ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ПРОХОДКЕ ИСКРИВЛЕННЫХ И НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННЫХ СКВАЖИН
Кривизна стволов скважин вызывает ряд технических затруднений в процессе бурения, в значительно искривленных скважинах возрастает вероятность возникновения аварий и всевозможных осложнений.
Широкое применение на промыслах СССР наклонно-направленного’ бурения, при котором приходится принудительно искривлять скважины, требует всестороннего учета особенностей осложнений, вызываемых кривизной, для своевременного принятия необходимых профилактических мер. Следует отметить, что весь комплекс известных мероприятий по предупреждению искривления обычных вертикальных скважин также способствует борьбе с осложнениями при бурении. ‘
Здесь рассмотрены только некоторые характерные для наклонно-направленных и сильно искривленных скважин осложнения.
Как показал опыт, при проходке наклонно-направленных скважин, а также при значительном искривлении обычных вертикальных вдоль ствола при некоторых условиях (мягкие породы, резкое изменение зенитного и азимутального углов, длительность процесса бурения) вырабатываются желоба. Ширина желоба обычно равна наружному диаметру бурильного замка, а глубина зависит от твердости пород, веса инструмента, кривизны скважины й продолжительности работы бурильных труб в скважине. При роторном бурении желоба вырабатываются как при вращении колонны бурильных труб, так и при спускоподъемных операциях; при турбинном — в основном при спускоподъемных операциях.
Наличие в наклонно-направленной скважине желобов и обусловливает возникновение некоторых осложнений, как. например, частых посадок и затяжек инструмента при спуско-подъемных операциях, заклинивания бурильных и обсадных труб в желобах, более быстрого прилипания бурильных и обсадных труб,
попавших в желоб, повышенной интенсивности налипания на стенки ствола выбуренной породы. Образование желобов наблюдается в основном в верхней и средней частях ствола скважины, где вследствие значительного растягивающего усилия при наличии кривизны горизонтальная составляющая этого усилия, обусловливающая прижатие трубы к стенке скважины, имеет наибольшее значение.
Самыми серьезными осложнениями при наличии в скважине желобов следует считать:
1) затяжки с последующим мертвым расклиниванием отдельных звеньев инструмента, имеющих диаметр больше ширины желоба (диаметра замка); ‘
2) быстрое прилипание попавших в желоб бурильных или обсадных труб вследствие наличия в нем толстых липких глинистых корок и большой поверхности соприкосновения труб с глинистой коркой.
Как сказано выше, ширина желоба соответствует наружному диаметру замка бурильной трубы, следовательно, все, что меньше замка, будет свободно проходить в желобе без расклинивания, а то, что больше, может быть расклинено.
Например, если скважину, имеющую значительную кривизну, бурили 59/ig" бурильными трубами с замками 3LLI, наружный диаметр которых 178 мм, а затем в нижней части колонны б9/^" ;друб установили часть 65/8" бурильных труб, 6" УБТ или переводник бХб", то в скважине обычно возникали затяжки и расклинивания инструмента. Опытом проходки наклонно направленных скважин установлено, что для предупреждения заклинивания инструмента в желобах необходимо, чтобы все звенья инструмента (исключая долото) были не больше наружного диаметра замка или превосходили его примерно в 1,4 раза.
Серьезные осложнения возникают при спуске обсадных колонн в скважины, имеюшие желоба. Как показала практика, при проходке наклонно-направленных скважин 59/i6" или б3//’ бурильными трубами, 65/8" обсадные колонны в таких скважинах, как правило, при спуске застревают в желобах и не доходят до забоя. Если диаметр обсадной колонны соответствует диа-‘ метру бурильных труб или значительно превосходит их, то такие колонны обычно доходят до забоя без расклинивания в желобах.
