Ветроэнергетические установки
2.3.1. Классификация ветроустановок
Имеются несколько признаков, по которым классифицируются ветроус — тановки.
По расположению оси вращения ветроколеса существуют агрегаты с горизонтальной, вертикальной и наклонной осями вращения. В установках с горизонтальной осью вращения эта ось совпадает с направлением движения воздушного потока. К числу таких установок относятся как старинные мельницы, так и большинство современных агрегатов (рис. 2.5).
Ротор в установках с вертикальной осью вращается вокруг оси, перпендикулярной направлению потока. Такие установки появились в 30-х годах прошлого столетия. Наиболее известными из них являются ротор Савониуса (рис. 2.6, а), ротор Дарье (рис. 2.6, б) с изогнутыми лопастями, ортогональные ветроустановки с прямыми вертикальными лопастями (ротор Масгрува) (рис. 2.6, в).
Их преимуществом перед агрегатами с горизонтальной осью является возможность работы независимо от направления ветра без системы ориентации. Кроме того, предельная мощность этих ветротурбин может быть значительно больше, чем у машин с горизонтальной осью.
Рис. 25. Ветроэлектрическая установка с горизонтальной осью вращения: 1 —ветроколесо; 2 —поворотная гондола; 3 —опорная башня |
Рис. 2.6. Ветроустановки с вертикальной осью вращения |
Ветроагрегаты с наклонной осью вращения (рис. 2.7) представлены конст рукцией типа Monopteros, которая отличается большой скоростью вращения [50].
Рис, 2.7, Однолопастный ветроагрегат с контргрузом |
По геометрии ветроколеса можно выделить установки многолопастные (18-24) с большим геометрическим заполнением и с малым заполнением (1-3 лопасти). Геометрическое заполнение представляет собой отношение суммарной площади всех лопастей к площади круга, очерчиваемого вращающимися лопастями. —
Как правило, многолопастные агрегаты отличаются малой скоростью вращения, но даже при низкой скорости ветра способны развивать большой крутящий момент, необходимый для привода различных рабочих органов — насосов для перекачки воды и других устройств.
Одно-трехлопастные роторы вращаются с болышой скоростью и соединяются главным образом с электрогенераторами.
Комплектация различными устройствами позволяет различать ветродвигатель (ВД), ветроэнергетический агрегат (ВЭА), вепроэнергетическую установку (ВЭУ) и ветроэлектрическую станцию (ВЭС).
Ветродвигатель преобразует кинетическую энергию патока в механическую работу.
Ветроэнергетический агрегат сочетает ветродвигатель с одной или несколькими рабочими машинами для выработки электроэнергии, подъема води, сжатия воздуха и т. д.
Ветроэнергетическая установка включает в себя ветроагрегат, аккумулирующую систему, резервный двигатель и систему регулирования режимов работы и управления.
Наиболее сложная система — это ветроэлектрическая станция, которая объединяет в единый энергетический комплекс от единиц до нескольких ТЫСЯЧ ветроэнергетических установок. Предназначается ВЭС для энергоснабжения отдельных удаленных населенных пунктов или для работы совместно с линией электропередачи.
Характер сил, приводящих ветроустановку в действие, также служит одним из признаков классификации. В соответствии с этим установки могут использовать силу сопротивления или подъемную силу, как у крыла самолета. Первые имеют плоские лопасти, которые вращаются с линейной скоростью, меньшей скорости ветра. Второй тип ветроколеса обычно снабжен лопастями с аэродинамическим профилем. Линейная скорость окончаний лопастей в несколько раз (до 12—14) может превышать скорость воздушного потока.
Существующие ветроагрегаты подразделяются по установленной мощности на малые (до 50 кВт), средние (50-600 кВт), мега ваттного класса (700-5000 кВт). Характеристики ветротурбин разных классов приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
|
2.3.2. Принцип работы ветроколеса Ветроколесо является основным узлом установки для использования энергии ветра. Его назначение — превращать кинетическую энергию потока воздуха в механическую и концентрировать ее на валу. Ветроколеса современных ветроагрегатов собираются из нескольких лопастей, закрепленных на
втулке. Лопасти имеют аэродинамический профиль, при обтекании которого возникает подъемная сила, вращающая ветроколесо.
Расчет и проектирование ветроколеса базируется на законах аэродинамики, изучающей движение воздуха и его взаимодействие с поверхностью твердого тела при его обтекании. Чтобы пояснить возникновение подъемной силы крыла, обратимся к рис. 2.8.
Верхний и нижний контуры сечения имеют различную конфигурацию (рис. 2.8, а). Проходя у нижнего контура, поток воздуха замедляется из-за трения. В этой части создается зона повышенного давления. Огибая более протяженный верхний контур, поток ускоряется. Над крылом создается зона пониженного давления. Разность давлений под крылом и над ним обусловливает возникновение подъемной силы Ру и вращающего момента на ветроколесе.
На рис. 2.8, б изображен план скоростей и сил, действующих на лопасть. Угол <р называется углом установки. Угол атаки а между нижней плоскостью и вектором скорости потока V относительно лопасти может изменяться при повороте лопасти относительно продольной оси. Очевидно, что р = а + ф. На схеме V соответствует скорости невозмущенного потока, Р* — лобовое сопротивление.
