ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ jCnyCKE ОБСАДНЫХ КОЛОНН
В процессе крепления скважин обсадными трубами могут возникать следующие осложнения:
1) посадки и затяжки при спуске колонн;
2) прихваты колонн в основном стволе;
3) прихваты в результате затяжек в суженной части ствола;
4) заклинивание колонн в желобах;
5) смятие труб при принудительном спуске колонн с посадками; .
6) смятие труб при спуске колонны с обратным клапаном вследствие несвоевременного ее заполнения раствором или наличия в скважине сальников;
7) разрушение обратного клапана;
8) порыв труб при цементировке или восстановлении циркуляции в процессе спуска колонны;
9) падение колонны в скважину из-за неисправности элеваторов или при быстром спуске колонн с посадками;
10) газо-водо-нефтепроявления при спуске колонн;
11) нарушение целостности колонн или резьбовых соединений.
На площадях Кубами основными видами осложнений при спуске колонн являются: преждевременная остановка колонн, смятие труб и порыв и разворот колонн.
Из названных трех видов осложнений преждевременная остановка колонн — наиболее распространенная. По-видимому, этот вид осложнений характерен для всех южных и западных нефтепромысловых районов, где разрез в основном представлен глинисто-песчанистой толщей с преобладанием глин.
Основные причины недопуска кондукторов следующие.
1. Забуривание скважин в рыхлых, неустойчивых породах с промывкой забоя — водой.
2. Спуск кондуктора при глубине скважины, значительно превышающей фактическую глубину спуска кондуктора.
3. Недостаточный коэффициент просвета при перекрытии кондуктором галечников и рыхлых песков.
4. Отсутствие в башмаке кондуктора цементной или чугунной направляющей пробки обтекаемой формы.
5. Поспешная проработка скважины пикообразным долотом, не обеспечивающим тщательной шаблонировки ствола, или отсутствие проработки вообще.
6. Спуск кондуктора без промежуточных промывок даже в случае его посадок при спуске.
Факты подтверждают, что при забуривании скважин в рыхлых породах с промывкой забоя водой спуск кондукторов значительно осложняется, и последние, как правило, не доходят до намеченной глубины. Например, на скв. 90 Абинского района, забуренной с промывкой забоя водой, 14" кондуктор спускали на глубину 150 м трое суток, но глубже чем на 120 м спустить его не удалось.
Такие же затруднения возникли при спуске кондуктора на скв. 105 Украинской площади, где кондуктор стал на глубине 260 м при забое скважины 350 м. На скв. 32 Фрунзенской разведки в результате забуривания с промывкой забоя водой до глубины 900 м циркуляция шла через грифоны; по этой причине на бурение под кондуктор затрачено 25 дней, а кондуктор при спуске стал на глубине 743 м. То же самое произошло на скв. 125 Калужской, где кондуктор при забое 754 м остановился на глубине 469 м.
Довольно серьезные осложнения происходят, когда скважины бурятся на значительную глубину без крепления с последующим перекрытием верхней части ствола кондуктором. Так, например, скв. 75 Украинскую пробурили долотом № 12 до глубины 1041 м, затем расширили ствол долотом № 20 до глубины 340 м под 14" кондуктор. При спуске кондуктор хотя и дошел до глубины 340 м, однако вследствие образования значительных каверн (до 70 см) он стал эксцентрично к нижележащему участку ствола, пробуренному долотом № 12. По этой причине при проработке скважины из-под башмака 14" кондуктора был зареза;н второй ствол, и интервал 340—1041 м пришлось бурить вторично. При спуске кондукторов на другую глубину, не предусмотренную проектом, были потеряны стволы также в скв. 232, 246, 230 Ново-Дмитриевской площади и ряде других.
Очень часто при бурении на значительную глубину без кондуктора с промывкой водой возникают грифоны (промыв за направлением), выбросы и поглощения, что не только сдерживает темпы бурения, но иногда приводит к ликвидации скважин. Опыт бурения в галечниках и рыхлых песках показывает, что в этих условиях часто бывает недостаточно обычно принятого коэффициента просвета для успешного спуска кондуктора, и его приходится увеличивать. Например, при диаметре скважин 153/4" кондуктор 123/4" при перекрытии галечников или рыхлых песков не доходит до проектной глубины, а при бурении долотом 173/4" он доходит до забоя почти без осложнений.
