Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРИРОДООХРАННАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЙ

«Государственный мониторинг водных объектов является частью государствен­ного мониторинга окружающей среды».

«Водный кодекс РФ», ст. 30

7.1. Понятие, цели и задачи мониторинга

Под влиянием антропогенной деятельности происходят изме­нения во всей биосфере, что требует постоянных наблюдений. Для этой цели в России разработана система наблюдений, контроля и прогноза за состоянием окружающей среды, которая получила на­звание «мониторинг».

Термин «мониторинг» предложен американским ученым Р. Маном, который подразумевал под ним систему повторных на­блюдений одного или более элементов окружающей среды в про­странстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой. Позднее Ю. А. Израэль уточнил эту формулировку, определив мониторинг как систему наблюдений за антропогенными изменениями природной среды, оценки и прогноза ее состояния на фоне естественных изменений. Одной из задач мониторинга является сбор информации о состоя­нии водной среды и уровнях ее загрязнения в пространстве и во времени по определенной программе.

В 2003 г. (по данным Росгидромета) в России наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям было охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб велся на 1716 пунктах (2390 створах) по физическим и химиче­ским показателям с одновременным определением гидрологиче­ских показателей. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производились в 198 пунктах. Программа наблюдений включала от 2 до 6 показателей.

Мониторинг — это оценка состояния окружающей природной среды путем повторных наблюдений за ее элементами (компонен­тами) в пространстве и во времени с определенной целью и по за­ранее подготовленной программе. Мониторинг может осуществ­ляться в различных масштабах, в том числе и в глобальных. Ака­демик И. И. Герасимов выделяет три основных «блока» современ­ного мониторинга:

— биоэкологический мониторинг — включает наблюдения за со­стоянием среды с точки зрения ее влияния на состояние здоровья человека, поскольку оно является наиболее комплексным критери­ем состояния окружающей среды;

— геоэкологический, или природно-хозяйственный, монито­ринг — объединяет наблюдения за состоянием и изменением как природных геосистем, так и природно-технических (агросистемы, городские системы и т. д.);

— биосферный мониторинг — проводит наблюдения, контроль и прогноз возможных изменений в глобальном масштабе, т. е. в отношении биосферы в целом как среды жизни всего человечества.

Ю. А. Израэль выделяет следующие основные задачи, кото­рые стоят перед глобальной системой биосферного мониторинга:

— наблюдения за изменением состояния биосферы, выделение тех элементов, которые обусловлены человеческой деятельностью;

— прогноз и определение тенденций в изменении биосферы;

— оценка изменений биосферы.

Данные наблюдений дают материал для прогноза возможных изменений в биосфере. Оценка этих изменений и изменений тен­денций должна дать ответ на вопрос о неблагополучном положе­нии в биосфере, указать, в чем и где причина создавшегося со­стояния, помочь определить те действия, которые помогут норма­лизовать положение. Поэтому еще в 1972 г. в Советском Союзе было принято решение о создании Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК). Организация и обеспечение функционирования этой службы были возложены на Гидрометслужбу СССР.

Это же постановление определило задачи отдельных мини­стерств и ведомств в части контроля за загрязнением поверхност­ных вод и обязало их разработать и осуществить мероприятия по созданию сети пунктов контроля качества поверхностных вод. По­становлением была предусмотрена также разработка комплекса государственных стандартов в области охраны природы.

В задачу Общегосударственной службы наблюдений и кон­троля за загрязненностью объектов природной среды входило:

— систематическое получение как отдельных, так и обобщен­ных во времени и пространстве данных о качестве воды;

— обеспечение центральных хозяйственных органов, а также заинтересованных организаций систематической информацией и прогнозами о качестве воды водоемов и водотоков и экстренной информацией о резких изменениях загрязненности воды.

В настоящее время в «Водном кодексе РФ» (ст. 30) записано, что государственный мониторинг водных объектов, находящихся в федеральной собственности или собственности субъектов, также в собственности муниципальных образований, физических или юридических лиц, является частью государственного мониторинга окружающей среды.