Известно, что кинетическая энергия потока определяется выражением
еде ш—- масса тела, кг; V — скорость, м/с.
Если вместо массы подставить массовый расход воздуха и выразить его через скорость V, плотность р и площадь сечения потока F, получим
М = р V F, кг/с. (2.3)
Подставим выражение (2.3) в (2.2) и будем иметь мощность потока
(2.4)
Поскольку поток взаимодействует с лопастями, то часть его энергии передается ветроколесу. Естественно, преобразование кинетической энергии сопровождается различными потерями, поэтому мощность ветроколеса будет меньше мощности потока. Это различие учитывается коэффициентом мощности Ср. Тогда для мощности ветроколеса уравнение (2.4) принимает вид
Р = СрР^,Вт.
р
Выразим F через радиус ветроколеса и получим
Величина Ср характеризует отношение энергии, преобразованной в механическую работу, к полной энергии потока. Численно Ср можно выразить через коэффициент торможения потока а следующим образом:
Ср = 4 а(1-а)2, (2.7)
V-V’ V-V"
где а = ——— = ———; V — скорость ветра в плоскости ветроколеса, м/с;
V* — скорость ветра за ветроколесом, м/с.
Анализ выражения (2.6) показывает, что мощность ветроагрегата определяется, главным образом, скоростью потока, радиусом ветроколеса, расположением лопастей в потоке и их профилем. На эту величину влияет температу
ра воздуха, т. к. его плотность увеличивается зимой и уменьшается летом. Следует иметь в виду, что скорость потока зависит от высоты над земной по — верхностью, т. е. связана с высотой установки втулки ветроколеса.
Величина коэффициента мощности Ср зависит от многих факторов и может значительно отличаться для разных конструкций ветроколес. Теоретическое максимальное значение Ср равно 0,59 (критерий Бетца). Реальные современные ветротурбины достигают величин Ср = 0,4-0,5. Для ветроагрегатов, использующих силу сопротивления, Сртах = 0,22, а его повышение возможно при увеличении геометрического заполнения площади ветроколеса.
Даже для идеального ветроколеса коэффициент мощности Ср не может равняться I, так как поток не затормаживается полностью в сечении, где установлены лопастн. Он проходит через ветроколесо, имея определенную скорость и, следовательно, кинетическую энергию.
Совершенство конструкции ветроколеса оценивается с помощью коэффициента полезного действия Т|
(2.8)
Например, если коэффициент мощности реального ветроколеса Српрсм = 0,45, то его КПД
Важным параметром для конструирования ветроагрегатов является быстроходность Z і
где to— угловая скорость, рад/с.
Быстроходность представляет собой отношение линейной скорости конца лопасти к скорости набегающего потока и служит аэродинамической характеристикой ветроколеса.
При оптимальной быстроходности лопасть ветроколеса не попадает в поток, турбулизированный предыдущей лопастью. Этот поток успевает поки-
цу іь область ветроколеса. В то же время воздух не проходит через сечение ветроколеса свободно, без взаимодействия с его лопастями. Соотношение между оптимальной быстроходностью и числом лопастей ветроагрегата имеет
вид
Zam~4n/N7 (2.10)
где N — число лопастей.
Коэффициент мощности Ср, как отмечалось, не является постоянной величиной. Он связан с быстроходностью. Характер зависимости коэффициента мощности Ср и быстроходности Z для различных ветроагрегатов изображен на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Зависимость коэффициента мощности ветроколеса от быстроходности |
Анализ показывает, что самыми малыми коэффициентами мощности характеризуются тихоходные 4-лопастные крыльчатки мельницы и ротор Саво — ниуса. Эффективность использования энергии ветра у многолопастных ветроагрегатов достаточно высока. Заметна тенденция увеличения коэффициента мощности с ростом быстроходности ветроколеса и уменьшением числа лопастей. Наивысшая быстроходность (7-15) свойственна однолопастным ветро — турбинам, которЫе выпускаются в Германии и Италии.
Крутящий момент на валу ветроколеса рассчитывается по формуле:
(Ш)
где См = — коэффициент крутящего момента.
Сила лобового давления на ветроколесо определяется из выражения
(2.12)
где С* = 4а(1—а) — коэффициент лобового давления.
При максимальной величине коэффициента мощности Ср = 0,593 коэффициент лобового давления С* = 0,89.
Расчет количества электроэнергии, вырабатываемой ветроэнергетической установкой в течение года, можно выполнить, используя формулу:
V3 « V3
А — У C. pF-i-At, + У С_рР-2-Д1(,кВт-ч. (2.13)
Выражение (2.13) учитывает то обстоятельство, что ВЭУ развивает мощность Pt при работе в диапазоне скоростей потока от Р, до Vr В диапазоне скоростей от Vp до 25 м/с мощность установки достигает номинальной величины. При Vt< 3 м/с и Vp > 25 м/с ветроагрегат отключается.
Распределение вероятности скорости ветра V = V, описывается функцией Вейбулла
(2.14)
Результаты расчетов по (2.14) хорошо совпадают с экспериментальными данными при параметре к = 1,8-2,3 и параметре С, близком к среднегодовой скорости ветра Vcp. Для к = 2 получаем распределение Рэлея
(2.15)
и временной интервал в безразмерном виде
At.
At. »—— *—
r 8760
где 8760 — число часов в году.