Успех спуска кондуктора зависит во многом также от качества проработки ствола скважины и конструкции направляющего башмака. Когда скважину прорабатывают пикообразным, а не шарошечным долотом, кондукторы очень плохо идут и преждевременно останавливаются; частые остановки кондукторов наблюдаются при больших скоростях проработки ствола. Нередко кондукторы останавливаются и в тех случаях, когда башмак не снабжается направляющей пробкой обтекаемой формы.
Отдельные конторы бурения применяют деревянные направляющие пробки крестообразного типа, которые в процессе спуска кондуктора входят внутрь трубы, кромка башмака обнажается, и кондуктор становится на уступы. Отмечены случаи спуска кондукторов с совершенно открытым башмаком. Последнее время почти все кондукторы на Кубани стали пускать с направляющей бетонной или чугунной пробкой, вследствие чего случаи недопуска их заметно сократились.
Довольно часто кондукторы при возникновении посадок проталкивают принудительно, что в ряде случаев заканчивается их «мертвым» заклиниванием. Например, на скв. 1 Ленинградская Краснодарнефтеразведки кондуктор Ю3//’ был заклинен на глубине 224 м при забое 465 м, на скв. 45 Северо-Украинская 123/4" кондуктор спускали без промывки, несмотря на значительные посадки, в результате чего кондуктор стал «мертво» на глубине 594 м при забое 672 м.
Протирание кондукторов при бурении скважин на Кубани встречается довольно редко (вследствие высоких скоростей проходки). Однако подобные осложнения могут возникнуть при бурении роторным способом на более глубокие горизонты, так как в последнее время не стали применять предохранительные резиновые кольца на бурильных трубах.
На промыслах Краснодарского края не наблюдалось случаев смятия и обрыва кондукторов, хотя при насильственном их про-
тал’кивании в скважину с большими нагрузками такие осложнения встречаются в ряде других районов. Большинство инженерно-технических работников контор бурения считают бурение под кондуктор, его спуск и цементировку неответственными работами и поэтому слабо контролируют буровые бригады в этот период. .
В районах Саратовского Поволжья также довольно часто наблюдались случаи преждевременной остановки кондукторов и колонн вследствие неудовлетворительной подготовки скважин и применения деревянных крестообразных башмачных пробок вместо бетонных или чугунных. Так, например, на разведочной скважине 22 Степ но веко й разведки, заложенной для разведки карбона и девона, при спуске 143/4" кондуктора на глубину 346 м последний стал на глубине 315 м. Скважину перед спуском труб проработали только в интервале 326—346 м. При подготовке кондуктора к спуску в башмачный патрубок была забита деревянная направляющая пробка крестообразного типа. Как и следовало ожидать, кондуктор шел в скважину с посадками и на глубине 305 м остановился. При помощи длительного расхаживания его допустили до глубины 315 м и здесь зацементировали. При разбуривании цемента в трубах оказалось, что деревянная направляющая пробка находилась на 2 м выше башмака кондуктора.
Аналогичный случай произошел на скв. 21 Советской разведочной площади. Здесь также перед спуском И3//7 кондуктора скважину почти не прорабатывали, а в башмак забили деревянную крестообразную направляющую пробку. Кондуктор шел с посадками и окончательно остановился на глубине 408 м при забое 450 м. Техническая колонна 103/4" в этой скважине также шла с большими посадками, и ее с трудом допустили до забоя, однако цементировку нормально провести не удалось, так как кольцевое пространство оказалось забитым сальником.
Для обеспечения успешного спуска кондукторов на заданную глубину необходимо следующее.
1. Бурение под кондуктор производить с промывкой забоя качественным глинистым раствором.
2. Кондуктор спускать в скважину в соответствии с техническим проектом.
3. Прорабатывать скважины трехшарошечным долотом, затем сейчас же спускать кондуктор, не допуская простоев.
4. Башмак кондуктора обязательно снабжать чугунной или бетонной насадкой обтекаемой формы, обратный клапан не устанавливать, а при возникновении незначительных посадок спуск труб продолжать с промывкой скважины.
5. Если при наличии промывки и расхаживания кондуктор не идет и имеется возможность его поднять, то это необходимо сделать и скважину тщательно проработать вторично.
6. Бурение после спуска кондуктора роторным способом производить только с применением предохранительных резиновых колец.
