Законодательство Республики Беларусь в области энергосбережения, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии
Как нами уже отмечалось выше, развитие возобновляемой энергетики в последние годы вызвано двумя основными факторами: во-первых, это требование природоохранного характера, значение которого возрастает как следствие обязательных с точки зрения законодательства условий, принятых конвенцией по климату в декабре 1997 г.; во-вторых, это требование в отношении увеличения мощностей выработки энергии, согласно которому отдается предпочтение таким формам производства энергии, которые можно создавать быстрыми темпами и постепенно наращивать [кундас, с. п., позняк, с. с., 2006].
вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии является составной частью энергосбережения, реализующего правовые, организационные, научные, производственные, технические и экономические меры, связанные с эффективным использованием энергетических ресурсов. Дальнейшее шаги по стимулированию использования виэ требует интеграции усилий организаций и специалистов, работающих в области возобновляемой энергетики. основываясь на положениях проведенного анализа законодательства республики Беларусь в области энергосбережения, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, можно сделать вывод, что основными путями интенсификации развития виэ на ближайшие годы в республике могут стать:
— разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере использования виэ с целью закрепления на законодательном уровне необходимости обеспечения государственной поддержки развития использования виэ путем предоставления государством финансовых преференций, включая налоговые льготы для инвесторов и производителей энергии на основе возобновляемых источников;
— наращивание объемов использования альтернативного топлива собственного производства;
— выполнение решений киотского протокола к рамочной конвенции оон об изменении климата.
вопросы энергетической безопасности для республики беларусь вследствие низкой обеспеченности собственными энергоносителями являются важнейшими компонентами национальной и экономической безопасности. помимо обеспечения энергетической безопасности страны социально экономическая эффективность принятой республиканской программы энергосбережения определяется увеличением количества рабочих мест на всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии, увеличением налоговых отчислений в республиканский и местные бюджеты, развитием новых направлений машиностроения, развитием научно-исследовательских работ и отраслевых конструкторских разработок в этой области знаний [Лозняк, с. с., 2006].
в целях увеличения использования местных видов топлива для производства тепловой и электрической энергии, повышения энергоэффективности экономики республики и снижения доли импортируемых энергоресурсов в последние годы был разработан, реализован и выполняется в настоящее время ряд программ и мероприятий:
— Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 гг., одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2001 г. № 56;
— программа увеличения использования местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г., одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1820, с изменениями и дополнениями, внесенными от 29 декабря 2003 г. № 1699;
— Программа создания мини-ТЭЦ (перевод существующих) для работы на местных видах топлива на 2004-2006 гг., утвержденная Министерством энергетики по согласованию с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь 31 мая 2004 г.;
— программа мер по переводу низкоэффективных котельных на местные виды топлива, утвержденная Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь 24 марта 2004 г.;
— Программа строительства и восстановления объектов гидроэнергетики концерна «Белэнерго», утвержденная концерном «Белэнерго» 3 мая 2003 г.;
— Республиканская программа модернизации технического переоснащения зерноочистительно-сушильного хозяйства и зернотоков в сельскохозяйственных организациях на 2003-2005 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1430, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2004 г. № 1476;
— мероприятия по увеличению объемов добычи торфа с применением энергоэффективных технологий и увеличению его использования в качестве топлива в 2005 г. в 1,5 раза относительно 2003 г., утвержденные Министерством энергетики и комитетом по энергоэффективности при совете Министров республики Беларусь;
— мероприятия по переводу технологических топок и котлов торфопредприятий на сжигание местных видов топлива (фрезерный торф), утвержденные концерном «Белтопгаз» 24 мая 2004 г.;
— Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г., № 399;
— Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг., одобренная постановлением президиума совета Министров республики Беларусь от 24 января 2006 г.;
— Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов» от 4 августа 2005 г. № 856;
— Реализация перечисленных выше программ и мероприятий позволит увеличить объем использования местных видов топлива на 717 тыс. т у. т. (без учета республиканской программы по энергосбережению) и довести долю местных видов топлива и альтернативных источников энергии к 2012 г. до 25 %. Необходимый объем финансирования для реализации указанных программ составляет 412,62 млрд рублей [Кундас, С. П., 2006].
В настоящее время в Республике Беларусь в области возобновляемых и нетрадиционных источников энергии действуют следующие законодательные акты.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 400 от 24.04.1997 г. «О развитии малой и нетрадиционной энергетики»
Данный законодательный акт принят в целях создания условий для развития малой и нетрадиционной энергетики как одного из приоритетных направлений энергосбережения. В постановлении даны понятия, что относится к объектам малой энергетики. Это источники электрической и (или) тепловой энергии, использующие котельные, теплонасосные, паро — и газотурбинные, дизель — и газогенераторные установки единичной мощностью до 6 МВт.
