К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию геотермальных энергостанций
Развитию геотермальной энергетики в России отводится весьма значительная роль. Перспективные целевые показатели по вводу мощностей малых ГЭС, рассматриваемые в настоящее время в качестве проекта Постановления Правительства РФ, приведены в табл. 6.6 [84].
Таблица 6.6 Планируемые целевые показатели производства электроэнергии ВИЭ в РФ
|
Методика и последовательность оценки экономической эффективности производства энергии на основе геотермального тепла аналогична используемой в предыдущих разделах.
Отличием производства энергии на основе геотермального тепла от биоэнергетики является отсутствие топливной составляющей. ГеоЭС эксплуатируются с большим коэффициентом использования номинальной мощности ІСИНМ = 50 — 70% . Последнее обстоятельство обеспечивает большую их экономическую эффективность. Капитальные и эксплуатационные затраты на ГеоЭС соответствуют рыночным ценам 2008 г.
Возможные варианты ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования малых ГеоЭС в России, представлены на рис. 6.27.
Рис. 6.27. Зависимость баланса расходов — доходов ГеоЭС с КИ[М = 60% при возможных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Согласно проведенным расчетам, средняя за 20 лет приведенная к ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии ГеоЭС с капзатратами при ее строительстве в 2009 г. = 2200 EURO/кВт, работающей с К ~ 50 —
70%, составит в российских условиях = 0,046 — 0,052 EURO/kBt • ч, что существенно ниже себестоимости традиционных ЭС на природном газе (> 0,06 EURO/kBt • ч). При отсутствии каких-либо надбавок к цене оптового рынка ГеоЭС, работающая с #инм ~ 60% не окупается.
При закупках электроэнергии ГеоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными стоимости замещенного газа, период окупаемости ГеоЭС, работающей с Кти ~ 60%, составляет в российских условиях ~ 9 лет, что является вполне приемлемым для традиционной электроэнергетики России, но пока не представляет большого интереса для российского инвестора.
При закупках электроэнергии ГеоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса (из расчета 20 EURO/т выбросов), период окупаемости ГеоЭС, работающей с #инм = 60%, уменьшается до = 8 лет, что, по мнению авторов, вполне приемлемо для современной электроэнергетики России и может представлять интерес для зарубежного и даже для российского инвесторов.
Итоговая за 20 лет рентабельность проектов ГеоЭС при такой финансовой поддержке в приведенных к 2009 г. ценах может составить 100% и более (на вложенные в 2009 г. 2,2 руб. к 2028 г. после вычетов на инфляцию и налога на прибыль возвращается около 2,5 руб.).
При закупках электроэнергии ГеоЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа, экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, период окупаемости малых ГЭС, работающей с ІГИНМ ~ 60%, уменьшается до = 4 — 5 лет, что, определенно, представляет интерес для зарубежного и российского инвесторов, но в случае значительных для регионов вводах мощностей ВЭС может ощутимо сказаться на местных тарифах.
Итоговая за 20 лет рентабельность проектов ГеоЭС при такой финансовой схеме в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 270 — 300% (на вложенные в 2009 г. 2,2 руб. к 2028 г. после вычетов на инфляцию и налога на прибыль возвращается = 6,0 руб.).
Надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, обеспечивают период окупаемости ГеоЭС, работающей с Яинм * 60% порядка 8 лет. Рентабельность проектов ГеоЭС за 10-летний период (срок действия надбавок) при такой схеме достигает = 90%, что может представлять интерес для многих инвесторов. После окончания срока действия надбавок, темпы роста получения прибылей при дальнейшем содержании ГеоЭС ощутимо снижаются.
Итоговая за 20-летний период работы рентабельность ГеоЭС составит по проведенным расчетам около 100%. При полученных расчетных показателях проектов ГеоЭС их инвестиционная привлекательность может быть оценена как вполне приемлемая.
На рис. 6.28. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ. Уменьшение размера надбавок до 75% от предложенных снижает инвестиционную привлекательность ветроэнергетических проектов до сомнительной.