За последние 3 годш на промысловых площадях Кубани осложнения при спуске Обсадных колонн сводились в основном к их недопуску до проектных глубин. Другие осложнения встречались в единичных случаях. Почти все скважины, в которых колонны не были допущены до забоя, прорабатывали частично в призабойной зоне. Интервал проработки устанавливали, исходя из высоты подъема цемента в затрубном пространстве. Следует отметить, что скважины перед проработкой под спуск колонны каверномером не замеряли, а если замеряли, то данные кавернограмм для выбора интервалов проработки ствола во внимание не принимали. Скорость проработки в большинстве случаев допускалась очень высокой (65—130 м/час). Некоторые скважины после проработки длительное время простаивали в ожидании спуска колонн. Ряд скважин прорабатывали пикообразным долотом, а не шарошечным, что не обеспечивало качественной шаблонировки ствола. Зачастую скважины прорабатывали перед электрометрическими работами, а не после.
При спуске колонн с обратными клапанами их заполняли глинистым раствором иногда очень медленно, в течение 30— 40 мин., что приводило к прихвату труб при оставлении колонн на такое время без движения. Большинство колонн, несмотря на посадки и затяжки при спуске, продолжали спускать без промывок до полной их остановки. Нередки случаи, когда перед спуском колонны глинистый раствор обладал нетекучей вязкостью и несоизмеримым на стандартных приборах сдвигом. Скорость потока раствора в кольцевом пространстве при проработке скважин, промывках в процессе спуска колонн и перед их цементировкой очень часто не превосходила 0,35—0,55 м/сек, что не могло обеспечить необходимой чистоты ствола.
При известных соотношениях между диаметром замков бурильных труб, которыми бурили скважину, и диаметром муфт обсадной колонны создаются условия для заклинивания обсадных труб при их спуске в скважины, имеющие желоба. В тех случаях, когда наружный диаметр муфты обсадной колонны меньше диаметра желоба, заклинивание колонны не произойдет. Однако в подобных случаях создается опасность прихвата колонны при оставлении ее на сравнительно длительное время без движения (во время заполнения колонны раствором при спуске с обратным клапаном, подготовки к промывкам, неполадок при свинчивании труб и т. п.). .
Преждевременной остановке колонны при спуске ее в скважину иногда способствует наличие обратного клапана. Обратный клапан, устанавливаемый в колонне обсадных труб, как известно, позволяет уменьшить нагрузку на вышку и лебедку в процессе спуска колонны, обеспечивает движение глинистого раствора в кольцевом пространстве, разрушая его структуру при погружении колонны, а также препятствует обратному перемещению цемента и глинистого раствора из затрубного пространства в колонну.
Однако следует отметить, что ^газанные преимущества обратного клапана проявляются в процессе спуска колонны не всегда в полной мере. Больше того, в ряде случаев буровой практики обратные клапаны приносят не пользу, а вред. Наличие обратного клапана, как правило, замедляет спуск колонны, а стремление ускорить ее спуск вызывает несвоевременное заполнение колонны раствором, что часто приводит к разрушению клапана и смятию труб.
По вопросу об основной роли обратного клапана мнения специалистов не совпадают. Одни считают основным преимуществом клапана облегчение веса тяжелой колонны, другие—постоянное перемещение промывочной жидкости в затрубном пространстве, третьи — невозможность обратного перемещения в колонну цемента после заливки. Такое расхождение во мнениях, по-видимому, можно объяснять тем, что отдельные функции, выполняемые обратным клапаном, играют ту или иную роль в зависимости от конкретных условий данной скважины. По вопросу о роля обратного клапана при спуске колонн на большие глубины в осложненные скважины, пробуренные утяжеленными растворами, можно сказать лишь, что в этих условиях его преимущества могут полностью аннулироваться недостатками.
Практика спуска колонн на большие глубины в нефтяных районах Чечено-Ингушской АССР показывает, что обратный клапан удовлетворительно выполняет свои функции при спуске колонн в неосложненную скважину. В данных условиях обратный клапан облегчает работу талевого подъемного механизма, вышки и препятствует обратному движению цемента в колонну. При спуске колонны в осложненную скважину, .где наблюдаются посадки, затяжки, обвалы и поглощения, почти все достоинства обратного кл’апана исчезают, щ его нилТРТие только
повышает опасность осложнений. Еслиучесть, чтоТфи спуске колонны с обратным клапаном промежуточных промывок почти не производят, а колонну зачастую продолжают спускать даже при наличии посадок, то станет очевидным, что кольцевое пространство при наличии обратного клапана быстрее будет за — шламлено и колонна преждевременно остановится. В ряде скважин остановка колонн сопровождалась разрушением клапанов и смятием труб.