В постановлении определено, что к объектам нетрадиционной энергетики относятся возобновляемые и нетрадиционные источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 504 от 31.03.1998 г. «О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго — и ресурсосберегающих технологий»
в постановлении совет Министров предложил банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предоставлять в установленном порядке льготные кредиты субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, для реализации имеющих приоритетное значение для республики мероприятий по энергосбережению. в числе таких мероприятий по энергосбережению предусматривается в т. ч. «повышение уровня использования нетрадиционных, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов».
Приказ Министерства финансов и Государственого комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь от 12.04.1999 г. № 83/31 «Об утверждении порядка выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению»
приказом (по согласованию с нацбанком) определены банки, уполномоченные обслуживать республиканскую программу по энергосбережению, а также порядок выдачи и возврата кредитов.
Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 г. № 190-3 «Об энергосбережении»
в законе энергосбережение определено приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в республике Беларусь. законом регулируются отношения, возникающие в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, раскрыты применяемые основные понятия, в т. ч. «вторичные энергетические ресурсы», нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». законом определены экономические и финансовые механизмы энергосбережения (глава 3), в т. ч. через республиканский фонд «энергосбережение». средства этого фонда расходуются в т. ч. на «участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения».
Постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь №1 от 27.01.2004 г. «Об утверждении инструкции о порядке создания и функционирования демонстрационных зон высокой энергоэффективности Республики Беларусь»
Указанная Инструкция реализует требования ст. 5 Закона «Об энергосбережении». Главной задачей при реализации демонстрационных зон является проведение широкомасштабной информационнопропагандистской деятельности среди специалистов и общественности по демонстрации на практике преимуществ внедрения энергосберегающих технологий оборудования, изделий и материалов.
среди прочих инструкция определяет, что демонстрационными проектами могут быть «проекты утилизации вторичных энергетических ресурсов (вэр), разработки и освоения возобновляемых источников энергии, использования местных и альтернативных видов топлива, а также горючих отходов производства».
Постановление Министерства экономики, Министерства энергетики и Комитета по энергоэффективности при Совете Министров от 24.12.2003 г. № 252/45/7 «Об утверждении по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий»
инструкция разработана в соответствии с законом «об энергосбережении» и регламентирует единый методический подход к определению эффективности использования указанных выше средств.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1301 от 18.04.2004 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению»
Положением определено, что цель проведения экспертизы — оценка энергетической и экономической эффективности мероприятий и программ, осуществляемых за счет бюджетных средств или инновационных фондов. Определены также права и обязанности комиссии при проведении экспертизы, порядок проведения заседаний и принятия решения.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1680 от 30.12.2004 г. «Об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г.»
Содержание целевой программы
1. Общие положения.
2. Разработанные программы и проекты по увеличению доли использования местных видов топлива для производства электрической и тепловой энергии.
3. основные цели и задачи реализации настоящей целевой программы.
4. прогноз потребности в энергоносителях и структуры тэБ республики Беларусь до 2012 г.
5. прогноз покрытия потребности в энергоносителях по видам топлива.
6. запасы и экономически целесообразный потенциал использования местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов.
6.1. ископаемые ресурсы.
6.2. нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
7. основные приоритеты использования местных видов тэр.
8. развитие сырьевой базы по добыче и производству местных видов топливных ресурсов.
8.1. Добыча нефти и газа.
8.2. Добыча торфа.
8.3. заготовка древесного топлива.
9. использование топливных ресурсов в энергопроизводящих установках.
9.1. использование газа и мазута.
9.2. использование торфа.
9.3. использование древесного топлива.
9.4. использование прочих горючих отходов.
10. использование возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.
10.1. использование тепловых вторичных энергоресурсов.
10.2. использование гидроэнергетических ресурсов республики Беларусь.
10.3. использование биомассы, фитомассы, быстрорастущей древесины.
11. Меры по реализации настоящей целевой программы.
11.1. сводная программа по добыче, производству и потреблению местных тэр.
11.2. научное обеспечение настоящей целевой программы.
11.3. крупные проекты по реализации настоящей целевой программы.
11.4. инвестиционная политика по использованию местных энергоносителей.
11.5. направления совершенствования нормативной правовой базы в части стимулирования использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии.
11.6. Экология и охрана окружающей среды.
12. план реализации настоящей целевой программы.
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. № 91 «О тарифах на электрическую энергию, производимую в Республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав Белорусского государственного энергетического концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпускаемую энергоснабжающим организациям данного концерна»
постановлением установлено, что электрическая энергия, производимая в республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав белорусского государственного энергетического концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпускаемая энергоснабжающим организациям данного концерна, приобретается ими по тарифам на электрическую энергию для промышленных и приравниваемых к ним потребителям с присоединенной мощностью до 750 кБт, установленным и проиндексированным на изменение курса белорусского рубля по отношению к доллару США в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 1998 г. № 66 «Об индексации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженности по платежам за них», с применением коэффициентов:
1.1 из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии: первые пять лет со дня ввода в эксплуатацию — 1,3; последующие пять лет эксплуатации — 0,85; свыше десяти лет эксплуатации — 0,7.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 137 от 02.02.2006 г. «О республиканской программе энергосбережения на 2006-2010 годы»
Паспорт указанной программы предусматривает в числе основных мероприятий:
— развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
— утилизацию тепловых вторичных энергоресурсов;
— реализацию проектов международной технической помощи в сфере энергосбережения.
