Актуальные задачи развития ВИЭ в России
В настоящее время Россия является одной из ведущих энергетических стран мира. Полностью обеспечивая свои внутренние потребности в топливе и энергии, Россия в значительной степени покрывает своими ресурсами спрос на энергоносители сопредельных стран Восточной и Центральной Европы, а также стран Азии.
В недрах России сосредоточено до 40% мировых запасов газа, 13% запасов нефти и около 30% запасов угля. От эффективности использования этого уникального богатства зависит не только настоящее, но и будущее как самой России, так и в немалой мере мирового сообщества.
Понимание особой роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике, социальной сфере и политике в новых экономических условиях в России обусловливает пристальное внимание руководства и научно-технической общественности страны к текущему состоянию ТЭК и долгосрочным перспективам его развития.
По ряду видов ВИЭ Россия имеет значительные заделы (гидроэнергетика, геотермальная и др.), однако по некоторым направлениям достижение принимаемых рубежей возможно, на наш взгляд, лишь в тесной международной кооперации.
И здесь имеются далеко идущие и широкомасштабные перспективы международного партнерства в освоении рынка ВИЭ РФ, в их числе:
— гармонизация российской и мировой правовой, нормативно-технической и проектной базы ВИЭ;
— ускоренное совместное проведение проектных исследований по различным видам ВИЭ на базе имеющихся российских разработок и передовых зарубежных технологий;
— разработка автономных систем на базе ВИЭ, чрезвычайно важных для России, две трети территории которой находится в условиях децентрализованного энергоснабжения;
— подготовка российских кадров в области ВИЭ;
— изучение российского рынка сбыта и производства ВИЭ и способов его эффективной интеграции в мировой рынок ВИЭ;
— производственная реализация трансферта передовых мировых технологий ВИЭ в Россию и российских технологий на экспорт.
В современной России с учетом региональной и юридической раздробленности и различия интересов хозяйствующих в электроэнергетики компаний (генерирующих, сетевых и сбытовых) создание крупномасштабной отрасли ВИЭ, как и любой другой, возможно лишь под единым и сильным началом и при активном участии государства в лице всех его институтов (Президента, Думы, Правительства, лидирующих партий).
Необходимыми условиями создания отрасли ВИЭ в Рссии являются:
— разработка и принятие государством узаконенной долгосрочной государственной Программы создания отрасли ВИЭ и поэтапного Плана ее реализации до 2030 г.;
— создание и активная работа «Органа», уполномоченного Правительством и ответственного за выполнение государственной программы ВИЭ;
— разработка и принятие необходимой правовой и нормативно-технической базы ВИЭ, и, в первую очередь, законодательных актов в разви-
тие Поправок к Закону РФ № 250 ФЗ «Об электроэнергетике» и Распоряжению Правительства [77].
Необходимость рационального установления целей и программ развития и внедрению ВИЗ для регионов обусловлена разработкой таких целей для России в целом, подготовленный проект которых находится на стадии ускоренного согласования с профильными министерствами и ведомствами, после чего он с большой вероятностью может быть принят в качестве основы для долгосрочной Государственной Программы развития ВИЗ.
В этом случае для выполнения установленных для страны целей всеми субъектами Российской Федерации должны быть разработаны и приняты (или «спущены сверху») соответствующие рубежи внедрения ВИЗ.
В таком случае очевидно, что установление обоснованных и реальных для достижения региональных целей является важнейшим залогом успешного выполнения как региональных программ развития ВИЗ, так и Российской программы в целом.
В рамках работы TACIS установление целей для субъектов Российской Федерации проведено исходя из следующих допущений и соображений:
— разработанный и проходящий в настоящее время стадию согласования Правительственный проект надбавок за произведенную с помощью ВИЗ энергию будет принят и обеспечит равноценные экономические условия и показатели проектов ВИЗ разных видов;
— при выполнении первого условия устанавливаемые цели определяются главным образом введенными и рассчитанными в работе производственными потенциалами ВИЗ;
— с учетом мировых темпов развития ВИЗ производственные потенциалы ВИЗ в регионах при наличии нормативно-правовой базы их развития и с учетом энергетического и топливного дефицита могут и должны быть реализованы к 2020 г. примерно на 50% и к 2030 г. — на 100%;
— многолетняя (до 2020 г.) динамика развития каждого вида ВИЗ определялась исходя из мирового опыта их развития и существующих для этого и примерно равных для рассмотренных регионов условий (производственных, кадровых, экономических);
— с учетом существующих среднестатистических затрат электроэнергии на нагрев воды в бытовых и производственных нуждах, составляющих до 50% от потребляемой в регионах бытовой электроэнергии, энергозатраты на нагрев воды с использованием солнечных тепловых нагревательных установок включались в суммарный баланс производства экономии электроэнергии.
На основании полученных и приведенных выше результатов от Проекта TACIS были подготовлены и сделаны предложения по установле
нию долгосрочных целей ввода ВИЭ в России и исследованных регионах, которые были частично учтены при подготовке Проектов целей по ВИЭ для Правительств регионов и России.
Авторы убеждены, что принятие и реализация программы создания в России крупномасштабной отрасли ВИЭ являются не только возможными, но и эффективными для России, для бизнеса, в том числе специализирующегося на экспорте углеводородов, и для всего населения страны и последующих поколений россиян.