Соображения по разработке и принятию Россией перспективных целевых ориентиров и Федеральных программ ускоренного крупномасштабного развития и использования ВИЭ
В большинстве государственных документов, касающихся концепций и программ развития энергетики в России и подготовленных за последние 15-20 лет, существенное для энергобаланса страны развитие возобновляемой энергетики связывалось в основном с большой гидроэнергетикой. Остальным видам ВИЭ (малые ГЭС, ВЭС, ГеоЭС, солнечные ЭС и др.) не предавалось должного внимания, следствием чего явилось значительное отставание России по использованию данных видов ВИЭ от передового европейского и мирового уровней.
Однако важность развития новых направлений возобновляемой энергетики в России обусловлена насущной необходимостью и тенденциями развития мирового и российского топливно-энергетического комплекса, бурным развитием в мире эффективных технологий энергопроизводства на базе ВИЭ, пересмотром мировым сообществом идеологии энергообеспечения и принятием амбициозных планов по снижению потребления органического топлива (на 20% в странах ЕС к 2020 г. и на 50% — к 2050 г.).
Определению долгосрочных целевых показателей по вводу ВИЭ в России посвящен Проект Распоряжения Правительства РФ [84].
Определенные данным документом целевые показатели установленной мощности ВИЭ разных видов и объема производства ими электроэнергии в совокупном балансе ее производства и потребления приведены в табл. 5.1 главы 5.
Для потенциального достаточно крупного российского или зарубежного инвестора уверенность в долгосрочных перспективах развития и востребованности новых технологических отраслей при поддержке государства является принципиальным аргументом при решении вопроса об участии в инвестиционных проектах. В свою очередь, указанные перспективы определяются возможностями их реализации.
Поэтому при обсуждении амбициозных долгосрочных планов развития возобновляемой энергетики в России важнейшими представляются вопросы о наличии организационных, технологических, кадровых, производственных, финансовых и прочих возможностей их осуществления.
Сложность реализации планов по развитию и вводу ВИЭ усугубляется в настоящее время ослаблением за последние 15-17 лет государственной власти и перехода большей части технологических фондов энергетики в частную собственность при сильном их территориальном, функциональном и финансовом дроблении (на генерирующие, сетевые и сбытовые компании).
В этих условиях диверсификация капиталов инвестора в весьма рискованные инновационные виды деятельности (и связанные с этим изменения сферы деятельности и образа жизни) если и имеет смысл, то при наличии гарантий государства о его долгосрочном, как минимум, курировании и контроле данного направления.
Отсюда практически с неизбежностью вытекает необходимость создания Государственного Органа-гаранта, наделенного, с одной стороны, со
ответствующими полномочиями и финансовыми возможностями и, с другой стороны, ответственного перед Правительством за организацию работ по выполнению федеральной и региональных программ по вводу ВИЭ.
Как показывает мировой опыт развития основных направлений возобновляемой энергетики, таких как ветро-, био-, гелиоэнергетика и др., создание национальных ведомств, ответственных за эти направления, является необходимым условием их развития.
При имеющейся руководящей структуре российской энергетической отрасли создание такого Органа представляется логичным при Министерстве энергетики РФ (Минэнерго), со статусом не ниже департамента, возглавляемого заместителем Министра, и целевым бюджетным финансированием данного направления.
В функции данного Органа должны входить, по нашему мнению, вопросы планирования, разработки и реализации федеральной и региональных программ и системы соответствующей нормативно-технической и юридической поддержки ВИЭ, финансирования и софинансирования с бизнесом ключевых направлений развития новой отрасли, организации на федеральном и региональных уровнях эффективного мониторинга и постоянного контроля исполнения принятых планов по вводу и использованию ВИЭ. При этом в российских условиях целесообразным представляется поэтапное планирование и отчетность продолжительностью этапов не более 2 — 3-х лет.
В решении научно-технических вопросов предлагаемый Государственный Орган должен опираться, по мнению авторов, на образованный и активно работающий при нем авторитетный научно-технический совет, в состав которого должны входить ведущие российские ученые, инженеры и специалисты.
Ответственность за подготовку и выполнение региональных программ развития данного направления следует возложить, по нашему мнению, на региональные аналоги предложенного выше Государственного Органа — Департаменты или Комитеты по ВИЭ, созданные и работающие в системе Министерств субъектов Федерации РФ с личной ответственностью региональных министров топливно-энергетического комплекса за эффективность и результативность их работы. При этом представляется целесообразной сквозная этапность (2-3 года) работы и приоритет региональных органов.
При обосновании и планировании долгосрочных российских федеральной и региональных программ развития возобновляемой энергетики важнейшим критерием государственной мотивации является энергетическая и экономическая эффективность ВИЭ для топливно-энергетической отрасли и России в целом, сводящаяся к вопросу: что даст России выполнение принимаемых планов по ВИЭ?
На рис. 6.35. приведены объемы органического топлива (основы энергетики современной России), замещенного за счет использования ВИЭ в объемах, планируемых в проектах Постановления Правительства. Расчеты проведены в предположении установки мощностей ВИЭ каждого вида в период с 2010 по 2020 гг. в соответствии с целевыми ориентирами, приведенными в табл. 5.1 главы 5, и последующего прекращения их наращивания.
