ДРУГИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
8.1. Гибридные технологии в возобновляемой энергетике
В связи с неравномерностью производства энергии от возобновляемых источников, которое зависит в значительной степени от погодных условий, а также ее потребления все более актуальной становится проблема аккумулирования и перераспределения этого вида энергии. исследования, проведенные в последние годы отечественными (институт тепло — и массообмена ИАЫ Беларуси) и зарубежными учеными, показали эффективность аккумулирования энергии с использованием водорода. Поэтому основная идея гибридной технологии в возобновляемой энергетике заключается в использовании излишков этой энергии для получения водорода с последующим его применением в качестве энергоносителя при неблагоприятных для ВИЭ погодных условиях. При этом необходимо решать три взаимосвязанные задачи: получения, хранения и повторного использования водорода.
Следует отметить, что аккумулирование водорода является технически сложной проблемой, поскольку водород является легким и трудно конденсируемым газом. Традиционно водород хранится в баллонах или в сжиженном состоянии. Оба вида хранения осуществляются при технически экстремальных условиях. водород в баллонах компримируется до 150 атм. При этом массовая доля водорода в баллоне обычно составляет около 1 %. Криогенное хранение водорода характеризуется значительно более высоким удельным массосодержанием (примерно 20 % водорода). Однако сжижение водорода является крайне энергоемким процессом, а длительное его хранение при температуре, близкой к абсолютному нулю, — крайне проблематичным [Риэл, R, 1996].
Особое место среди различных способов хранения занимают методы связанного хранения, при которых водород содержится в химическом соединении. Методам получения водорода из этих соединений
уделяется приоритетное значение. Регенерация водорода из связанного состояния осуществляется при прямом контакте этих соединений с водой или тепловом воздействии на них.
Для разработки обратимого аккумулятора водорода, принимающего водород от источника возобновляемой энергии переменной мощности и впоследствии снабжающего водородом энергетическую систему, положены методы связанного хранения в интерметаллических соединениях, способных взаимодействовать с водородом. в результате такого взаимодействия получается металлогидрид [риэл, R, 1996].
Метод аккумулирования энергии возобновляемых источников через промежуточное производство водорода с использованием композиций на основе гидридообразующих и сорбционных материалов является одним из важных направлений водородной энергетики, интенсивно разрабатываемых в ряде стран мира.
в настоящее время Мгэу им. А. Д. сахарова совместно с институтом тепло — и массообмена им. а. в. лыкова нАнБ разрабатывается проект гибридной технологии использования возобновляемой энергии, который предусматривает проведение исследований эффективности применении в качестве аккумулятора водорода устройства на базе интерметаллических соединений семейства ЦЛАН (церий — лантан — алюминий — никель), разработанное НАН Беларуси (рис.150).
Принцип работы аккумулятора заключается в следующем: вода, подаваемая в электролизер под действием электроэнергии, вырабатываемой автономной ветроэнергетической установкой и солнечными фотоэлектрическими панелями, разлагается на водород и кислород, которые разделяются и направляются по двум направлениям. водород поступает в аккумулятор, где связывается с интерметаллическими 252
соединениями, образуя металлогидрид. В таком виде он накапливается и хранится. в дальнейшем водород выделяется из металлогидрида и поступает потребителю, где сжигается в горелках, образуя тепло. кислород компрессором перегоняется в резервуар.
при участии федерального канцлера фрг Ангелы Меркель и премьер — министра федеральной земли Бранденбург Маттиаса Платцека 21 апреля 2009 г. в Федеративной Республике Германии, недалеко от города Иренц- лау, был заложен «первый камень» первой в мире промышленной гибридной электростанции, которая была разработана и сооружается немецким предприятием ENERTRAG AG, считающимся самым крупным в мире производителем ветровой энергии. Акционерное общество эксплуатирует около 440 ветроэнергетических установок мощностью более 700 МВт и осуществляет сервисное обслуживание около 1 000 других ветроэлектрических установок в мире. Таким образом, общее количество производимой электрической энергии установками, обслуживаемыми ENERTRAG AG, составляет 1,3 ТВтн (1,3 млрд. кВн).
в качестве гибридной электростанции понимают электростанцию, которая производит энергию из разных регенеративных источников, как минимум из двух различных возобновляемых видов сырья. преимущества возобновляемых источников энергии должны комбинироваться при этом таким образом, чтобы выровнять колебания величины выработки электрической энергии в зависимости от погодных условий и гарантировать устойчивое электроснабжение в течение круглых суток. В предлагаемой ENERTRAG AG технологии энергия ветра, биогаза и водорода комбинируются друг с другом. при этом вода посредством излишнего тока разлагается путем электролиза на водород и кислород, при этом водород направляется в хранилище. Излишняя энергия появляется при большом ветре и должна сохраниться в водороде для того, чтобы снова стать востребованной в случае необходимости. таким образом, водород вместе с биогазом может преобразовываться в блочных электростанциях в электрическую энергию или может использоваться как топливо в новых водородных двигателях или топливных ячейках.
используя гибридные электростанции на основе возобновляемых источников энергии можно гарантировать постоянное и устойчивое энергоснабжение. предлагаемая технология является ключом к долгосрочному, ориентированному на рынок спросу на возобновляемые источники энергии в качестве традиционной энергии.
по мере надобности гибридная электростанция может использоваться в различных модулях и для различных целей:
• для производства водорода и его использования в водородных двигателях или топливных ячейках;
• для выработки электрической энергии как основного производства;
• для удовлетворения «пиковых» потребностей в электроэнергии.
водород может применяться как свободное от CO2 топливо для
транспортного сектора. ввиду того, что на территории Ес в 2012 г. вводится норма EURO-6, существенно должно быть уменьшено количество выхлопного газа, в самых различных областях проводятся исследования и обобщается опыт использования транспортных средств на водородных двигателях. в этом направлении работают, например, Берлинские транспортные предприятия и TOTAL в рамках Clean-Energy — Partnership. в области использования экологичных видов топлива поставлена цель показать пригодность водорода для заправки автомобилей. в берлине испытываются, например, 14 заправляемых водородом автобусов в маршрутном транспорте. также ENERTRAG AG заключил в рамках этой программы с TOTAL Deutschland GmbH договор о кооперировании для исследования потенциала и себестоимостей «ветерводород».
Автомобили с использованием топливных ячеек в принципе востребованы. руководитель «Даймлер-крайслер» Дитер цече объяснял, что «у этих автомобилей не существует недостатков по сравнению с традиционными транспортными средствами. Дальность их поездки находится на расстоянии около 400 км, заправки продолжаются только несколько минут, пока отсутствуют только бензоколонки водорода». он исходит из того, что «если бы в год производилось около 100 000 автомобилей с топливными ячейками, то примерно с 2015 г. можно было бы производить такие автомобили по ценам, сопоставимым с традиционными автомобилями».
Новая гибридная технология станет существенным прогрессом для энергетической отрасли. Немецкий премьер-министр М. Платцек говорит в этой связи о «квантовом переходе» при использовании возобновляемых источников энергии и о том, что эта инновация из Бранденбурга имеет хорошие шансы стать успешной моделью далеко за границами страны.