Его целью являются «своевременное выявление и прогнози­рование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состоянии, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов», оценка эффективности охраны водных объектов и обеспечение необходимой информацией органов государственного контроля и надзора.

Частью государственного мониторинга водных объектов яв­ляется гидрометеорологический мониторинг, осуществляемый Росгидрометом, а также мониторинг состояния дна и берегов вод­ных объектов и состояния водоохранных зон.

В систему мониторинга входят наблюдения за водохозяйст­венными системами и используемыми объемами воды при водопо — треблении и водоотведении.

При проведении мониторинга и разработки схем охраны вод­ных объектов и их комплексного использования учитываются фи­зико-географические особенности гидрографических районов (климатические условия, морфология и морфометрия водосбора, водный режим водотоков и водоемов, подземные воды, раститель­ность, почво-грунты и др.). При этом наиболее крупной гидрогра­фической единицей (согласно «Водному кодексу РФ») является бассейновый округ, состоящий из главного речного бассейна и подбассейна реки, впадающей в главную реку. Следует отметить, что понятие «подбассейн» в гидрологии отсутствует, поскольку имеются достаточно ясные и полные понятия — «малая река», «средняя река» и «большая река» и соответственно такие же поня­тия применительно к озерам, о чем свидетельствуют гидрологиче­ский словарь и ГОСТ [25].

Основными задачами мониторинга водных объектов являются (в соответствии с «Водным кодексом РФ»):

— регулярные наблюдения за количеством и качеством воды и режимом использования водоохранных зон;

— сбор, обработка и хранение данных наблюдений;

— внесение данных наблюдений в государственный водный реестр;

— оценка и прогнозирование изменений количественных и ка­чественных показателей состояния водных ресурсов.

Сведения о водном объекте и результаты наблюдений за ко­личеством и качеством воды оформляются в виде водного реестра, имеющего государственный статус. В него включаются сведения о бассейновых округах, речных бассейнах, водохозяйственных уча­стках, водных объектах в границах речных бассейнов и его физи­ко-географических характеристиках, о водоохранных зонах и при­брежных защитных полосах, о характере использования водных объектов, включая наличие гидротехнических и других сооруже­ний на водных объектах, а также документы юридического плана, отражающие права пользования или собственности в отношении водного объекта.

«Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер», но «за предоставление копий документов… взимается плата» (ст. 31).

Данные мониторинга о состоянии водных объектов и об их ис­пользовании являются основой для разработки мероприятий по ох­ране водных объектов и при составлении схем комплексного исполь­зования вод. В этих схемах приводятся: перечень мероприятий по охране водных объектов, целевые показатели качества воды, лимиты водозаборов и сбросов сточных вод, водохозяйственные балансы.

Организация работ по наблюдению и контролю качества поверхностных вод

Контроль качества поверхностных вод в системе ОГСНК про­водится в соответствии с требованиями ГОСТа 17.1.3.07-82, «Ох­рана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водо­емов и водотоков». Он устанавливает единые требования к по­строению сети контроля, проведению наблюдений и обработке данных.

В основе организации и проведения контроля в пунктах ОГСНК лежат следующие основные принципы:

— комплексность и систематичность наблюдений;

— согласованность сроков их проведения с характерными гид­рологическими ситуациями;

— определение показателей качества воды едиными методами.

Соблюдение этих принципов достигается установлением про­грамм контроля (по физическим, химическим, гидробиологиче­ским и гидрологическим показателям) и периодичностью проведе­ния контроля, выполнением анализа проб воды по единым мето­дикам, проведением гидрометрических работ в соответствии с ука­заниями.

Первым этапом организации работ по наблюдению и контро­лю качества поверхностных вод является выбор местоположения пунктов контроля.

Под пунктом контроля качества поверхностных вод следует понимать место на водоеме или водотоке, в котором производят комплекс работ для получения данных о качестве воды. При нали­чии нескольких источников загрязнения под пунктом контроля следует понимать весь участок водоема или водотока, на котором расположен населенный пункт, а не отдельные источники загряз­нения.

