Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Законодательство Республики Беларусь в области энергосбережения, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии

Как нами уже отмечалось выше, развитие возобновляемой энергети­ки в последние годы вызвано двумя основными факторами: во-первых, это требование природоохранного характера, значение которого возрас­тает как следствие обязательных с точки зрения законодательства усло­вий, принятых конвенцией по климату в декабре 1997 г.; во-вторых, это требование в отношении увеличения мощностей выработки энергии, согласно которому отдается предпочтение таким формам производства энергии, которые можно создавать быстрыми темпами и постепенно наращивать [кундас, с. п., позняк, с. с., 2006].

вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии является составной частью энергосбережения, реализующего правовые, организационные, научные, производственные, технические и экономические меры, связанные с эффективным использованием энергетических ресурсов. Дальнейшее шаги по стимулированию исполь­зования виэ требует интеграции усилий организаций и специалистов, работающих в области возобновляемой энергетики. основываясь на по­ложениях проведенного анализа законодательства республики Беларусь в области энергосбережения, возобновляемых и нетрадиционных источ­ников энергии, можно сделать вывод, что основными путями интенси­фикации развития виэ на ближайшие годы в республике могут стать:

— разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере использования виэ с целью закрепления на законода­тельном уровне необходимости обеспечения государственной поддержки развития использования виэ путем предоставле­ния государством финансовых преференций, включая налого­вые льготы для инвесторов и производителей энергии на осно­ве возобновляемых источников;

— наращивание объемов использования альтернативного топлива собственного производства;

— выполнение решений киотского протокола к рамочной конвен­ции оон об изменении климата.

вопросы энергетической безопасности для республики беларусь вследствие низкой обеспеченности собственными энергоносителями являются важнейшими компонентами национальной и экономиче­ской безопасности. помимо обеспечения энергетической безопасности страны социально экономическая эффективность принятой республи­канской программы энергосбережения определяется увеличением ко­личества рабочих мест на всех стадиях добычи, производства, транс­портировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии, увеличением налоговых отчислений в республикан­ский и местные бюджеты, развитием новых направлений машинострое­ния, развитием научно-исследовательских работ и отраслевых конструк­торских разработок в этой области знаний [Лозняк, с. с., 2006].

в целях увеличения использования местных видов топлива для производства тепловой и электрической энергии, повышения энерго­эффективности экономики республики и снижения доли импортируе­мых энергоресурсов в последние годы был разработан, реализован и выполняется в настоящее время ряд программ и мероприятий:

— Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 гг., одобренная постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 16 января 2001 г. № 56;

— программа увеличения использования местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г., одобренная постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1820, с из­менениями и дополнениями, внесенными от 29 декабря 2003 г. № 1699;

— Программа создания мини-ТЭЦ (перевод существующих) для работы на местных видах топлива на 2004-2006 гг., утвержден­ная Министерством энергетики по согласованию с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь 31 мая 2004 г.;

— программа мер по переводу низкоэффективных котельных на местные виды топлива, утвержденная Министерством жилищ­но-коммунального хозяйства по согласованию с комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Бе­ларусь 24 марта 2004 г.;

— Программа строительства и восстановления объектов гидро­энергетики концерна «Белэнерго», утвержденная концерном «Белэнерго» 3 мая 2003 г.;

— Республиканская программа модернизации технического пере­оснащения зерноочистительно-сушильного хозяйства и зерно­токов в сельскохозяйственных организациях на 2003-2005 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1430, с изменениями и до­полнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2004 г. № 1476;

— мероприятия по увеличению объемов добычи торфа с приме­нением энергоэффективных технологий и увеличению его ис­пользования в качестве топлива в 2005 г. в 1,5 раза относительно 2003 г., утвержденные Министерством энергетики и комитетом по энергоэффективности при совете Министров республики Беларусь;

— мероприятия по переводу технологических топок и котлов тор­фопредприятий на сжигание местных видов топлива (фрезерный торф), утвержденные концерном «Белтопгаз» 24 мая 2004 г.;

— Государственная комплексная программа модернизации основ­ных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г., № 399;

— Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг., одобренная постановлением президиума совета Министров ре­спублики Беларусь от 24 января 2006 г.;

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов» от 4 августа 2005 г. № 856;

— Реализация перечисленных выше программ и мероприятий по­зволит увеличить объем использования местных видов топлива на 717 тыс. т у. т. (без учета республиканской программы по энергосбережению) и довести долю местных видов топлива и альтернативных источников энергии к 2012 г. до 25 %. Необхо­димый объем финансирования для реализации указанных про­грамм составляет 412,62 млрд рублей [Кундас, С. П., 2006].