На рис. 6.29. представлены зависимости экономической эффективности ГеоЭС от коэффициента использования номинальной мощности Яинм ПРИ разных схемах надбавок. Значения Ктт = 50, 60 и 70% , которым соответствуют значения себестоимости электроэнергии ГеоЭС 0,045; 0,049 и 0,055 EURO/kBt • ч соответственно.
Схема, предложенная Правительству, за счет малой рентабельности проектов ограничивает инвестора при вложении средств в проекты малых ГеоЭС с небольшой энергетической эффективностью (с Кшм < 55%, что является вполне обычным в российской энергетике).
В то же время схема с замещением топлива не создает таких ограничений, благодаря чему последняя создает более благоприятные условия для массового ввода ГеоЭС в РФ.
Рис. 6.28. Зависимость баланса расходов — доходов ГеоЭС #иим = 60% при разных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Рис. 6.29. Зависимость баланса расходов — доходов ГеоЭС от коэффициента использования номинальной мощности Кктл |
На рис. 6.30. представлены зависимости экономической эффективности ГеоЭС от цен оптового рынка, являющихся одной из двух составляющих ценовой политики государства в отношении ВИЭ.
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта соответствуют ценам оптового рынка Сибирского, Центрального и Южного административных округов России. Обращает на себя внимание относительно малая рентабельность проектов ГеоЭС при малых ценах оптового рынка в схеме, предложенной Правительству. Однако с учетом распределения геотермальных ресурсов России [2] (в основном в Южном Федеральном округе и на Камчатке) этот факт не отразится на развитии геотермальной энергетики в России.
Рис. 6.30. Зависимость баланса расходов — доходов ГеоЭС при разных ценах оптового рынка |
В целом следует отметить, что надбавки в отношении малых ГеоЭС, предложенные Правительству РФ, представляются достаточными для активного привлечения в эту область крупных инвестиций. Однако схема с замещением топлива представляется для ГеоЭС не менее предпочтительной.
6.1.5. К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию солнечных энергетических станций
Развитию гелиоэнергетики в России отводится весьма незначительная роль. Перспективные целевые показатели по вводу мощностей малых фотоэлектрических электростанций (ФЭС), рассматриваемые в настоящее время в качестве проекта Постановления Правительства РФ, приведены в табл. 6.7.
Таблица 6.7 Планируемые целевые показатели производства и потребления электроэнергии фотоэлектрических станций в РФ
|
Методика и последовательность оценки экономической эффективности утилизации солнечной энергии аналогична используемой в предыдущих разделах, однако имеет ряд особенностей.
Особенностью современного производства электрической энергии с использованием ФЭС, является низкий коэффициент преобразования солнечной энергии (< 15 — 24%) в электроэнергию при малом коэффициен-
те использования пиковой мощности ФЭС (#ипм < 20%). В связи с этим достижение энергетической и экономической эффективности ФЭС является весьма сложной задачей.
Возможные варианты ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования ФЭС в российских условиях с Я = 16% с горизонтальным расположением панелей (инсоляцион — ные условия Астраханской области и Краснодарского края представлены на рис. 6.31).
Рис. 6.31. Зависимость баланса расходов-доходов ФЭС с Кши = 16% при возможных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Согласно расчетам, средняя за 20 лет приведенная к ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии ФЭС с капзатратами при ее строительстве в 2009 г. = 4650 — 4750 EURO/кВт, работающей с Ктт = 16% , составит в российских условиях « 0,21 — 0,22 EURO/кВт’Ч, что существенно выше себестоимости всех современных возобновляемых источников энергии и традиционных электростанций, за исключением дизельных. При отсутствии надбавок к цене оптового рынка современные фотоэлектрические станции, работающие даже в самых лучших гелиоклиматических условиях (с Кшт ~ 20%), при сегодняшнем уровне цен на них не окупаются.
При закупках электроэнергии ФЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного органического топлива любого вида (газа, угля, мазута, дизтоплива), экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, за 20-летний период эксплуатации ФЭС, как показывают расчеты, также не окупаются. Надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, обес-
печивают период окупаемости ФЭС, работающей с #ипм « 16% , около 13 — 14 лет. Рентабельность проектов малых ФЭС за 10-летний период при такой схеме достигает = 12 — 16%, что явно недостаточно для привлечения инвестиций. После окончания срока действия предложенных надбавок дальнейшая эксплуатация ФЭС оказывается практически бесприбыльной.