Название пункта контроля дается по названию какого-либо постоянного ориентира (населенный пункт, электростанция, пло­тина и т. п.) для определенного водного объекта.

Пункты контроля организуют в первую очередь на водоемах и водотоках, имеющих большое хозяйственное значение, а также подверженных значительному загрязнению промышленными, хо­зяйственными сточными водами. На незагрязняемых сточными водами водоемах и водотоках или на их участках создаются пунк­ты для фоновых наблюдений.

Пункты контроля организуют на водоемах и водотоках в районах:

— расположения городов и крупных рабочих поселков, сточ­ные воды которых сбрасываются в водоемы и водотоки;

— сброса сточных вод отдельно стоящими крупными промыш­ленными предприятиями, территориально-производственными комплексами, организованного сброса сельскохозяйственных сточ­ных вод;

— мест нереста и зимовья ценных видов промысловых орга­низмов;

— предплотинных участков рек, являющихся важными для рыбного хозяйства;

— пересечения реками государственной границы и границ рес­публик;

— замыкающих створов больших и средних рек;

— устьев загрязненных притоков больших водоемов и водотоков.

Для изучения природных процессов и определения фонового

состояния воды водоемов и водотоков пункты контроля создают также на неподверженных прямому антропогенному воздействию участках водного объекта, расположенного на территории госу­дарственных заповедников и национальных парков.

В пунктах контроля организуются один или несколько ство­ров наблюдений. Под створом пункта (наблюдения) контроля сле­дует понимать условное сечение водоема или водотока, в котором производится комплекс работ для получения данных о качестве воды. Местоположение створов устанавливают с учетом гидроме­теорологических и морфологических особенностей водоема или водотока, расположения источников загрязнения, количества, со­става и свойств, сбрасываемых сточных вод, интересов водополь­зователей, а также «Правил охраны поверхностных вод от загряз­нения сточными водами».

Один створ устанавливают на водотоках при отсутствии орга­низованного сброса сточных вод в устьях загрязненных притоков, на незагрязненных участках водотоков, на предплотинных участ­ках рек, на замыкающих участках рек, в местах пересечения гра­ницы.

Два створа и более устанавливают на водотоках при наличии организованного сброса сточных вод. Один из них располагают выше источника загрязнения (вне влияния рассматриваемых сточ­ных вод), другие — ниже источника загрязнения. Состав воды в пробе, взятой выше источника загрязнения, характеризует фоно­вое значение показателей качества воды водотока. Сравнение фо­новых значений показателей с показателями в пробе, отобранной ниже источника загрязнения с учетом времени добегания, позво­ляет судить о характере и степени загрязненности вод под влияни­ем источников загрязнения. Изменение состава воды в пробах, отобранных также с учетом времени добегания в первом после сброса сточных вод створе и в расположенных ниже створах, дает возможность оценить самоочищающую способность водотока.

Верхний створ устанавливают на 1 км выше источника за­грязнения (обычно на этом расстоянии исключается возможность влияния на водоток поступающих со сточными водами загряз­няющих веществ). Выбор створов ниже источника загрязнения осуществляется с учетом всего комплекса условий, влияющих на характер распространения загрязняющих веществ в водотоке.

При выборе створа ниже источника загрязнения необходимо, чтобы он характеризовал состав воды в целом по сечению, т. е. был расположен в месте достаточно полного (не менее 80 %) сме­шения сточных вод с водой водотока.

Полученное расчетным путем расположение створов смеше­ния рекомендуется уточнить во время обследования участка путем измерения характерных для оценки смешения данных. Створ сме­шения мигрирует вдоль русла водотока, оптимальным следует считать место, где створ контроля совпадает со створом гаранти­рованного в течение года практически полного смешения сточных вод с водой водотока. На реках, используемых для нужд рыбного хозяйства, такой створ устанавливается в 0,5 км от места сброса сточных вод. (

При наличии на водотоке нескольких источников загрязнения верхний створ располагается выше первого источника, нижний — ниже последнего. Между створами выше и ниже источников за­грязнения могут быть установлены дополнительные створы, кото­рые должны охарактеризовать влияние отдельных источников за­

грязнения. При наличии на водотоке нескольких рукавов створы располагают на тех из них, где наблюдаются наибольшие расходы и нарушения норм качества воды водотоков.

