К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию биоэнергетических станций
Развитию биоэнергетики в России отводится весьма значительная роль. Перспективные целевые показатели по вводу мощностей малых ГЭС, рассматриваемые в настоящее время в качестве проекта Постановления Правительства РФ [84], приведены в табл. 6.5.
Тип электростанции |
Ед. измерения |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
ТЭС (на биомассе) |
МВт млрд. кВт ч |
5,2 |
13,5 |
22,0 |
34,9 |
МВт |
1413 |
2800 |
5000 |
7850 |
Таблица 6.5 |
Планируемые целевые показатели производства и потребления электроэнергии БиоЭС в РФ |
В качестве перспективных энергоносителей биоэнергетики в России, как было показано в работах [2, 3], следует рассматривать отходы сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), отходы переработки сельскохозяйственной продукции, а также отходы лесоперерабатывающей индустрии.
Возможные варианты ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования малых ГЭС в России, представлены на рис. 6.12.
Согласно проведенным расчетам, средняя за 20 лет приведенная к ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии БиоЭС на отходах зернопроизводства при урожайности зерновых ~ 35 — 40 ц/га с капзат-
ратами при ее строительстве в 2009 г. = 2000 EURO/кВт, работающей с числом часов работы с номинальной мощностью = 5250 (#инм = 60%), составит в российских условиях = 0,050 — 0,055 EURO/ кВт • ч, что ниже себестоимости традиционных ЭС на природном газе (> 0,06 EURO/кВт-ч).
При отсутствии каких-либо надбавок к цене оптового рынка для таких БиоЭС при существующих на 2008 г. ценах на оборудование в российских условиях они не окупаются и поэтому не представляют интереса для инвестора.
При закупках электроэнергии БиоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными стоимости замещенного газа, период их окупаемости с JLjHM = 60%, составляет в российских условиях -7,5-8 лет.
При закупках электроэнергии БиоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса (из расчета 20 EURO/т выбросов), период окупаемости ВЭС, работающей с Ктш = 60%, уменьшается до = 6-7 лет, что, по мнению авторов, достаточно приемлемо для современной электроэнергетики России и может представлять интерес для зарубежного и даже для российского инвесторов. Итоговая за 20 лет рентабельность проектов малых ГЭС при такой финансовой поддержке в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 150 — 170% (на вложенные в 2009 г. 1,5 рубля к 2028 г. после вычетов на инфляцию и 24%-ного налога на прибыль возвращается около 2,5 рублей).
При закупках электроэнергии малых БиоЭС на отходах зернопроизводства с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа, экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, период окупаемости малых ГЭС, работающих с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 уменьшается до = 3 — 4 лет, что, несомненно, делает проекты таких БиоЭС привлекательными для зарубежного и российского инвесторов, но в случае значительных для регионов вводах мощностей БиоЭС может ощутимо сказаться на местных тарифах.
Итоговая за 20 лет рентабельность проектов БиоЭС при такой финансовой схеме в приведенных к 2009 г. ценах составляет более 400 % (на вложенные в 2009 г. 1,5 рубля к 2028 г. после вычетов инфляции и налога на прибыль (24%) возвращается = 6,5 рублей).
Надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, обеспечивают период окупаемости БиоЭС с ІЄИНМ = 60% около 5 лет. После окончания срока действия надбавок, темпы роста получения прибылей при дальнейшем содержании БиоЭС снижаются до инвестиционно непривлекательных.
Рентабельность проектов малых ГЭС за 20-летний период работы Био — ЭС при такой схеме не превышает 50% , что, по мнению авторов, не представляет интереса для российских инвесторов.
На рис. 6.13. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ.
Уменьшение размера надбавок до 75% от предложенных при 7-летнем сроке их действия делает проект БиоЭС инвестиционно рискованным и предложенную ценовую схему неэффективной. Увеличение надбавок на треть при сохранении 7-летнего срока их действия приводит к быстрой (=4 — 5 лет) окупаемости проекта, достижению промежуточной рентабельности = 50% к концу срока действия надбавок с последующей многолетней (=13 лет), многотрудной и малоприбыльной ее эксплуатацией.
Несколько повысить эффективность предложенной Правительству ценовой схемы представляется возможным за счет увеличения срока действия надбавок до 10, а лучше до 13 лет. В последнем случае она приближается к предлагаемой авторами схеме с замещением топлива, но после 13 лет действия надбавок лишает проект инвестиционной привлекательности из-за снижения прибыльности.
На рис 6.14. представлены зависимости экономической эффективности БиоЭС при разных схемах надбавок для разных значений коэффициентов использования номинальной мощности Яинм = 50, 60 и 70%.
Схема, предложенная Правительству, ограничивает инвестора при вложении средств в проекты БиоЭС с небольшой энергетической эффективностью (с ІСИНМ = 50% и даже 60% , обычными для российской энер-
Рис. 6.14. Зависимость баланса расходов — доходов БиоЭС от коэффициента использования номинальной мощности #инм |
гетики) за счет малой прибыльности проектов после окончания сроков действия надбавок.
В то же время схема с замещением топлива не создает таких ограничений, благодаря чему создает более благоприятные условия для массового ввода БиоЭС на отходах зернопроизводства в РФ.
На рис. 6.15 приведены зависимости экономической эффективности ВЭС от цен оптового рынка — одной из двух составляющих ценовой политики государства в отношении ВИЭ.
Рис. 6.15. Зависимость баланса расходов — доходов БиоЭС при разных ценах оптового рынка |
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта соответствуют ценам оптового рынка Сибирского (0,020 EURO/kBt • ч), Центрального (0,025 EURO/kBt • ч) и Южного (0,030 EURO/kBt • ч) административных округов России. Обращает на себя внимание относительно малая рентабельность проектов малых ГЭС при малых ценах оптового рынка в схеме, предложенной Правительству. Этот факт может негативно отразиться на развитии биоэнергетики в Западной Сибири (в Екатеринбургской, Омской и Новосибирской областях, Алтайском и Красноярском крае и других зерноводческих районах) и на Дальнем Востоке (в зоне малых оптовых рыночных цен).
В качестве общего вывода данного раздела следует отметить, что надбавки в отношении БиоЭС на отходах зернопроизводства, предложенные Правительству РФ, представляются недостаточными для активного привлечения в эту область крупных инвестиций.