Соображения о необходимости создания законодательной базы поддержки ВИЭ в России
Скорейшая разработка и принятие законодательной базы правовой и экономической поддержки ВИЭ является первейшей задачей национального плана по развитию ВИЭ.
В ближайшие 3-5 лет развитие ВИЭ в России должно происходить на фоне роста внутренних цен на газ и электроэнергию, то есть в условиях необходимости минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Предполагается, что к 2012 — 2014 гг. цены на газ будут приближены к уровню равной доходности при его продаже на внутреннем рынке России и на экспорт.
Одним из главных приоритетов создания на первом этапе рыночной среды, определяющей условия развития ВИЭ, будет развитие ее инфраструктуры (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Для этого потребуется разработка единого порядка и методологии ценового (тарифного) регулирования организаций естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и значительное усиление антимонопольного регулирования на рынках энергоресурсов в условиях дефицита электроэнергии.
В последние 2-3 года в России было разработано и частично принято несколько проектов Федерального и ряда Региональных законов, постановлений Правительства РФ, нормативно-технических документов, создающих правовую базу и регламентирующих развитие ВИЭ [75 — 84].
Проекты указанных документов были подготовлены и переданы на согласование в профильные Министерства, Ведомства и компании летом 2008 г.
Их появление и обсуждение сопровождалось заметным повышением внимания к проблеме развития и использования ВИЭ и активности со стороны потенциальных заказчиков на ВИЭ и инвесторов разного уровня (от частных с малым капиталом, до крупных зарубежных банков), а также производителей оборудования ВИЭ. Наибольший интерес при этом проявлялся к проектам ВЭС, БиоЭС, тепловым солнечным нагревателям, тепловым насосам.
В соответствии с Распоряжением премьер-министра РФ, указанные документы должны быть доработаны, согласованы и приняты законодательно к октябрю — ноябрю 2008 г., однако на данный момент законодательно утверждены лишь два документа. Остальные, по причинам недоработки и несогласованности в части установления механизмов и источников финансирования их практической реализации, не узаконены до сих пор (вопреки установке максимально высокого правительственного уровня) с не ясной перспективой последующего их прохождения и утверждения.
Как отмечают многие специалисты, работающие в области возобновляемой энергетики, на замедление принятия законодательной базы бизнес и инвестиционный сектор уже к осени ответил заметным снижением интереса и активности в данной области.
Ситуацию в значительной степени усугубил мировой и российский финансовый кризис, в результате которого были полностью свернуты или сокращены в значительной степени инвестиционные программы по возобновляемой энергетике во многих известных авторам компаниях (ОАО «РусГидро», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» и др.).
По содержанию обсуждаемых проектов, становясь на позицию потенциального инвестора, следует отметить, что при несомненной важности каждого из восьми документов, их значимость для инвестора, различна. Принципиальное значение для инвестора представляют прежде всего документы [80, 82, 83, 84].
Уже первые обсуждения проектов Постановлений выявили недостаточную детальность проработки реализующих их механизмов, оставляющих значительную неопределенность и долю риска для потенциального инвестора, описанные в разделе 6.2.2.
По процедуре подготовки, обсуждения и принятия проектов Постановлений Правительства следует отметить слабую коллегиальность их подготовки и неизбежно связанную с этим недостаточно детальную проработку ряда положений и комплексную их увязку как между собой, так и с правовыми нормами в других областях энергетики.
По существу законодательного формата представленных проектов Постановлений Правительства следует отметить, что набор Постановлений Правительства (даже лишенных указанных выше изъянов) может оказаться недостаточно убедительным правовым основанием и стимулом для проявления инвестиционной активности, необходимой для масштабного развития сектора ВИЭ в России. Более основательной и надежной в правовом отношении является формат Закона о возобновляемых источниках энергии.