Осложнения при заливках под давлением через трубки и установке цементных мостов
При подобных заливках осложнения возникают в основном вследствие схватывания цемента. В глубоких скважинах при малых кольцевых зазорах и высоких температурах схватывание может наступить раньше расчетного срока, . что приводит к прихвату заливочных или бурильных труб. Поэтому при заливках под давлением через трубы особое внимание должно быть обращено на правильное установление момента перехода на обратную промывку после окончания продавки цемента за колонну.
Переход на обратную промывку надо начинать с таким расчетом, чтобы оставался некоторый запас времени до начала схватывания цемента после вытеснения его излишка из заливочных труб. В противном случае давление при обратной промывке резко поднимается и трубы прихватывает. Кроме того, для надежности заливки обратную промывку надо начинать в тот момент, когда в заливочных трубах еще остается некоторая часть цемента (0,25—0,5 ж3). При запоздалом переходе на обратную промывку вслед за цементом за колонну через отверстия может попасть продавочная жидкость и заливка будет некачественной.
Переход с прямой промывки на обратную необходимо осуществлять без резкого снижения давления на устье скважины, в противном случае может произойти перемещение закачанного за колонну цемента и в некоторых случаях даже смятие колонны с последующим заклиниванием заливочных труб.
Например, если максимальное давление при задавке было 120—150 ат, а при переходе на обратную промывку оно по каким-либо причинам упало до нуля, то находящийся в жидком состоянии цемент за колонной может вызвать значительное внешнее давление, способное нарушить форму колонны, т. е. смять ее.
При установке цементных мостов через бурильные или насосно-компрессорные трубы всю операцию по заливке надо заканчивать за промежуток времени, равный не более 0,75 от времени начала схватывания цемента при забойных температуре и давлении. Для глубоких скважин при ремонтных заливках и установке цементных мостов лучше пользоваться медленно схватывающимися цементами с началом схватывания 2—4 часа. Однако даже при таких сроках схватывания в ряде случаев заливка под давлением и установка мостов в глубоких осложнен-.
ных скважинах связаны со значительными трудностями. Обычно в таких скважинах давление при обратной промывке достигает 180—200 ат.
Рис. 28. Быстро соединяющаяся заливочная головка типа Красно — дарнефти. |
Быстрая герметизация кольцевого пространства перед началом обратной промывки обычно способствует значительному снижению начального продавочного давления и успешному завершению операции. Для этой цели можно рекомендовать быстро соединяющуюся заливочную головку типа Краонодар — нефти (рис. 28) вместо фланцевого крепления заливочных труб при помощи болтовых соединений.
Быстро соединяющуюся головку после спуска заливочных труб устанавливают на крестовину фонтанной арматуры, а уплотнение кольцевого пространства создают посадкой на седло головки патрубка с заплечиками с последующим закреплением его при помощи накидной гайки. Такое простое устройство позволяет в течение 1—2 мин. производить герметизацию кольцевого пространства. На рис. 29 показана быстро соединяющаяся головка, применяемая в Грознефти. Герметизация за — трубного (пространства осуществляется за счет резинового элемента, сжимаемого фигурными шайбами при затяжке гайки. Этот тип заливочной головки также можно рекомендовать при установке мостов в глубоких скважинах.
Некоторые осложнения могут возникать в процессе заливки под давлением через те же отверстия, через которые поступала верхняя вода в процессе опробования заведомо продуктивного горизонта. В подобных случаях цемент может быть задавлен в продуктивный пласт и затруднит его даль-
Рис. 29. Быстро соединяющаяся заливочная головка, применяемая в Грознефти. |
нейшее освоение. Поэтому там, где неудачную заливку приходится исправлять в названных выше условиях, целесообразнее перекрывать перфорированные отверстия песчаной пробкой, выше нефтяного горизонта перфорировать новые отверстия и че-
рез них производить заливку под давлением. Для большей надежности такой заливки рекомендуется применять цемент с пониженной водоотдачей, который обладает свойством при задавке через перфорированные отверстия расширять каналы и трещины, ьпо которым поступает вода, и, следовательно, обеспечивать борее качественную заливку.
Снижение водоотдачи цементного раствора можно обеспе — / чить за счет ввода в него фенолформальдетида, КМЦ и других реагентов. Водоотдача цемента, закачиваемого под давлением, должна быть, по данным зарубежной практики не более 100 см3 за 30 мин.