К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию малых ГЭС
Развитию малой гидроэнергетики в России отводится весьма значительная роль. Перспективные целевые показатели по вводу мощностей малых ГЭС, рассматриваемые в настоящее время в качестве проекта Постановления Правительства РФ [84], приведены в табл. 6.4.
Таблица 6.4
|
При оценке, как технико-экономической эффективности проектов малых ГЭС, так и эффективности ценовой политики государства при закупках вырабатываемых ими электроэнергии использованы те же
подходы и методы, что и для определения энергетической и экономической эффективности ВЭС.
Возможные варианты ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования малых ГЭС в России, представлены на рис. 6.8.
2.0
Рис. 6.8. Зависимость баланса расходов — доходов МГЭС с#инм = 45% при
возможных схемах закупочных цен на ее электроэнергию
Согласно проведенным расчетам, средняя за 20 лет приведенная к ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии малых ГЭС с капитальными затратами при ее строительстве в 2009 г. = 2000 EURO/кВт, работающей с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000, составит в российских условиях = 0,046 — 0,048 EURO/kBt • ч, что существенно ниже себестоимости традиционных ЭС на природном газе (>0,06 EURO/кВт-ч).
При отсутствии каких-либо надбавок к цене оптового рынка период окупаемости малых ГЭС, работающих с числом часов работы с номинальной мощностью « 4000 при мировых ценах на ВЭУ в 2008 г. составляет в российских условиях 16-17 лет, что, по всей видимости, представляет малый интерес как для зарубежного, так и российского инвесторов.
При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными стоимости замещенного газа, период окупаемости малых ГЭС, работающих с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 составляет в российских условиях = 8,5 — 9 лет, что является вполне приемлемым для традиционной электроэнергетики России, но по прежнему не представляет большого интереса для российского инвестора.
При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса (из расчета 20 EURO/т выбросов), период окупаемости ВЭС, работа-
ющей с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 уменьшается до = 7-8 лет, что, по мнению авторов, вполне приемлемо для современной электроэнергетики России и может представлять интерес для зарубежного и даже для российского инвесторов. Итоговая за 20 лет рентабельность проектов малых ГЭС при такой финансовой поддержке в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 100% (на вложенные в 2009 г. 2 рубля к 2028 г. после вычетов на инфляцию и налога на прибыль возвращается около 2,8 рубля).
При закупках электроэнергии малых ГЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа, экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, период окупаемости малых ГЭС, работающих с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 уменьшается до ~ 5 лет, что определенно представляет интерес для зарубежного и российского инвесторов, но в случае значительных для регионов вводах мощностей ВЭС может ощутимо сказаться на местных тарифах с вытекающей отсюда социальной напряженностью.
Итоговая за 20 лет рентабельность проектов малых ГЭС при такой финансовой схеме в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 270 — 300% (на вложенный в 2009 г. 2 рубля к 2028 г. после вычетов на инфляцию и налога на прибыль возвращается = 5,5 — 6,0 руб.).
Надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, обеспечивают немного меньший период окупаемости малых ГЭС, работающих с числом часов работы с номинальной мощностью = 4000 (7-8 лет), а также примерно равную динамику возврата вложенных инвестиций в предполагаемый период их действия (10 лет), что и в случае с замещением топлива с экобонусом. Рентабельность проектов малых ГЭС за 10-летний период при такой схеме достигает 30 — 40%, что не представляет большого интереса для большинства инвесторов.
После окончания срока действия надбавок, темпы роста получения прибылей при дальнейшем содержании малых ГЭС несколько снижаются, но работа малых ГЭС в оставшиеся 10 лет обеспечивают инвестору или владельцу рентабельность около 90 — 100%.
Итоговая за 20-летний период работы рентабельность малых ГЭС составит по проведенным расчетам около 80 — 90%. При полученных расчетных показателях проектов малых ГЭС их инвестиционная привлекательность может быть оценена как умеренная.
С учетом полученных выше выводов и возможности продления ресурса малых ГЭС с 20 до 30 и более лет наиболее аргументированным, понятным и обеспечивающим полноценное использование технико-эко-
номических возможностей малых ГЭС вариантом ценовых надбавок представляются надбавки к цене оптового рынка, исчисленные по стоимости замещенного газа и экологического бонуса.
На рис 6.9. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ. Уменьшение размера надбавок до 75% от предложенных снижает инвестиционную привлекательность ветроэнергетических проектов до сомнительной, а уменьшение их вдвое практически сводит на нет эффект стимулирования по такой схеме.
На рис. 6.10 представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от коэффициента использования номинальной мощности Ктт
Рис. 6.9. Зависимость баланса расходов — доходов ВЭС К = 45% при разных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Рис. 6.10. Зависимость баланса расходов — доходов малых ГЭС от коэффициента использования номинальной мощности Кинм |
при разных схемах надбавок. Значения Ктт = 40, ^ и 50% соответствуют числу часов работы малых ГЭС с номинальной мощностью 3500, 3940 и 4380 часов соответственно.
Схема, предложенная Правительству, ограничивает инвестора при вложении средств в проекты малых ГЭС с небольшой энергетической эффективностью (с Яинм < 40% , или с числом часов работы малых ГЭС с номинальной мощностью менее 3500, что является вполне обычным в малой гидроэнергетике) за счет недостаточной рентабельности проектов. В то же время схема с замещением топлива не создает таких ограничений, благодаря чему последняя создает более благоприятные условия для массового ввода малых ГЭС в РФ.
На рис. 6.11. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от цен оптового рынка, являющихся одной из двух составляющих ценовой политики государства в отношении ВИЭ.
Рис. 6.11. Зависимость баланса расходов — доходов малых ГЭС при разных ценах оптового рынка |
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта соответствуют ценам оптового рынка Сибирского, Центрального и Южного административных округов России. Обращает — а себя внимание относительно малая рентабельность проектов малых ГЭС при м ‘.лых ценах оптового рынка в схеме, предложенной Правительству. Этот факт может негативно отразиться на развитии малой гидроэнергетики в богатых водными ресурсами регионах России — на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири, расположенных в зоне малых оптовых рыночных цен.
В целом следует отметить, что надбавки в отношении малых ГЭС, предложенные Правите гхьству РФ, представляются недостаточными для активного привлечения в эту область крупных инвестиций.