Эффект снижения тяги реактивного двигателя
Эффект возник при стендовых испытаниях жидкостного реактивного двигателя после реконструкции силоизмерительной системы стенда. До реконструкции измерение осевой составляющей тяги двигателя производилось гидродинамометром, давление жидкости в котором пересчитывалось по показаниям манометров в значение тяги, которая затем переводилась в удельную тягу с учетом показаний названных выше расходомеров. Осевая деформация силоизмерительной системы во время испытания составляла ~10лш. После установки более жёсткого «частотноэлектрического» динамометра, в котором сила сжатия датчика преобразовывалась в изменение частоты колеблющейся растянутой струны, статическая деформация силоизмерительной системы стенда уменьшилась до 1 мм. Всё это привело к значительному повышению жёсткости и, следовательно, частоты собственных колебаний испытательного стенда, изменению всегда существующей асимметрии колебаний и к неожиданному снижению измеренной удельной тяги. Численное значение удельной тяги пересчитывалось через измеренные осевую составляющую тяги и суммарный расход двух компонентов жидкого топлива. Сравнительные испытания многократно проводились на одной и той же камере сгорания жидкостного реактивного двигателя с разными динамометрами стенда.
Сравнение частотных параметров стенда и объекта, на котором двигатель должен был работать после испытаний, привёло к выводу, что по частотным параметрам «старый стенд» к объекту «ближе», например, по параметру осевой деформации. От реконструкции измерительных систем испытательного стенда пришлось отказаться и сделать вывод, что испытательный стенд должен быть конструкторско-технологической копией реальных объектов, и к этому давно стремятся в современных высоких технологиях. Подобная проблема возникла и была осознана ещё в средние века и остаётся необъяснённой и трудно преодолимой при попытках тиражирования «эксклюзивно работающих» двигателей второго рода и «чудес всякого рода».
Глава 9.