Опасность заклинивания инструмента и обсадных колонн в желобах зависит от величины клинового угла, образованного касательными в точках соприкосновения трубы с поверхностью желоба. Положение 103/4" и 75/8" обсадных труб в скважине, имеющей желоб, выработанный 65/8" бурильными замками, представлено на рис. 55. В данном случае для 103/4" колонны клиновый угол, характеризующий ее проходимость в скважине, составляет 92°, а отношение диаметра муфты колонны к ‘диаметру замка 65/8" бурильных труб 1,35; для 75/8" колонны соот-
ветственно клиновый угол составляет 46°, а отношение диаметров 1,06. Практикой проходки наклонно-направленных скважин установлено, что для предупреждения заклинивания труб в желобах необходимо, чтобы клиновый угол был не менее 75°, а отношение наружного диаметра спускаемых труб к диаметру желоба— не менее 1,35—1,40.
В табл. 33, составленной на основании опыта проходки наклонно-направленных скважин, приводятся соотношения между диаметром бурильных и обсадных труб с указанием величин клиновых углов и отношения диаметра муфты спускаемой обсадной трубы к ширине желоба. Пользование этой таблицей помо-
Рис. 55. Схема заклинивания колонн в желобе, выработанном 65/з" бурильными трубами. / — 75/8" обсадная труба; 2 — 103/4" обсадная труба; 3 — скважина; 4 — желоб. |
жет предупредить возможные заклинивания колонн при их спуске в наклонно-направленные скважины, имеющие желоба.
При бурении наклонно-направленных скважин турбинным способом также образуются желоба, хотя несколько в меньшей степени, чем в роторном. Механизм образования желобов в турбинном бурении сводится в основном к бороздящему действию замков при спуско-подъемных операциях. Следовательно, чем больше кривизна, медленнее бурится скважина и больше спуско-подъемных операций, тем глубже вырабатываются желоба.
Для предупреждения подобных осложнений целесообразно’ наклонно-направленные скважины бурить гладкими трубами, а при подъеме отклоняющих инструментов против неустойчивых пород поднятые свечи отвинчивать при неподвижном инструменте. Во время подъема труб с замками нельзя допускать затяжек свыше 5—8 т по индикатору; при затяжках инструмент следует сбивать вниз и, проворачивая клиновым захватом или. другйм приспособлением, поднимать очень осторожно до прекращения затяжек.
Номинальный диаметр, дюймы |
Наружный диаметр замка, лл |
‘ Колонна |
Клиновый |
Отношение |
||||
скважины |
бурильных труб |
ЗН |
ЗШ |
наружный диаметр, дюймы |
наружный диаметр муфты, лж |
угол при работе замками ЗШ, град. |
диаметра муфты к ширине желоба |
Опасность заклинивания |
тзз/4 |
67s |
197 |
203 |
107* |
273 |
92 |
1,35 |
Безопасно |
117* |
678 |
197 |
203 |
87s |
243 |
68 |
1,2 |
Опасно |
И7* |
6‘/. |
197 |
203 |
77s |
216 |
46 |
1,06 |
Очень опасно |
П7* |
6*/в |
197 |
203 |
67s |
188 |
— |
0,93 |
Безопасно |
117* |
5»/1. |
172 |
178 |
87s |
243 |
84 |
1,37 |
|
47* |
5»/и |
172 |
178 |
77s |
216 |
. 72 |
1,21 |
Опасно |
U7* |
5»/1в |
172 |
178 |
67s |
188 |
42 |
1,06 |
Очень опасно |
97* |
1716 |
172 |
178′ |
67s |
188 |
42 |
1,06 |
То же |
97* |
5716 |
172 |
178 |
57* |
166 |
— |
0,93 |
Безопасно |
97* |
472 |
140 |
146 |
67s |
188 |
76 |
1,29 |
Возможно заклинивание |
97* |
41/2 |
140 |
146 |
СЛ CO |
166 |
58 |
1,14 |
Очень опасно |
со |
4V2 |
140 |
146 |
57* |
166 |
58 |
1,14 |
То же |
77* |
472 |
140 |
146 |
41/2 |
136 |
0,93 |
Безопасно |
Кроме того, во избежание заклинивания и затяжек турбобуров в желобах следует придерживаться тех же принципов, которые положены в основу предупреждения затяжек инструмента и обсадных колонн в роторном бурении, т. е. отношение диаметра корпуса турбобура к диаметру замка бурильной трубы должно быть не менее 1,35—1,40.