Наблюдение и контроль на водоемах проводят по водоему в целом или на отдельных загрязненных участках. При контроле по водоему с учетом геоморфологии береговой линии и других факторов устанавливают не менее трех створов, по возможности равномерно распределенных по акватории.

При контроле на отдельных загрязненных участках водоемов створы устанавливают с учетом условий водообмена водоемов. На водоемах с интенсивным водообменом (>5,0) расположение ство­ров аналогично расположению их на водотоках: один створ уста­навливают примерно на 1 км выше источника загрязнения, где нет влияния сточных вод, остальные створы — ниже источника загряз­нения (не менее двух, на расстоянии 0,5 км от сброса сточных вод и непосредственно за границей зоны загрязненности). Границу зо­ны загрязненности (а это часть водоема или водотока, в которой нарушены нормы качества воды по одному или нескольким пока­зателям) устанавливают по размерам максимальной зоны загряз­ненности, определенной расчетным путем и уточненной при про­ведении обследования водоема.

На водоемах с умеренным (0,1-5,0) и замедленным (< 0,1) во­дообменом один створ устанавливают в неподверженной загряз­нению части водоема, другой — совмещают со створом сброса сточных вод; остальные створы проходят параллельно ему по обе стороны (не менее 2, на расстоянии 0,5 км от места сброса сточных вод и непосредственно за границей зоны загрязненности). Количе­ство вертикалей в створе на водоеме определяется шириной зоны загрязненности: первую вертикаль располагают на расстоянии не далее 0,5 км от места сброса сточных вод или от берега, послед­нюю — непосредственно за границей зоны загрязненности.

Количество вертикалей в створе на водотоке определяется ус­ловиями смешения речных вод со сточными водами или водами притоков: при неоднородности химического состава в створе уста­навливают не менее трех вертикалей (на стрежне и на расстоянии 3-5 м от берегов); при однородности химического состава — одну вертикаль (на стрежне реки). ‘

Количество горизонтов на вертикали определяется глубиной водоема или водотока в месте измерения: при глубине до 5 м уста­навливается один горизонт (у поверхности — 0,2-0,3 м от поверх­ности воды летом и у нижней поверхности льда зимой), при глу­бине от 5 до 10 м — два (у поверхности и на глубине 0,5 м от дна), а при глубине более 10 м — три (еще и промежуточный, располо­женный на половине глубины). На глубоких водоемах устанавли­вают следующие горизонты: у поверхности, на глубинах 10, 20, 50 и 100 м и у дна (дополнительный горизонт в слое скачка плотно­сти) (табл. 7.1—7.3).

Пункты контроля качества поверхностных вод подразделяют на 4 категории. Категория пункта определяет периодичность кон­троля качества вод и программу контроля в пункте. Категория пункта устанавливается с учетом следующих основных факторов: народно-хозяйственного значения водного объекта, качества воды, размера и объема водоема, размера и водности водотока и др.

В пунктах I категории контроль по гидрохимическим и гидро­логическим показателям проводят ежедневно в первом после вы­пуска сточных вод створе, ежедекадно и ежемесячно по сокращен­ной и обязательной программам в основные фазы водного режима.

В пунктах II категории контроль по гидрохимическим и гид­рологическим показателям проводят ежедневно (визуальные на­блюдения), ежедекадно (по сокращенной программе), ежемесячно (по сокращенной программе) и по обязательной программе в ос­новные фазы водного режима.

В пунктах III категории контроль по гидрохимическим и гид­рологическим показателям проводят ежемесячно по сокращенной программе или по обязательной в основные фазы водного режима.

