ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН НА ВОДУ
Бурение эксплуатационных скважин на воду на транспорте производится двумя методами: а) вращательным, б) ударно-канатным.
Бурение скважин ударным методом производится станками типа Пузиновского с нефтяными двигателями мощностью 22 л. с., а также станками УКС-22 и УКС-20. Эти станки и двигатели общеизвестны.
Вращательный метод бурения, более механизированный, дает возможность бурить более глубокие скважины с более высокими скоростями, поэтому в настоящее время он получил широкое распространение.
На транспорте вращательное бурение скважин «а »воду осуществляется в основном передвижными буровыми установками РА-400, где все буровое оборудование размещается на двух прицепах с колесно-гусеничным ходом. Станки РА-400, изготовленные вначале для нефтяной промышленности, оказались наиболее пригодными и отвечающими техническим требованиям при бурении скважин на воду.
На одном прицепе (рис. 1) устанавливаются лебедка, ‘ротор и бе с ком п р ессорн ы й четырехтактный двигатель М-17-ЧТЗ мощностью 65 л. с. с трансмиссией. На ©тором прицепе (рис. 2) смонтированы два грязевых насоса НГ-4 производительностью
15 л/сек каждый с максимальным давлением до 30 атм, двигатель той же марки, коробка скоростей, глиномешалка и трансмиссия. Грузоподъемность агрегата при оснастке талей 3X4—28 т.
Вес оборудования на каждом прицепе не превышает 11 т
Г1рп бурении скважин на воду для нужд железнодорожного транспорта буровое оборудование приходится часто перебрасывать с одной станции на другую. Перевозка по железной дороге на платформах не вызывает затруднений. Однако переброска такого оборудования, как станок РА-400, от железнодорожной станции к месту бурения часто представляет серьезные трудности.
Содержание специального трактора для переброски станков РА-400 нерентабельно, так как неизбежны длительные простои его. Передвижка же их вручную крайне трудоемка и не всегда возможна. Все это заставило внести в конструкцию станка дополнение для обеспечения его самоходности. С этой целью была использована ходовая часть тусеничного трактора ЧТЗ-65. На
Рис. ‘2. Насосный прицеп бурового станка РА-400 |
трансмиссионном валу каждого агрегата были установлены передаточные звездочки, при помощи которых цепями Галля движение; передавалось от агрегата на ооевые валы ходовой части.
Впервые самоходные станки РА-400 были изготовлены в 1948 г. московским ремонтно-механическим заводом «Трансвод — строй» и получили название РБ-400/ТВС.
Испытание ходовой части обоих прицепов показало, что буровой самоходный станок РБ-400/ТВС движется вперед со скоростью 4 км в час и назад со скоростью 2 км в час. Нагрева в подшипниках ходовой тележки не происходит. Повороты при
6
движении вперед производятся под любым углом, почти на месте; повороты при движении назад производятся под любым углом при радиусе в 15 м. Это объясняется тем, что тормоза действуют только при движении вперед. Для сокращения радиуса кривой поворота при движении назад под одну из гусениц подкладывается башмак.
Погрузка станка РБ-400/ТВС на железнодорожные платформы производится по настилу, установленному под углом 20—25° к горизонту.
Реконструкция станка РА-400 намного облегчила и удешевила его переброску с одного места работы на другое и существенно сократила связанные с этим простои. Практика показывает, что, несмотря на устаревшую конструкцию, станок РА-400 является наиболее приемлемым для бурения скважин на воду глубиной до 400 м и с начальным диаметром до 213Д".