Соотношения. между максимальным диаметром корпуса турбобура и шириной желоба, образованного замками ЗН и ЗШ, даны в табл. 34.
Таблица 34-
|
Из приведенных в табл. 34 данных следует, что наиболее безопасно бурение турбобурами Т12М1-10" на 59/i6" бурильных трубах с замками ЗШ и турбобуром Т12М1-8" на 41/2" трубах с замками ЗШ.
Скважину, имеющую желоб, образованный 65/s" замками ЗШ, не следует бурить турбобуром Т12МЗ-9"; при наличии в скважине желобов, образованных 59/,б" замками ЗШ, не рекомендуется применять турбобуры Т12М1-8"; и желобов, образованных ЗУг" замками ЗШ, — турбобуры Т12М1-6 5/&".
Опасность прихвата труб при попадании их в желоб значительно возрастает даже при наличии в скважине глинистого — раствора удовлетворительного качества. Это объясняется тем, что глинистый раствор циркулирует в пределах основного ствола, а в желобе, как правило, образуется застойная зона с повышенным коркообразованием. Кроме того, при попадании трубы в желоб поверхность соприкосновения ее с глинистой коркой значительно возрастает. Например, если 65/8" бурильная труба находится в скважине диаметром П3//’, имеющей среднюю толщину глинистой корки 10 мм, то она соприкасается с глинистой коркой по дуге с центральным углом 95°. В том- случае, когда та же бурильная труба попадает в желоб, она
будет соприкасаться с глинистой коркой по дуге с центральным углом 24СР (рис. 56).
Таким образом, для принятых условий поверхность соприкосновения инструмента или обсадной колонны с глинистой коркой в случае их попадания в желоб будет в 2,5 раза больше, чем для случая нахождения бурильной трубы в пределах основного ствола скважины. Соответственно увеличению поверхности соприкосновения труб с коркой при попадании их в желоб возрастает и усилие, необходимое для отрыва трубы от корки.
При работе утяжеленными растворами опасность прихвата труб при попадании их в желоб возрастает, так как влажность глинистых корок утяжеленных растворов значительно меньше обычных, а напряжение сдвига в несколько раз больше, чем для неутяжеленных растворов.
Рис. 56. Схема положения 65/в" бурильной трубы в стволе и желобе. |
В вопросе предупреждения прихвата инструмента при попадании его в желоб главное внимание необходимо обращать на повышение качества глинистого раствора, снижение его СНС и липкости путем профилактической обработки раствора нефтью, известкования и другими методами. Кроме того, в случаях частого попадания инструмента в желоба необходимо их расширить, для чего в средней части инструмента устанавливают расширители, чтобы весом нижней части инструмента создать усилие для прижатия расширителя к желобу, а также обеспечить необходимую осевую нагрузку. Для сбивания инструмента, попавшего в желоб, можно рекомендовать применение ясса, при наличии которого удары будут осуществляться в непосредственной близости к месту прихвата инструмента, вследствие чего эффективность этих ударов окажется довольно высокой по сравнению с ударами на поверхности. ■
Следует отметить, что в случае обрыва бурильной трубы, находящейся в желобе, накрыть ее ловильным инструментом почти невозможно, и в подобных случаях скважину перебуривают.
Кроме осложнений, обусловливаемых наличием желобов, при спуске обсадных колонн в наклонно-направленные скважины возникают значительные силы трения при прохождении колонны
в искривленном стволе. В данных условиях расчет труб на страгивающую нагрузку следует производить с коэффициентом безопасности не менее 1,3 против 1,15—1,20 для обычных вертикальных скважин. Для уменьшения сил трения в раствор перед спуском колонны следует вводить до 10% нефти или серебристого графита 0,5—0,8% по весу от объема раствора.