На рис 6.32. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ. Уменьшение предложенных надбавок на 10 — 20% приводит к неокупаемости ФЭС и сводит к нулю эффект стимулирования по такой схеме.
Увеличение размера надбавок до 125% от предложенных при сохранении 15-летнего срока их действия увеличивает инвестиционную привлекательность проектов фотоэлектрических станций, доводя их рентабельность до 40 — 45% за 15 лет с последующим резким сокращением прибыльности эксплуатации ФЭС.
Более эффективным представляется увеличение сроков действия надбавок до 20 лет либо при сохранении их предложенной величины, либо при их увеличении на 10 — 13%. В последнем случае рентабельность проектов ФЭС к 20-му году их работы достигает 50 — 55% .
На рис. 6.33. представлены зависимости экономической эффективности ФЭС от коэффициента использования их пиковой мощности ЛГ при разных схемах надбавок.
При приведенном изменении значений с 16 до 20% себестоимость электроэнергии ФЭС уменьшается с 0,21 до 0,17 EURO/кВт — ч. Схема, предложенная Правительству, ограничивает инвестора от вло
жения средств в проекты малых ФЭС с небольшой энергетической эффективностью с #ИГ1М < 16%, то есть в регионах с небольшим гелиоэнергетическим потенциалом по причине малой рентабельности проектов.
Отметим, однако, что за счет высоких цен на дизельное топливо и продолжающемся их росте в России, схема с замещением топлива может оказаться эффективной в смысле стимулирования развития и использования ФЭС в зонах децентрализованного энергоснабжения на базе дизельных электростанций с высоким гелиоэнергетическим потенциалом (Восточная Сибирь, Дальний Восток).
На рис. 6.34. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от цен оптового рынка.
2,0
3.0
3.5
4.0
4.5
5.0
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта соответствуют ценам оптового рынка Сибирского, Центрального и Южного административных округов России. Изменение оптовых цен рынка не оказывает существенного влияния на экономическую эффективность проектов ФЭС.
Однако следует отметить уменьшение рентабельности проектов ФЭС при малых ценах оптового рынка в схеме, предложенной Правительству. Этот факт может негативно отразиться на развитии солнечной электроэнергетики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (в зоне малых оптовых рыночных цен).
В целом следует отметить, что надбавки в отношении малых ФЭС, предложенные Правительству РФ, представляются недостаточными для активного привлечения в эту область крупных инвестиций.
Схема с замещением топлива в случае фотоэлектрических станций также является недостаточно эффективной.
Выводы к разделу 6.1
Проведенный анализ показывает, что предложенная на утверждение Правительству РФ схема ценовых надбавок к вырабатываемой ВИЭ электроэнергии, призванная обеспечить ускоренное и крупномасштабное внедрение и использование ВИЭ в электроэнергетике России, является недостаточно эффективной.
Принципы определения размеров и сроков действия ценовых надбавок в предложенной схеме не представляются очевидными и обоснованными и не лишены противоречий.
Уровень надбавок в предложенной схеме не обеспечивает достаточных условий для привлечения крупных инвестиций для реализации проектов ВИЭ большинства видов (за исключением ВЭС и ГеоЭС).
Ограниченные сроки действия надбавок в предложенной схеме ограничивают полноценное использование технических, энергетических и экономических возможностей ВИЭ на протяжении всего ресурсного периода из-за существенного снижения рентабельности эксплуатации ВИЭ после окончания сроков действия надбавок.
Ограниченные сроки действия надбавок в предложенной схеме стимулируют использование оборудования ВИЭ зарубежного производства, бывшего в употреблении и отработавшего часть своего ресурса.
Тем самым снижается мотивация к организации отечественных разработок и производства оборудования ВИЭ.
Зависимость в рамках предложенной Правительству схемы закупочных цен на энергию ВИЭ от оптовых цен рынка приводит к ограничению внедрения ВИЭ в зонах пониженных оптовых цен на электроэнергию — в Сибири, на Дальнем Востоке — в регионах, наиболее богатых возобновляемыми ресурсами (лесными, водными, ветровыми).
