперименту показателей конкретных бригад за сравнимый период времени и проведены два варианта расчета экономической эффективности.
По первому варианту базовые показатели взяты на 30—40% выше средних по району, расчет велся за период июль 1984 — декабрь 1986 гг. (2,5 года). Общий метраж составил 1345432 м.
Суммарный объем проходки по второму варианту эксперимента составил 1962800 м.
В табл. 8.7 показаны осредненные результаты расчета экономической эффективности эксперимента по применению КТП для буровых предприятий.
В среднем внедрение каротажно-технологических лабораторий и всего комплекса организационно-технологических мероприятий по закреплению за буровыми бригадами каротажно-технологических партий дает буровым предприятиям снижение стоимости 1 м проходки на 8%.
Этот эффект складывается из экономии затрат по времени — 35,2%; сопутствующей экономии за счет более рационального использования оборудования — 57%; экономии от
Осредненные результаты экономической эффективности эксперимента по применению КТП (для буровых предприятий)
Примечание: 413257 _ в числителе — сумма экономии, руб.; в знаменателе — процент от суммы эконо- 4,2/0,31 мии (4,2) и удельная экономия по данной статье, руб./м (0,31). |
№ п/п |
Показатели |
СургутНГФ |
Нижневар- товскНГФ |
НоябрьскНГФ |
Средние по эксперименту |
1 |
Выработка на 1 линейного работника, занятого в бурении (без перфорации и ГТИ), тыс. м |
7,62 |
6,85 |
5,96 |
7,060 |
2 |
Экономия ГСМ (бензина) на 1000 м проходки за счет сокращения переездов, кг |
120 |
80 |
70 |
97,24 |
3 |
Стоимость геофизических работ на 1 м бурения, руб./м |
3,94 |
3,76 |
4,45 |
3,96 |
4 |
Средняя месячная зарплата 1 линейного работника, занятого в бурении, руб. |
497 |
470 |
500 J |
488 |
5 |
Доля объема в эксперименте за 1984—87 гг. (36 мес.), % |
47,25 |
36,19 |
16,56 |
100,0 |
Экономическая эффективность применения КТП для геофизических предприятий
|
№ п/п |
||
ВСЕГО по эксперименту |
Ноябрьскнефте- геофизика Всего по тресту |
Геофизический трест |
1984— 87 гг. (36 мес.) |
1986 (Юм) 1987 (6 м) 1986— 87 гг. |
~1 § |
1962800 |
134291 190595 324886 |
Объем бурения, исследованный с помощью КТП, м |
279,7 |
22.5 32,0 54.5 |
Число линейных работников по базовому варианту, чел. |
187,6 |
15 26,0 41 |
Фактически число линейных работников в КТП, чел. |
92,1 |
7.5 6,0 13.5 |
Экономия численности, чел. |
537522 |
45000 36000 81000 |
Экономия фонда зарплаты, руб. |
190,87 |
9,40 13,34 22,74 |
Экономия бензина, т |
28630 |
1410 2001 3411 |
Экономия средств на ГСМ, руб. |
566152 |
84411 |
Суммарная экономия, руб. |
0,288 |
0,26 |
Удельная экономия, руб./м |
Продолжение табл. 8.9 |
Рис. 8.8. Зависимость удельной экономии времени на 100 м проходки от удельного снижения стоимости метра проходки для буровых установок различного типа |
сокращения долот — 3,8%; экономии от сокращения затрат на ГИС — 18,5%, которая частично идет на покрытие расходов буровых предприятий на содержание ГТИ в составе КТП — 14,5%, а частично — 4,0% — в виде прямой экономии бурового предприятия.
Высокий суммарный экономический эффект за три года проведения эксперимента для буровых предприятий доказал жизнеспособность и большие перспективы дальнейшего развития прогрессивной технологии промыслово-геофизического обеспечения скоростного строительства скважин на новой организационнотехнической базе.
Рис. 8.9. Зависимость ко? ффициента коммерческой скорости от удельного снижения стоимости метра проходки для различных районов
На рис. 8.8 показано влияниеД7^ на удельное снижение стоимости метра проходки для различных станков, а на рис. 8.9 — влияние коэффициента повышения коммерческой скорости на удельное снижение стоимости метра проходки для различных районов.
Если экономическая эффективность технологии комплексного применения ГТИ и ГИС в скважинах эксплуатационного бурения бесспорна, то, безусловно, большой интерес представляет се эффективность для геофизических предприятий.