В настоящее время в Республике Беларусь в области возобновляе­мых и нетрадиционных источников энергии действуют следующие за­конодательные акты.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 400 от 24.04.1997 г. «О развитии малой и нетрадиционной энергетики»

Данный законодательный акт принят в целях создания условий для развития малой и нетрадиционной энергетики как одного из приоритет­ных направлений энергосбережения. В постановлении даны понятия, что относится к объектам малой энергетики. Это источники электри­ческой и (или) тепловой энергии, использующие котельные, теплона­сосные, паро — и газотурбинные, дизель — и газогенераторные установки единичной мощностью до 6 МВт.

В постановлении определено, что к объектам нетрадиционной энергетики относятся возобновляемые и нетрадиционные источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ре­сурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ве­тра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая дре­весные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 504 от 31.03.1998 г. «О мерах по экономическому стимулированию дея­тельности субъектов хозяйствования, направленной на сокраще­ние потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго — и ресурсосберегающих технологий»

в постановлении совет Министров предложил банкам, уполно­моченным обслуживать государственные программы, предоставлять в установленном порядке льготные кредиты субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, для реализации имеющих прио­ритетное значение для республики мероприятий по энергосбережению. в числе таких мероприятий по энергосбережению предусматривается в т. ч. «повышение уровня использования нетрадиционных, возобнов­ляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов».

Приказ Министерства финансов и Государственого комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Бе­ларусь от 12.04.1999 г. № 83/31 «Об утверждении порядка выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение ме­роприятий по энергосбережению»

приказом (по согласованию с нацбанком) определены банки, упол­номоченные обслуживать республиканскую программу по энергосбе­режению, а также порядок выдачи и возврата кредитов.

Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 г. № 190-3 «Об энер­госбережении»

в законе энергосбережение определено приоритетом государ­ственной политики в решении энергетической проблемы в республи­ке Беларусь. законом регулируются отношения, возникающие в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, раскрыты применяемые основные понятия, в т. ч. «вторичные энергетические ресурсы», нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». законом определены экономи­ческие и финансовые механизмы энергосбережения (глава 3), в т. ч. че­рез республиканский фонд «энергосбережение». средства этого фонда расходуются в т. ч. на «участие в организации международного сотруд­ничества в сфере энергосбережения».

Постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь №1 от 27.01.2004 г. «Об утвержде­нии инструкции о порядке создания и функционирования демонстра­ционных зон высокой энергоэффективности Республики Беларусь»

Указанная Инструкция реализует требования ст. 5 Закона «Об энергосбережении». Главной задачей при реализации демонстраци­онных зон является проведение широкомасштабной информационно­пропагандистской деятельности среди специалистов и общественности по демонстрации на практике преимуществ внедрения энергосберегаю­щих технологий оборудования, изделий и материалов.

среди прочих инструкция определяет, что демонстрационными проектами могут быть «проекты утилизации вторичных энергетиче­ских ресурсов (вэр), разработки и освоения возобновляемых источни­ков энергии, использования местных и альтернативных видов топлива, а также горючих отходов производства».

Постановление Министерства экономики, Министерства энер­гетики и Комитета по энергоэффективности при Совете Мини­стров от 24.12.2003 г. № 252/45/7 «Об утверждении по определению эффективности использования средств, направляемых на выпол­нение энергосберегающих мероприятий»

инструкция разработана в соответствии с законом «об энергосбе­режении» и регламентирует единый методический подход к определе­нию эффективности использования указанных выше средств.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1301 от 18.04.2004 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению»

Положением определено, что цель проведения экспертизы — оцен­ка энергетической и экономической эффективности мероприятий и про­грамм, осуществляемых за счет бюджетных средств или инновационных фондов. Определены также права и обязанности комиссии при проведе­нии экспертизы, порядок проведения заседаний и принятия решения.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1680 от 30.12.2004 г. «Об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г.»

Содержание целевой программы

1. Общие положения.