Недостатком схемы является отсутствие в ней преференций, стимулирующих активное внедрение и использование ВИЭ в северных зонах России и зонах, приравненных к северным (за исключением ВЭС), где массовое использование ВИЭ сулит большой экономический эффект для России при сокращении обременительного для страны и регионов северного завоза.
Повышение экономической эффективности предложенной схемы изменением размеров и сроков действия ценовых надбавок представляется трудно решаемой задачей и связано с множеством субъективных факторов.
В работе предложена альтернативная ценовая схема экономической поддержки ВИЭ, лишенная, как показывает анализ, несовершенства схемы, предложенной Правительству РФ. Схема основана на доплате за энергию ВИЭ стоимости замещенного ими органического топлива и затрат на экологические мероприятия, связанные с вредными выбросами традиционных электростанций на органическом топливе в атмосферу (экологический бонус).
Представленные в главе материалы были доведены до профильных Министерств и Правительства России с предложением доработать схему ценовых надбавок до уровня, обеспечивающего эффективную экономическую и ценовую политику страны, направленную на решение поставленной Правительством Российской Федерации задачи по развитию и массовому использованию ВИЭ.
6.2. Разработка предложений по государственной политике, обеспечивающей приток инвестиций в сектор возобновляемой энергетики России
Настоящий раздел посвящен разработке предложений по Государственной политике, обеспечивающей приток инвестиций в сектор возобновляемой энергетики России.
Общей задачей рассматриваемой Государственной политики в современных российских условиях является обеспечение двух условий: во — первых, снижения рисков и предоставления инвестору гарантий возврата вложенных средств и, во-вторых, гарантирование определенной, приемлемой для инвестора, прибыли.
Оценки эффективности предлагаемых организационных, правовых и экономических мер для улучшения инвестиционного климата проведены с учетом их возможного суммарного энергетического, экономического и экологического эффекта для России от реализации различных вариантов целевых показателей возобновляемой энергетики, в том числе намеченных в обсуждаемом проекте Постановления Правительства РФ.
По мнению авторов, задача указанной политики состоит в том, чтобы убедительно показать деловому и финансовому сообществу в России, в Европе и во всем мире, что государство:
— заинтересовано в крупномасштабном развитии ВИЭ, имеет долгосрочные и точно установленные цели и программы в данной области и твердые намерения в достижении и выполнении этих целей и программ;
— готово выступать гарантом для участвующих в процессе инвесторов и имеет систему правовых и экономических мер, направленных на обеспечение этих гарантий;
— готово оказывать юридические, административные, налоговые и прочие льготы новому для России энергетическому сектору ВИЭ на федеральном и региональном уровнях;
— принимает систему четко юридически и организационно определенных экономических условий для отечественной возобновляемой энергетики;
— готово участвовать в развитии отечественной возобновляемой энергетики собственными бюджетными средствами на условиях как совместного с частным бизнесом, так и 100% — ного финансирования проектов ВИЭ.
Как наиболее вероятные инвесторы возобновляемой энергетики в главе рассмотрены как частные российские и зарубежные инвестиционные и производственные компании и банки, так и само российское государство в лице его профильных ведомств, заинтересованных в увеличении энергопроизводства, энергосбережении и повышении энергоэффективности.
Необходимый для крупномасштабного развития отечественной возобновляемой энгергетики уровень инвестиционной активности, особенно в условиях мирового экономического кризиса, обеспечивается наличием двух основных условий:
— достаточно низкими финансовыми рисками инвесторов и наличием у них гарантий, как минимум, возврата вложенных средств;
— возможностями прогнозирования с известной достоверностью на момент инвестирования определенной, приемлемой для инвестора прибыли.
Первое условие обеспечивается главным образом правовой базой, второе — системой мер экономической поддержки.
В качестве существенных мер государственной политики, призванных послужить сигналом и эффективным стимулом к повышению инвестиционной активности в российских условиях, в настоящей работе рассмотрены и предложены:
1. Ускоренное принятие государством значимых для России крупномасштабных целей и программ (Федеральной и Региональных) по вводу ВИЭ по годам (3 и 5 лет) и обеспечение мониторинга и контроля за их неукоснительным исполнением.