В пунктах IV категории контроль по гидрохимическим и гид­рологическим показателям проводят в основные фазы водного ре­жима по обязательной программе (табл. 7.4).

Контроль качества воды по обязательной программе на боль­шинстве водотоков проводят семь раз в году:

— во время половодья — на подъеме, пике и спаде;

— во время летней межени — при наименьшем расходе и при прохождении дождевого паводка;

— осенью — перед ледоставом, во время зимней межени.

Таблица 7.1

Расположение створов в пункте контроля____________________________________

Тип

водного

объекта

Характеристика источника загрязнения

Количеетво створов

Расположение створов

Водоем

Отсутствие организован­ного сброса сточных вод или равномерная загряз­ненность водоема

Не менее трех но водоему в целом

По возможности равномерно распространенные по акватории е учетом геоморфологии береговой линии и других факторов

Водоем

Организованный сброс сточных вод

Не менее трех на водоеме с интенсивным водообменом

Выше источника загрязнения примерно на 1 км (вне влияния сточных вод); ниже источника загрязнения: не менее двух на расстоянии 0,5 км от сброса сточных вод и непосредственно за границей зоны загрязненности

Водоем

Организованный сброс сточных вод

Не менее шеети на водоеме с умеренным и замедленным водообменом

В неподверженной загрязнению части водоема; через место сброса сточных вод по обе стороны от сброеа сточных вод; не менее двух на расстоянии 0,5 км от места сброса и непосредственно за границей зоны за­грязненности

Водоток

Отсутствие организован­ного сброса сточных вод

Один

С учетом гидрометеорологических и морфометриче­ских особенностей водотока и интересов водопользова­телей

Водоток

Организованный сброс сточных вод

Не менее двух

Выше источника загрязнения примерно на 1 км (вне влияния сточных вод); ниже источника загрязнения; в створе достаточно полного (не менее 80 %) смешения сточных вод с водой водотока в створе с учетом инте­ресов водопользователей (в зависимости от условий смешения, но не далее 0,5 км от сброса сточных вод на используемых для нужд рыбного хозяйства водотоках)

Таблица 7.2

Расположение вертикалей в пункте контроля___________________________________

Тип водного объекта

Факторы, определяющие количество вертикалей

Количество

вертикалей

Расположение вертикалей

Водоем

Ширина зоны загряз­ненности водоема

Не менее двух

Первая не далее 0,5 км от места сброса сточных вод; последняя — непосредственно за границей зоны загряз­ненности

Водоток

Неоднородность хими­ческого состава в створе

Не менее трех

На расстоянии 3-5 км от берегов (две), на стрежне во­дотока

Однородность химиче­ского состава в створе

Один

На стрежне водотока

Таблица 7.3

Расположение водных горизонтов в пункте контроля________________________________

Тип водно­го объекта

Глубина водоема нли водотока в месте измерения, м

Количество водных горизонтов

Расположение водных горизонтов

Водоем

5

1

У поверхности

10

2

У поверхности, у дна

20

3

50

4

У поверхности, 10, 20 м, у дна

100

5

У поверхности, 10,20,50 м, у дна

>100

6

У поверхности, 10,20,50, 100 м, у дна

Водоток

5

1

У поверхности

5-10

2

У поверхности, у дна

10

3

У поверхности, на половине глубины, у дна

Примечание. В стратифицированном водоеме назначается дополнительный горизонт, расположенный в слое екачка плот­ности.

