Комментарии к вопросу экономического обоснования Национального плана по ВИЗ
При обосновании и планировании выполнения долгосрочных российских федеральных и региональных программ развития возобновляемой энергетики важнейшим критерем государственной мотивации является энергетическая и экономическая эффективность ВИЗ для топливноэнергетической отрасли и России в целом.
На рис. 8.1. приведены объемы органического топлива (основы энергетики современной России), замещенного за счет использования ВИЗ в объемах, планируемых в Распоряжении Правительства [77]. Расчеты проведены в предположении установки мощностей ВИЗ каждого вида в период с 2010 по 2020 гг. в соответствии с целевыми ориентирами, приведенными в табл. 7.2 главы 7 [84] и последующего прекращения их наращивания.
Рис. 8.1. Объемы топлива, замещенного за счет использования ВИЗ в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства |
В соответствии с проведенными расчетами, при полноценной реализации планируемого сценария развития и использования ВИЭ в России к 2020 г. суммарная за 2010 — 2020 гг. экономия топлива может составить свыше 400 млн. т у. т.
При этом объем замещенного за счет использования ВИЭ природного газа (основной статьи экспорта России) составит до 440 млрд, кубических метров, что = в 2,2 раза превышает ежегодные объемы его экспорта, составляющие в настоящее время около 185- 190 млрд. м3. Сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов за счет использования ВИЭ составит при этом свыше 660 млн. т [87].
В работе [94] получены расчетные данные об основных показателях экономического эффекта внедрения и использования ВИЭ в объемах, планируемых в Постановлении Правительства (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Составляющие экономического эффекта внедрения и использования ВИЭ в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства |
В соответствии с проведенными в [94] расчетами, при достижении целевых показателей развития и использования ВИЭ в России к 2020 г. суммарная за 2010 — 2020 гг. выручка от продаж по ценам оптового рынка выработанной всеми видами ВИЭ электроэнергии составит почти 60 млрд. EURO в приведенных к 2009 г. ценах, а стоимость замещенного ВИЭ топлива в пересчете на природный газ может составить до 70 млрд. EURO в ценах оптового российского рынка и свыше 140 млрд. EURO в экспортных ценах.
Суммарные затраты на строительство (капитальные вложения), эксплуатацию и ремонт, а также на топливо (для БиоЭС), составят около 45 млрд. EURO, примерно 35 млрд. EURO из которых приходятся на первые 10 лет (период нарастающего ввода ВИЭ).
При этом суммарный эффект использования ВИЭ в рассмотренных объемах в терминах накопленного баланса доходов — расходов в приведенных к 2009 г. ценах с учетом продаж электроэнергии ВИЭ по ценам оптового рынка, отсутствия экологических штрафов за выбросы парниковых газов, а также экспортной реализации замещенного газа составит к 2020 г. около 100 млрд. EURO.
Таким образом, рентабельность всего проекта может достигать в рамках рассмотренной модели 200% и более.
Разумеется, мировой опыт топливного рынка последнего года свидетельствует о том, что реальное накопление баланса доходов — расходов ВИЭ может отличаться от модельного главным образом из-за возможных колебаний экспортных и внутренних цен на газ и объемов его экспорта, однако, как показано в [94], даже при двукратном падении экспортных цен на газ рентабельность рассматриваемого проекта за 20-летний период составит не менее 100 — 120% в приведенных ценах 2009 г.
Отметим при этом, что период проекта с отрицательным балансом доходов — расходов ВИЭ (затратный период) составляет согласно данной модели около 3-х лет. При снижении экспортных цен газа вдвое и соответствующем снижении цен на газ на внутреннем рынке (в 1,3 — 1,5 раза) длительность затратного периода возрастает примерно до 4 — 5 лет.
Таким образом, сточки зрения экономической и экологической эффективности для государства реализация принятых целей России по вводу ВИЭ до 2020 г. представляется не только реальной, но и выгодной.
Более того, существенное и привлекательное для инвестора нарастание эффективности проекта во второй его половине, а также пропорциональность абсолютной величины итоговой прибыли проекта от суммарной установленной мощности ВИЭ, приводят к идее о целесообразности дальнейшего наращивания мощностей ВИЭ после 2020 г.
В таких случаях потенциальным и вполне заинтересованным инвестором масштабных и «долгоиграющих» проектов ВИЭ может выступать лишь государство, либо, как было показано в [87], крупные российские нефтегазовые экспортеры («Газпром», «Лукойл», «Роснефть»).