Б программе в числе прочих организационно-экономических направлений предусматривается:
— принятие Закона «Об использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии»;
— совершенствование нормативной правовой базы в сфере производства и использования местных видов топлива;
— создание экономических и институциональных условий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для ихпоследующего масштабного внедрения.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1726 «Об утверждении плана мероприятий по использованию в республике собственных топливно-энергетических ресурсов»
В числе мероприятий предусмотрено:
— проведение комплексных исследований по использованию золы от сжигания древесного, торфяного топлива;
— создание промышленных энергетических установок мощностью 2,0 и 5,0 Мвт с использованием технологии комплексного сжигания биомассы, торфа и других низкосортных видов топлива.
предусматривается ряд мероприятий по развитию альтернативных источников энергии, в т. ч. по проектированию ветроэнергетических установок (вэу) разной мощности, адаптированных для условий республики, а также их производства.
Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства»
Директивой предписано, в числе прочего внести главе государства проект уточненной концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости республики Беларусь, предусмотрев в ней, в т. ч. обеспечение в 2012 г. не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии, а также активизацию производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов и установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1172 от 31 августа 2007 г. «О мероприятиях по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3»
указанным постановлением, кроме мероприятий, утвержден также перечень инновационных и инвестиционных проектов. в числе этих проектов предусматривается «производство электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии.
Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 «Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения увеличения форм использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.»
Основной целью Госпрограммы является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность республики Беларусь, положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения энергоносителями при соблюдении экологических требований.
реализация госпрограммы в сфере энергетики позволит повысить уровень энергетической безопасности за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2009 г. № 212 «О мероприятиях по выполнению в 2009 году Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения увеличения форм использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.»
постановлением утверждены мероприятия и предписано Министерству энергетики довести эти мероприятия до исполнителей, обеспечить координацию деятельности по их выполнению.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 42 «О мерах по устойчивому обеспечению энергоисточников древесным топливом (сырьем)»
Устанавливает порядок обеспечения древесным топливом (сырьем) действующих и создаваемых энергоисточников, работающих на древесном топливе.
Предусматривает:
— составление балансов древесного топлива по каждому району, области, г. Минску и республике в целом;
— доведение заданий по производству и реализации древесного топлива (сырья) по производителям.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1639 «О создании межведомственного экспертного совета по вопросам применения энергоэффективных технологий, оборудования, приборов и материалов»
Постановлением утвержден состав Совета и Положение о Совете.
В числе основных задач Совета указано в т. ч.:
— развитие и увеличение местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
— внедрение оборудования по использованию вторичных энергоресурсов;
— внедрение пилотных проектов в сфере энергосбережения, создания демонстрационных зон высокой эффективности;
— подготовка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере энергетики.
законодательство республики Беларусь также предусматривает определенные преференции и налоговые льготы с целью стимулирования внедрения технологий альтернативной энергетики. в частности, следующие законодательные акты освобождают налогоплательщиков от уплаты налогов.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 декабря 1991 г. N 1314-XII «О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗЕМЛЮ»
Статья 18. льготы по земельному налогу.
земельным налогом не облагаются земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 1991 г. N 1319- XII «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Статья 4. товары, освобождаемые от налогообложения при ввозе на
таможенную территорию республики Беларусь.
при ввозе на таможенную территорию республики беларусь от налогообложения освобождается оборудование, используемое в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
основанием для освобождения от налогообложения оборудования, указанного в части первой настоящего подпункта, является заключение об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. такое заключение выдается государственным комитетом по стандартизации республики Беларусь по форме, установленной советом Министров республики Беларусь (п. п. 1.9-4 статьи 4 введены Законом Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З).
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 1993 г. N 2151-XII «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»
Статья 34—1. Товары, освобождаемые от обложения таможенной пошлиной при ввозе на таможенную территорию республики Беларусь.
«При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от обложения таможенной пошлиной освобождаются: оборудование, используемое в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии».
«Основанием для освобождения от обложения таможенной пошлиной оборудования, указанного в части первой настоящего подпункта, является заключение об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. заключение, указанное в части второй настоящего подпункта, выдается Государственным комитетом по стандартизации республики Беларусь по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь» (п. п. г-1 статьи 34-1 введены Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З).
Для обеспечения быстрой окупаемости затрат на нетрадиционную энергетику во всех случаях предпочтение следует отдавать наиболее простым техническим решениям, а также оборудованию, выпускаемому на предприятиях республики с максимальным использованием местных материалов. Для решения поставленной задачи требуется инвестиционная поддержка, применение системы фиксированных цен, совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей налоговые преференции предприятиям, производящим электрическую и тепловую энергию.
Глава 4