Такой случай произошел на скв. 3 Славянской нефтеразведки, где колонну спускали с посадками и остановили почти на 400 м выше забоя, а обратный клапан был разрушен. При разрушении клапана Ю3//’ колонна весила свыше 100 т, а гидродинамическое давление на забое в момент закупорки кольцевого пространства могло значительно превышать расчет
ную прочность обратного клапана. На скв. 125 Калужской в результате образования сальника при спуске колонны с обратным клапаном на глубине 1941 м смяло 103//’ колонну при положении башмака колонны на глубине 2388 м.
В большинстве случаев при спуске колонны в глубокую осложненную скважину совершенно не учитывают влияние дополнительного внешнего давления на трубы за счет разности удельных — весов глинистого раствора в колонне и за колонной, а также за счет прироста гидродинамического забойного давления при быстром спуске колонны с обратным клапаном. Не принимают также во внимание снижение сопротивляемости обсадных труб смятию вследствие значительного колебания напряжений растяжения.
Фактические данные по спуску колонн в глубокие скважины показывают, что время от последней промывки перед спуском колонны до завершения ее спуска редко составляет менее 2,5— 3 суток. За такой значительный промежуток времени глинистый раствор частично дифференцируется по удельному весу. Как показали замеры давления глубинным манометром, удельный вес раствора у забоя обычно выше, чем у устья скважины.
При спуске колонны с обратным клапаном происходит непрерывное вытеснение верхних более легких пачек раствора, который при погружении колонны переливается через устье из кольцевого пространства скважины и используется для заполнения колонны. В результате такого перемещения раствора нижняя часть колонны погружается все время в область более тяжелого раствора, претерпевая при этом повышенное внешнее давление. При спуске колонны без обратного клапана изменение удельного веса глинистого раствора с глубиной не может вызвать добавочного внешнего давления на колонну, так как раствор будет занимать одинаковый уровень как за трубами, так и в трубах.
Еще большую опасность для прочности обратного клапана и обсадной колонны представляет прирост гидродинамического давления при спуске колонны с обратным клапаном. По данным зарубежной литературы, прирост гидродинамического давления при спуске обсадной колонны с обратным клапаном в скважину средней глубины может достигать 150 ат в зависимости от скорости спуска труб, величины кольцевого зазора и параметров глинистого раствора (СНС и вязкости).
При спуске колонны с обратным клапаном в осложненную скважину могут происходить значительные колебания не только сжимающих усилий, но и растягивающих. Как показали исследования АзНИИ [14], при совместном действии этих усилий сопротивляемость обсадных труб смятию снижается. Степень снижения сопротивляемости труб смятию зависит от величины растягивающей нагрузки и толщины стенки трубы. Например, для 65/s" обсадных труб при толщине стенки 8 мм. максимальное снижение сопротивления смятию составляет 36%, а для тех
же труб толщиной стенки 12 мм максимальное снижение сопротивления смятию будет только 9%.
На рис. 25 приведен график зависимости сопротивления 65/в" обсадных труб смятию от величины растягивающего напряжения. Верхняя кривая соответствует трубам толщиной 12 мм, средняя — 9 мм и нижняя —8 мм. •
е у *500 * % |
О 5 10 15 го 25 30 35 U0 Растягивающее напряжение, яг/мм 2 |
Рис. 25. Кривые зависимости ■сминающего давления от растягивающего напряжения. |
*300 3 S? 200 |
J — трубы с толщиной стенок J2 мм 2 — толщиной 9 мм; 3 — толщиной 8 мм. |
Таким образом, объективные данные буровой практики и теоретическое обоснование некоторых отрицательных явлений при спуске обсадных колонн в осложненные скважины с обратным клапаном показывает, что обратный клапан в этих условиях часто теряет свои преимущества. Вопрос о целесообразности его применения при спуске колонн в осложненные скважины следует рассматривать, исходя из конкретных условий каждой скважины. Если скважина пробурена без осложнений, вызванных сужениями ствола, а также если систематические посадки и затяжки при бурении и проработке не наблюдались, то для такой скважины обратный клапан окажется полезным.