К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию биоэнергетических станций на отходах лесной и лесоперерабатывающей промышленности
С учетом огромных лесных ресурсов России вопрос об эффективности ценовой политики государства в отношении энерговыработки на основе отходов лесной и лесоперерабатывающей промышленности приобретает особо важное значение. Анализ эффективности ценовых надбавок, представленных на рассмотрение Правительству РФ, проведен в данной работе той же методикой, что и в случае остальных видов БиоЭС.
Возможные варианты ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования БиоЭС в России, представлены на рис. 6.23.
Рис. 6.23. Зависимость баланса расходов — доходов БиоЭС с Кшт = 60% при возможных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Согласно расчетам, средняя за 20 лет приведенная к ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии малых БиоЭС с капзатратами при ее строительстве в 2009 г. = 1500 EURO/кВт, работающей с коэффициентом использования номинальной мощности Яинм = 60% , составит в российских условиях ~ 0,060 — 0,063 EURO/kBt • ч и при отсутствии надбавок к цене оптового рынка БиоЭС, работающей на отходах лесозаготовок с Яинм = 60%, не окупается.
При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными стоимости замещенного газа, период окупаемости такой БиоЭС, работающей с Яинм = 60%, составляет в российских условиях = 8,5-9 лет, что является вполне приемлемым для традиционной электроэнергетики России, но по прежнему не представляет большого интереса для российского инвестора.
При закупках электроэнергии БиоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса (из расчета 20 EURO/т выбросов), период окупаемости ВЭС, работающей с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 уменьшается до = 7-8 лет, что, по мнению экспертов, вполне приемлемо для современной электроэнергетики России и может представлять интерес для зарубежного и российского инвесторов. Итоговая за 20 лет рентабельность проектов БиоЭС при такой финансовой поддержке в приведенных к 2009 г. ценах составляет более 120% (на вложенные в 2009 г. 1,5 руб. к 2028 г. после вычетов на инфляцию и 24%-ного налога на прибыль возвращается около 2 рублей).
При закупках электроэнергии малых БиоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа, экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, период окупаемости БиоЭС, работающей с Яиим = 60%, уменьшается до 4 лет и менее, что определенно может представлять большой интерес для зарубежного и российского инвесторов, но в случае значительных для регионов вводах мощностей ВЭС может ощутимо сказаться на местных тарифах с вытекающей отсюда социальной напряженностью. Итоговая за 20 лет рентабельность проектов БиоЭС при такой финансовой схеме в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 270 — 300% (на вложенные в 2009 г. 1,5 руб. к 2028 г. после вычетов на инфляцию и налога на прибыль возвращается ~ 5,5 руб.).
Согласно проведенным расчетам, надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, практически не обеспечивают полной окупаемости БиоЭС, работающей с = 60% за весь 20-летний период их эксплуатации. Рентабельность проектов малых ГЭС за 10-летний период при такой схеме близка к нулевой.
Таким образом, предложенная Правительству схема ценовых надбавок в отношении БиоЭС на отходах лесоперерабатывающей промышленности недостаточно эффективна для привлечения инвестиций к реализации рассмотренных проектов БиоЭС.
На рис. 6.24. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ.
Рис. 6.24. Зависимость баланса расходов — доходов БиоЭС #инм = 60% при разных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Увеличение размера надбавок до 125 и 150% от предложенных не повышают инвестиционную привлекательность биоэнергетических проектов до надлежащего уровня, а увеличение сроков действия надбавок с 7 до 10 и 13 лет не решает проблемы стимулирования владельцев и инвесторов к эффективной эксплуатации БиоЭС на протяжении всего их ресурсного периода.
На рис. 6.25. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от коэффициента использования номинальной мощности і£инм при разных схемах надбавок. Значениям ІГИНМ= 50, 60 и 70% соответствуют значения себестоимости электроэнергии, вырабатываемой БиоЭС на отходах лесопереработки, соответственно 0,066; 0,062 и 0,058 EURO/kBt • ч.
Рис. 6.25. Зависимость баланса расходов — доходов малых БиоЭС от коэффициента использования номинальной мощности ЯИ|Ш |
Схема, предложенная Правительству, ограничивает инвестора при вложении средств в проекты БиоЭС с энергетической эффективностью с Кшм< 60% из-за недостаточной рентабельности проектов. В то же время схема с замещением топлива не создает таких ограничений, благодаря чему последняя создает более благоприятные условия для массового ввода малых БиоЭС в РФ.
На рис. 6.26. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от цен оптового рынка, являющихся одной из двух составляющих ценовой политики государства в отношении ВИЭ.
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта соответствуют ценам оптового рынка Сибирского, Центрального и Южного административных округов России.
Обращает на себя внимание отсутствующая или ничтожно малая рентабельность проектов БиоЭС при низких ценах оптового рынка в схеме, предложенной правительству в [82]. Этот факт с неизбежностью негативно отразится на развитии биоэнергетики на отходах лесоперерабатывающей промышленности в наиболее обеспеченных лесными ресурсами регионах: в Сибири и на Дальнем Востоке (в зоне малых оптовых рыночных цен).
Рис. 6.26. Зависимость баланса расходов — доходов БиоЭС при разных ценах оптового рынка |
В целом следует отметить, что надбавки в отношении БиоЭС на отходах лесоперерабатывающей промышленности, предложенные Правительству РФ, представляются недостаточными для активного привлечения в эту область крупных инвестиций.