Таблица 7.4

Расположение и категории пунктов контроля системы ОГСНК __________ на______________ водоемах и водотоках

Категория

пунктов

контроля

Расположение пункта контроля1

С учетом хозяйственного значения и размера водоема или водотока

С учетом состояния воды водоема или водотока

і2

Районы городов с населением 1 млн жителей; места нереста и зимовья особо ценных видов промысловых

з

организмов

Районы повторяющихся аварийных сбросов за­грязняющих веществ и заморных явлений вод­ных организмов; районы организованного сброса сточных вод, в результа­те чего наблюдается вы­сокая загрязненность воды (превышение 100 ПДК по одному или не­скольким показателям качества воды)

п

Районы городов с населением от 1 до 0,5 млн жителей, район важного рыбохозяйственного значения (мес­та нереста и зимовья ценных видов промысловых организмов, предпло — тинные участки рек), при пересече­нии реками государственной грани­цы РФ

Районы организованного сброса сточных вод, в результате чего наблю­дается систематическая средняя загрязненность воды (превышение от 10 до 100 ПДК по одному или нескольким показа­телям качества воды)

ш

Районы городов с населением менее 0,5 млн жителей, замыкающие ство­ры больших и средних рек, устья загрязненных притоков больших рек и водоемов4

Районы организованного сброса сточных вод, в результате чего наблюда­ется низкая систематиче­ская загрязненность воды (превышение от 10 ПДК по одному или несколь­ким показателям качест­ва воды)

IV

Районы территории государствен­ных заповедников и национальных парков, водоемы и водотоки, яв­ляющиеся уникальными природны­ми образованиями

Незагрязненные участки водоемов и водотоков.

Примечания:

1 Пункты контроля, расположенные в районах сброса сточных вод отдель­ными крупными промышленными предприятиями, территориально-производ-

ственными комплексами, организованного сброса сточных вод с орошаемых уча­стков и в местах пересечения реками границ республик, относятся к одной из четырех категорий в зависимости от состояния водоема или водотока в пункте.

2 Пункты I категории располагают на средних и больших водоемах и водо­токах (ГОСТ 17.1.1.02-77), имеющих важное хозяйственное значение. При обосно­вании допускается располагать пункты категории на малых водоемах и водотоках.

3 В соответствии с ГОСТом 17.1.2.04-77 к группе особо ценных видов про­мысловых организмов относятся виды, дающие продукцию особой ценности вне зависимости от масштаба и наличия их промысла в данном водном объекте, на­пример лососевые, осетровые; к группе ценных видов — виды, являющиеся важ­ными объектами промысла или организованного любительского лова, например лещ, вобла, судак.

4 В соответствии с ГОСТом 17.1.1.02-77 к большим рекам относятся реки с площадью водосбора более 50 ООО км2 и расходом воды более 100 м3/с, к средним — от 2000 до 50 000 км2 и от 5 до 100 м3/с, к большим водоемам — водоемы с пло­щадью поверхности от 101 до 1000 км2 объемом от 1,1 до 10,0 км3.

В зависимости от особенностей водного режима водотока пе­риодичность контроля может отличаться от обязательной про­граммы:

— на реках с длительным половодьем (больше месяца) число наблюдений увеличивается до 8 в год;

— на водотоках с устойчивой летней меженью, где осенний подъем воды выражен слабо, число наблюдений снижается до 5-6 в год;

— на временных водотоках число наблюдений уменьшается до 3-4 в год;

— на реках с паводочным режимом в течение всего года число наблюдений должно быть не менее 8;

— на горных реках число наблюдений может колебаться в за­висимости от типа водотока от 4 до 11.

На водоемах контроль по обязательной программе проводят;

— зимой при наиболее низком уровне и наибольшей толщине ледового покрова;

— в начале весеннего наполнения водоема;

— в период максимального наполнения (при наибольшем уровне);

— в летне-осенний период при наиболее низком уровне.

В пунктах I — III категорий контроль по гидробиологическим показателям рекомендуется проводить ежемесячно по сокращен­ной программе и ежеквартально по полной. При этом в пунктах III категории ежемесячный контроль по сокращенной программе про­водится только в вегетационный период.

В пунктах IV категории контроль по гидробиологическим по­казателям рекомендуется проводить по полной программе еже­квартально.

При проведении контроля по гидробиологическим, гидрохи­мическим и гидрологическим показателям могут встречаться на­рушения или невозможности проведения плановых программных работ. Такие случаи оговорены существующими рекомендациями.