2. Создание Государственного Органа, уполномоченного и ответственного за организацию работ по выполнению Федеральной и Региональных программ по вводу ВИЭ по годам (3 и 5 лет).
3. Ускоренная разработка и принятие государством законодательной базы и соответствующих подзаконных актов и Постановлений Правительства РФ, обеспечивающей ускоренное и крупномасштабное развитие национальной возобновляемой энергетики в России и недискриминационный доступ объектов ВИЭ к централизованным энергосетям.
4. Ускоренная разработка и принятие государством гармонизированной с зарубежной нормативно-технической базы (на уровне технических регламентов и национальных стандартов) в обеспечение высокого (соответствующего международному) технического уровня развития в России энергетического сектора на базе возобновляемых источников энергии отечественного и зарубежного производства.
5. Ускоренное принятие системы мер по экономическому стимулированию ВИЭ:
— эффективной и справедливой политики ценообразования при закупке энергии ВИЭ;
— системы налоговых льгот для экспортирующих нефтегазовых компаний, активно внедряющих топливносберегающие энергетические технологии на базе ВИЭ;
— механизма прямого участия государства в развитии возобновляемой энергетики посредством бюджетного финансирования наиболее энергетически значимых для России проектов ВИЭ и форвардной разработки проектов ВИЭ, в первую очередь, в обеспечение снижения объемов «северного завоза» и уменьшения расходов на него (желательно в рамках Национального проекта);
— системы льготного кредитования проектирования и строительства объектов ВИЭ;
— системы налогового стимулирования и бюджетного финансирования создания индустриальной базы ВИЭ.
Разработка единой для всех регионов России правовой и экономической политики, одинаково эффективной для поднятия инвестиционной активности в отношении ВИЭ разных видов, в настоящее время является весьма трудной задачей по ряду причин, связанных с:
— большими различиями на территории России природных, ресурсных, инфраструктурных, социально-экономических, топливно-энергетических и хозяйственных условий;
— традиционной ориентацией энергетики России на относительно дешевые еще в недавнем прошлом углеводородные энергоносители и развитой на их основе энергетической инфраструктуры, а также связанное с этим психологическое административное и социальное неприятие новых энергетических концепций;
— традиционным отсутствием в действующей законодательной системе РФ преференций в пользу каких-либо источников энергии, в том чис-
ле возобновляемых (в отличие от законодательства многих стран Европы и мира);
— макроструктурными изменениями энергетической системы России, связанными с:
отделением от энергетики топливного сектора;
территориальным и хозяйственным дроблением топливно-энергетической системы;
разделением электроэнергетической системы страны на независимые в хозяйственно-правовом отношении энергогенерирующие, сетевые и энергосбытовые компании с несоизмеримыми финансовыми и административными ресурсами;
приватизацией энергетических компаний и соответствующим изменением их целевых приоритетов, направленных на получение прибыли и минимизацию затрат, приведшей к проблемам энергобезопасности, энергодоступности, подключения к централизованным и распределительным электрическим сетям новых электрогенерирующих мощностей;
— несовершенством политики и системы ценообразования на энергию, закупаемую от различных энергоисточников, в том числе от возобновляемых источников энергии;
— мировым и отечественным финансовым и производственным кризисом;
— недостаточной платежеспособностью отечественного энергопотребителя.
Оценка эффективности предлагаемых организационных, правовых и экономических мер проведена с учетом возможного суммарного экономического эффекта также для России от реализации целевых показателей по возобновляемой энергетики, намеченных в подготовленном и обсуждаемом проекте Постановления Правительства РФ.
Представленные в главе результаты анализа эффективности предлагаемых мер получены с использованием развитых авторами в процессе работы над проектом методик расчета технико-экономических показателей современных ВИЭ разных видов с учетом их ресурсной обеспеченности и условий эксплуатации.
Разработанные методики реализованы в виде численных алгоритмов и компьютерных программ, позволяющих проводить массовые расчеты эффективности возможных систем финансирования для разных вариантов и масштабов производства электроэнергии на основе ВИЭ.