2. Разработанные программы и проекты по увеличению доли ис­пользования местных видов топлива для производства электрической и тепловой энергии.

3. основные цели и задачи реализации настоящей целевой про­граммы.

4. прогноз потребности в энергоносителях и структуры тэБ респу­блики Беларусь до 2012 г.

5. прогноз покрытия потребности в энергоносителях по видам то­плива.

6. запасы и экономически целесообразный потенциал использова­ния местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов.

6.1. ископаемые ресурсы.

6.2. нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

7. основные приоритеты использования местных видов тэр.

8. развитие сырьевой базы по добыче и производству местных ви­дов топливных ресурсов.

8.1. Добыча нефти и газа.

8.2. Добыча торфа.

8.3. заготовка древесного топлива.

9. использование топливных ресурсов в энергопроизводящих уста­новках.

9.1. использование газа и мазута.

9.2. использование торфа.

9.3. использование древесного топлива.

9.4. использование прочих горючих отходов.

10. использование возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.

10.1. использование тепловых вторичных энергоресурсов.

10.2. использование гидроэнергетических ресурсов республики Беларусь.

10.3. использование биомассы, фитомассы, быстрорастущей дре­весины.

11. Меры по реализации настоящей целевой программы.

11.1. сводная программа по добыче, производству и потребле­нию местных тэр.

11.2. научное обеспечение настоящей целевой программы.

11.3. крупные проекты по реализации настоящей целевой про­граммы.

11.4. инвестиционная политика по использованию местных энер­гоносителей.

11.5. направления совершенствования нормативной правовой базы в части стимулирования использования местных ви­дов топлива и альтернативных источников энергии.

11.6. Экология и охрана окружающей среды.

12. план реализации настоящей целевой программы.

Постановление Министерства экономики Республики Бела­русь от 31 мая 2006 г. № 91 «О тарифах на электрическую энергию, производимую в Республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав Белорусского государственного энергетиче­ского концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпу­скаемую энергоснабжающим организациям данного концерна»

постановлением установлено, что электрическая энергия, произ­водимая в республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав белорусского государственного энергетического концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпускаемая энергоснабжаю­щим организациям данного концерна, приобретается ими по тарифам на электрическую энергию для промышленных и приравниваемых к ним потребителям с присоединенной мощностью до 750 кБт, установ­ленным и проиндексированным на изменение курса белорусского ру­бля по отношению к доллару США в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 1998 г. № 66 «Об индексации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженно­сти по платежам за них», с применением коэффициентов:

1.1 из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии: первые пять лет со дня ввода в эксплуатацию — 1,3; последующие пять лет эксплуатации — 0,85; свыше десяти лет эксплуатации — 0,7.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 137 от 02.02.2006 г. «О республиканской программе энергосбережения на 2006-2010 годы»

Паспорт указанной программы предусматривает в числе основ­ных мероприятий:

— развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

— утилизацию тепловых вторичных энергоресурсов;

— реализацию проектов международной технической помощи в сфере энергосбережения.

Б программе в числе прочих организационно-экономических на­правлений предусматривается:

— принятие Закона «Об использовании нетрадиционных и возоб­новляемых источников энергии»;

— совершенствование нормативной правовой базы в сфере произ­водства и использования местных видов топлива;

— создание экономических и институциональных условий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобнов­ляемых источников энергии для ихпоследующего масштабного внедрения.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1726 «Об утверждении плана мероприятий по использованию в республике собственных топливно-энергетических ресурсов»

В числе мероприятий предусмотрено:

— проведение комплексных исследований по использованию золы от сжигания древесного, торфяного топлива;

— создание промышленных энергетических установок мощно­стью 2,0 и 5,0 Мвт с использованием технологии комплекс­ного сжигания биомассы, торфа и других низкосортных видов топлива.

предусматривается ряд мероприятий по развитию альтернативных источников энергии, в т. ч. по проектированию ветроэнергетических установок (вэу) разной мощности, адаптированных для условий ре­спублики, а также их производства.

Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость — главные факторы экономиче­ской безопасности государства»

Директивой предписано, в числе прочего внести главе государства проект уточненной концепции энергетической безопасности и повыше­ния энергетической независимости республики Беларусь, предусмотрев в ней, в т. ч. обеспечение в 2012 г. не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источ­ников энергии, а также активизацию производств по выпуску биотопли­ва, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов и установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1172 от 31 августа 2007 г. «О мероприятиях по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3»

указанным постановлением, кроме мероприятий, утвержден также перечень инновационных и инвестиционных проектов. в числе этих проектов предусматривается «производство электрической и тепло­вой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии.

Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 «Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения увеличения форм ис­пользования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.»

Основной целью Госпрограммы является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволя­ющих обеспечить энергетическую безопасность республики Беларусь, положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения энер­гоносителями при соблюдении экологических требований.

реализация госпрограммы в сфере энергетики позволит повысить уровень энергетической безопасности за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения ис­пользования местных нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2009 г. № 212 «О мероприятиях по выполнению в 2009 году Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения увеличения форм использования в ре­спублике собственных топливно-энергетических ресурсов на пери­од до 2011 г.»

постановлением утверждены мероприятия и предписано Мини­стерству энергетики довести эти мероприятия до исполнителей, обе­спечить координацию деятельности по их выполнению.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 42 «О мерах по устойчивому обеспечению энер­гоисточников древесным топливом (сырьем)»

Устанавливает порядок обеспечения древесным топливом (сы­рьем) действующих и создаваемых энергоисточников, работающих на древесном топливе.

Предусматривает:

— составление балансов древесного топлива по каждому району, области, г. Минску и республике в целом;

— доведение заданий по производству и реализации древесного топлива (сырья) по производителям.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1639 «О создании межведомственного экспертно­го совета по вопросам применения энергоэффективных техноло­гий, оборудования, приборов и материалов»

Постановлением утвержден состав Совета и Положение о Со­вете.

В числе основных задач Совета указано в т. ч.:

— развитие и увеличение местных, нетрадиционных и возобнов­ляемых источников энергии;

— внедрение оборудования по использованию вторичных энерго­ресурсов;

— внедрение пилотных проектов в сфере энергосбережения, со­здания демонстрационных зон высокой эффективности;

— подготовка и внесение предложений по совершенствованию за­конодательства в сфере энергетики.

законодательство республики Беларусь также предусматривает определенные преференции и налоговые льготы с целью стимулиро­вания внедрения технологий альтернативной энергетики. в частности, следующие законодательные акты освобождают налогоплательщиков от уплаты налогов.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 декабря 1991 г. N 1314-XII «О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗЕМЛЮ»

Статья 18. льготы по земельному налогу.

земельным налогом не облагаются земельные участки, занятые объ­ектами и установками по использованию нетрадиционных и возобнов­ляемых источников энергии.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 1991 г. N 1319- XII «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Статья 4. товары, освобождаемые от налогообложения при ввозе на
таможенную территорию республики Беларусь.

при ввозе на таможенную территорию республики беларусь от на­логообложения освобождается оборудование, используемое в произ­водстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возоб­новляемых источников энергии.

основанием для освобождения от налогообложения оборудования, указанного в части первой настоящего подпункта, является заключе­ние об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумули­ровании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. такое заключение выдается государственным комитетом по стандартизации республики Бела­русь по форме, установленной советом Министров республики Бе­ларусь (п. п. 1.9-4 статьи 4 введены Законом Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З).

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 1993 г. N 2151-XII «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

Статья 34—1. Товары, освобождаемые от обложения таможенной пошлиной при ввозе на таможенную территорию респу­блики Беларусь.

«При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от обложения таможенной пошлиной освобождаются: оборудование, ис­пользуемое в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетради­ционных и возобновляемых источников энергии».

«Основанием для освобождения от обложения таможенной пошли­ной оборудования, указанного в части первой настоящего подпункта, является заключение об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразо­вании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. заключение, указанное в части второй настоящего подпункта, выдается Государствен­ным комитетом по стандартизации республики Беларусь по форме, уста­новленной Советом Министров Республики Беларусь» (п. п. г-1 статьи 34-1 введены Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З).

Для обеспечения быстрой окупаемости затрат на нетрадиционную энергетику во всех случаях предпочтение следует отдавать наиболее простым техническим решениям, а также оборудованию, выпускае­мому на предприятиях республики с максимальным использованием местных материалов. Для решения поставленной задачи требуется ин­вестиционная поддержка, применение системы фиксированных цен, совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей налоговые преференции предприятиям, производящим электрическую и тепловую энергию.

Глава 4

Комментарии запрещены.