Остановимся на программах контроля. Обязательная про­грамма контроля по гидрологическим и гидрохимическим показа­телям предусматривает определение следующих показателей: рас­ход воды, м3/с; скорость течения, м/с; уровень, м; визуальные на­блюдения (температура, °С; цветность, град; прозрачность, см; за­пах, баллы); концентрация растворенных в воде газов [кислорода, двуокиси углерода, мг/дм3 (мг/л)], концентрация взвешенных ве­ществ, мг/дм3 (мг/л); водородный показатель (pH); окислительно­восстановительный потенциал (Eh), мВ; концентрация главных ионов (хлоридных, сульфатных, гидрокарбонатных, кальция, маг­ния, натрия, калия); сумма ионов, мг/дм3 (мг/л); химическое по­требление кислорода, мг/дм3 (мг/л); биохимическое потребление кислорода за 5 сут., мг/дм3 (мг/л); концентрация биогенных эле­ментов (аммонийных, нитритных и нитратных ионов, фосфатов, железа общего, кремния), мг/дм3 (мг/л); концентрация широко рас­пространенных загрязняющих веществ (нефтепродуктов, синтети­ческих поверхностно-активных веществ, летучих фенолов, пести­цидов и соединений металлов), мг/дм3 (мг/л).

Предусмотрено три сокращенные программы контроля, кото­рые отличаются объемом работ и количеством определяемых по­казателей. И то, и другое устанавливается на основании данных о составе сбрасываемых в районе пункта контроля сточных вод и предварительного обследования водного объекта.

По гидробиологическим показателям имеется полная и со­кращенная программа контроля. В зависимости от загрязняющих веществ объем работ и количество показателей меняются.

Если необходимы сведения о качестве воды за пределами пунктов контроля, то проводятся специальные экспедиционные наблюдения. Такие наблюдения проводят при чрезвычайных си­туациях в состоянии водоемов и водотоков, а также для определе­ния или уточнения расположения пунктов и створов контроля и программ работ.

Целью предварительных экспедиционных исследований яв­ляются: выявление источников загрязнения, состава и режима сброса сточных вод; определение створа гарантированного смеше­ния природных и сточных вод и зоны загрязнения; определение расположения пунктов контроля, створов, вертикалей и горизон­тов в них; выявление загрязняющих веществ, характерных для данного водоема или водотока или его участка; составление про­граммы работ.

Предварительным исследованиям предшествуют сбор, под­робное изучение и анализ материалов о водопользователях, водо­еме или водотоке, источниках загрязнения и т. д. Полученные ма­териалы анализируются, затем выполняется обследование объекта согласно имеющимся рекомендациям.

Необходимо заметить, что положение пунктов контроля мо­жет быть изменено, так же как и программы контроля. Это делает­ся по специальной заявке, которая подается к 1 сентября на рас­смотрение (в месячный срок) в соответствующее управление Рос­гидромета. Заявка должна содержать пояснительную записку, кар­ту-схему участка водоема или водотока, на котором расположен пункт с нанесением источников загрязнения, мест сброса сточных вод, створов пунктов контроля территории населенных пунктов и сведения для обоснования предлагаемого изменения.

Необходимо отметить, что существующая организация мони­торинга водных объектов России требует дальнейшего совершен­ствования. На VI Всероссийском гидрологическом съезде отмеча­лось [16], что при организации мониторинга должен лежать бас­сейновый принцип, когда объектом изучения является базовый водный объект, включая его водные экосистемы, берега, дно и донные отложения, взаимосвязанные водотоки, образующие гид­рологическую сеть, природно-территориальные комплексы, нахо­дящиеся на поверхности водосбора. Необходимо создание единой государственной системы мониторинга водных объектов с автома­тизированной системой управления (АСУ), в которую должны входить регистры и кадастры водных объектов, информационные системы архивации данных.

Осуществление мониторинга должно быть неразрывно связа­но с охраной водных объектов, сокращением антропогенной на­грузки на водные объекты и восстановлением водных экосистем.

Комментарии запрещены.