Состояние энергетической отрасли в Республике Беларусь
После обретения независимости в 1991 г. Республика Беларусь унаследовала достаточно развитый электроэнергетический, газовый и отопительный сектор, а также значительные мощности по транзитной транспортировке и переработке нефти. тем не менее Беларусь, собственные энергетические ресурсы которой ограничены, вынуждена импортировать первичные топливно-энергетические ресурсы, главным образом из России. В настоящее время нетто-импорт составляет более 80 % в общем объеме потребления первичных топливно-энергетических ресурсов в Беларуси.
в то же время, занимая стратегическое положение между Российской Федерацией и Европейским Союзом, Беларусь играет ключевую роль в транзите российских энергоресурсов, экспортируемых на рынки Европы. Белорусские предприятия занимаются как транзитной транспортировкой нефти и газа, так и переработкой поставляемой из России сырой нефти для производства нефтехимической продукции на экспорт.
На сегодняшний день энергетическому сектору удается в значительной мере использовать свои сильные стороны и в определенной степени минимизировать слабые стороны и угрозы, обеспечивая таким образом надежные и доступные по цене поставки энергоресурсов для экономики страны. Объемы транзитной транспортировки сырой нефти и природного газа, а также экспорта нефтехимической продукции в последние годы неуклонно увеличивались и способствовали экономическому росту в Беларуси. Благодаря льготному налоговому режиму в торговле между Россией и Республикой Беларусь, белорусские нефтеперерабатывающие предприятия смогли конкурировать с нефтеперерабатывающими предприятиями других стран региона (например, украинскими). Такой налоговый режим, наряду с более низкими ценами на ввозимую сырую нефть, позволил Беларуси значительно увеличить экспорт нефтехимической продукции, обеспечив исключительно высокие поступления в бюджет в последние несколько лет. Кроме того, более низкие цены на ввозимые энергоресурсы в сочетании с относительно высокими розничными тарифами и высоким уровнем собираемости платежей за потребляемую энергию позволили в определенной степени удовлетворить потребности сектора в модернизации, а также обеспечить выполнение других приоритетных задач государства, таких как расширение газораспределительной сети и увеличение объемов энергоэффективных инвестиций [Шенец, Л. В., 2006].
Республика Беларусь имеет один из самых высоких в мире уровней открытости экономики. Соотношение объема внешней торговли к ВВП превышает 110 % (т. е. объем экспорта превышает потребности внутреннего потребления). Это также говорит и о зависимости экономики от внешних рынков. По данным Мирового энергетического агентства показатели энергоемкости ВВП в Республике Беларусь также остаются одними из самых высоких в мире (рис. 9).
Следует однако отметить, что принимаемые государственные меры по энергосбережению и стимулированию технического переоснащения энергетического комплекса существенно снизили энергоемкость ВВП, обеспечив устойчивый рост ВВП при незначительно увеличивающем — ся росте потребления топливно-энергетических ресурсов (рис. 10) [Шенец, л. в., 2007].
рис. 9. показатели энергоемкости ввп в странах мира в 2006 г. |
Рис. 10. Показатели энергоемкости ВВП за 1997-2008 гг. |
В этой связи важным моментом является адаптация к шоковой терапии — к росту цен на газ и к изменению условий поставок нефти из России, что обуславливает потери энергетическим сектором значительных доходов, которые позволяли бы финансировать инвестиционные
мероприятия за счет денежных поступлений и компенсировать недостатки и ограничения, порождаемые монополией вертикально интегрированных энергетических предприятий. тем не менее из года в год увеличиваются размеры денежных средств, выделяемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии в республике Беларусь (рис. 11).
структурные и институциональные механизмы в энергетическом секторе обеспечили стабильное функционирование энергетического комплекса в период экономических преобразований. показатели работы сектора в последние годы были в целом удовлетворительными: улучшилась краткосрочная финансовая жизнеспособность за счет поддержания тарифов на уровне возмещения затрат, а также за счет повышения уровня собираемости платежей за потребляемую энергию. тем не менее существующие механизмы в энергетическом секторе не являются полностью адекватными для того, чтобы справиться с серьезными последствиями для сектора в результате введения рыночных цен на газ. в частности не полностью разграничены полномочия Министерства энергетики и руководителей энергетических предприятий; уровень коммерциализации хозяйственной деятельности энергетических предприятий является низким; отсутствуют прозрачность и подотчетность. кроме того, регулирующие функции возложены на Министерство экономики, которое не обладает соответствующими навыками и автономией для надлежащего выполнения этих функций. вследствие этого, доступ энергетических компаний к внешнему финансированию является ограниченным, а экономические стимулы для повышения эффективности отсутствуют [бобров, в. в., 2006].