Из табл. 8.7 следует, что геофизические предприятия, сделав работу значительно быстрей и лучше, «потеряли» более 3 млн. рублей (в ценах 1984 г.) объема работ со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя в этом повинна не новая технология, а существующая система оплаты промыслово-геофизических исследований, требующая коренного изменения при переходе геофизических предприятий на самофинансирование.
Что же еще дала новая технология геофизическим предприятиям?
В табл. 8.8 представлены базовые показатели (по 1984—85 гг.) по геофизическим трестам, где проводился эксперимент, а в
табл. 8.9 — экономическая эффективность применения КТП для геофизических предприятий.
Как видно из табл. 8.9, за время эксперимента геофизическими предприятиями было сэкономлено 537522 рубля фонда заработной платы и более 190 тонн бензина на сумму 28630 рублей. Удельная экономия геофизических предприятий на 1 м проходки составила 0,288 руб./м (против 8 руб./м удельной экономии, полученной буровыми предприятиями). К дополнительным положительным факторам следует отнести повышение качества геофизического материала, надежности работы скважинной аппаратуры и геофизического оборудования; улучшение условий труда и упорядочение рабочего времени работников КТП. Однако вопросы материальной заинтересованности как геофизических предприятий, так и линейных работников КТП за конкретную помощь в улучшении технико-экономических показателей буровых бригад, за которыми они закреплены, до сих пор не решены, хотя производительность труда работников КТП только при проведении ГИС (не считая технологических исследований) в физическом выражении выросла по сравнению с базовым вариантом на
1962800 — 7060 х 100 = 152,8%.
20,60 х 8,8
Вопросы материальной заинтересованности как работников КТП, так и геофизических предприятий в целом за конкретную помощь буровым предприятиям, имеющим несравненно большую экономическую эффективность от применения новой технологии, имеют основополагающее значение.
Таковы результаты первого этапа внедрения новой технологии геофизического обеспечения скоростного строительства скважин на основе комплексного применения ГТИ и ГИС.
К сожалению, ликвидация Управления «Запсибнефтегеофи- зика», затем «Главтюменнефтегаз», начавшаяся перестройка и другие причины не позволили провести второй и третий этапы внедрения новой технологии геофизического обеспечения скоростного строительства скважин на основе комплексного применения ГТИ и ГИС.
Тем не менее в ОАО «Ноябрьскнефтегаз» и ОАО «Ноябрь- скнефтегеофизика» каротажно-технологические партии просуществовали, несмотря на все преобразования, резкое уменьшение объемов работ и т. п., до 1995 г. (около 9 лет) без какой — либо замены основного оборудования (ЛКТ «Сибирь»), а в Сургутском управлении буровых работ № 2 (начальник УБР — Г. М. Левин) ОАО «Сургутнефтегаз» и тресте «Сургутнефтеге — офизика» ОАО «Сургутнефтегаз» КТП используются с закреплением за буровыми бригадами до настоящего времени (12 лет) без замены основного оборудования.
Этот факт говорит сам за себя, хотя за это время смена оборудования КТП на более современное должна была бы произведена, по крайней мере, 2 раза, обеспечив получение новых технико-методических возможностей данной организационной формы обеспечения скоростного строительства скважин.
В ОАО «Сургутнефтегаз» принято решение при переходе УСУБР-2 на новое Тянское месторождение обеспечить все буровые бригады этого УБР забойными телеметрическими системами типа ЗИС-4 (или аналогичными), которые в сочетании с новыми возможностями компьютеризированных станций ГТИ типа СГТ-К «Разрез-2» позволяют осуществить второй этап опробования новой организационно-технологической нормы геофизического обеспечения скоростного строительства наклон — но-направленных скважин.
Техническое перевооружение намечено на 1997 г. с одновременной ликвидацией существующих КТП и списания морально устаревшего оборудования и постепенной (в течение 1,5—2 лет) заменой их на новые КТП, оснащенные современным наземным и скважинным оборудованием и аппаратурой, внедрение которого позволит удешевить стоимость метра проходки не менее чем на 15—20% с одновременным полным инженерным контролем процесса строительства скважин.
Так как Западная Сибирь еще долго будет оставаться основным нефтегазодобывающим регионом России, неизбежно и увеличение объемов буровых работ против сегодняшнего их уровня, которое востребует передовую технологию геофизического обеспечения скоростного строительства скважин на новом этапе развития нефтегазодобывающей промышленности Западной Сибири.