Рис. 6.35. Объемы топлива, замещенного за счет использования ВИЭ в объемах, планируемых в проектах Постановления Правительства |
В соответствии с проведенными расчетами при полноценной реализации планируемого сценария развития и использования ВИЭ в России к 2020 г. суммарная за 2010 — 2020 гг. экономия топлива может составить свыше 400 млн. тонн условного топлива. При этом объем замещенного за счет использования ВИЭ природного газа (основной статьи российского экспорта) составит до 440 млрд, кубических метров, что примерно в 2,2 раза превышает ежегодные объемы его экспорта, составляющие в 2006 — 2007 гг. около 185 — 190 млрд. м3.
Сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов за счет использования ВИЭ составит при этом свыше 660 млн. т.
Экономическое выражение полученных физических объемов замещенного за счет использования ВИЭ топлива рассчитано по методике, описанной в разделах (3.1) — (3.8).
Расчетные оценки основных показателей экономического эффекта внедрения и использования ВИЭ в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства, приведены на рис. 6.36.
В соответствии с проведенными расчетами при достижении целевых показателей развития и использования ВИЭ в России к 2020 г. суммар-
Рис. 6.36. Составляющие экономического эффекта внедрения и использования ВИЭ в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства |
ная за 2010 — 2020 гг. выручка от продаж по ценам оптового рынка выработанной всеми видами ВИЭ электроэнергии составит почти 60 млрд. EURO в приведенных к 2009 г. ценах, а стоимость замещенного ВИЭ топлива в пересчете на природный газ может составить до 70 млрд. EURO в ценах оптового российского рынка и свыше 140 млрд. EURO в экспортных ценах.
Суммарные затраты на строительство (капитальные вложения), эксплуатацию и ремонт, а также на топливо (для БиоЭС) составят около 45 млрд. EURO, примерно 35 млрд. EURO из которых приходятся на первые 10 лет (период нарастающего ввода ВИЭ).
При этом суммарный эффект использования ВИЭ в рассмотренных объемах в терминах накопленного баланса доходов — расходов в приведенных к 2009 г. ценах с учетом продаж электроэнергии ВИЭ по ценам оптового рынка, отсутствия экологических штрафов за выбросы парниковых газов, а также экспортной реализации замещенного газа, составит к 2020 г. около 100 млрд. EURO.
Таким образом, рентабельность всего российского Проекта ВИЭ может достигать в рамках рассмотренных моделей 200% и более.
Разумеется, мировой опыт топливного рынка последнего года свидетельствует о том, что реальное накопление баланса доходов — расходов ВИЭ может отличаться от модельного главным образом из-за возможных колебаний экспортных и внутренних цен на газ и объемом его поставок, однако, как показывают методические оценки, даже при двукратном падении экспортных цен на газ рентабельность рассматриваемого проекта за 20-летний период составит не менее 100 — 120% в приведенных ценах 2009 г.
Отметим при этом, что период проекта с отрицательным балансом доходов — расходов ВИЭ (затратный период) составляет согласно использованных моделей около 3-х лет. Даже при снижении экспортных цен газа вдвое и соответствующем снижении цен на газ на внутреннем рынке (в 1,3 — 1,5 раза) длительность затратного периода, согласно проведенным расчетам, возрастает не более чем до 4 — 5 лет.
Существенное и привлекательное для инвестора нарастание эффективности проекта во второй его половине, а также пропорциональность абсолютной величины итоговой прибыли проекта от суммарной установленной мощности ВИЭ приводят к идее о целесообразности дальнейшего наращивания мощностей ВИЭ после 2020 г.
Экономическая оценка указанной целесообразности проведена в данной работе на модельном сценарии наращивания установленной мощности ВЭС в период 2010 — 2030 гг., разработанном и предложенном авторами в ходе работы над проектом целевых показателей России по ВЭС [28, 30]. Рост установленной мощности и выработки электроэнергии ВЭС в России в рамках предложенного сценария проиллюстрирован на рис. 6.37.
Составляющие экономического эффекта использования ВЭС в объемах, планируемых в 10-летнем проекте Постановления Правительства (до 2020 г.), приведены на рис. 6.38.
При достижении целевых показателей внедрения ВЭС в России к 2020 г. с последующим прекращением ввода новых мощностей суммарная за 2010 — 2030 гг. выручка от продаж по ценам оптового рынка электроэнергии ВЭС составит около 10 млрд. EURO в ценах, приведенных к
Рис. 6.38. Составляющие экономического эффекта использования ВЭС в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства (до 2020г.) |
2009 г., а стоимость замещенного ВИЭ топлива в пересчете на природный газ может составить до 12 млрд. EURO в ценах оптового российского рынка и почти 25 млрд. EURO в экспортных ценах.
Суммарные затраты на строительство (капитальные вложения), эксплуатацию и ремонт, а также на топливо (для БиоЭС) составят за период
2010 — 2030 гг. около 11 млрд. EURO, 10 млрд. EURO из которых приходятся на первые 10-11 лет (период ввода ВЭС).
Суммарный эффект использования ВЭС в рассмотренных объемах в терминах накопленного баланса доходов — расходов в приведенных к 2009 г. ценах с учетом продаж электроэнергии ВЭС по ценам оптового рынка, отсутствия экологических штрафов за выбросы парниковых газов, а также экспортной реализации замещенного газа, составит к 2020 г. около 14 млрд. EURO. Рентабельность всего проекта согласно расчетам может достигать 130%.
Период проекта с отрицательным балансом доходов — расходов ВЭС составляет согласно расчетам по данной модели около 12 — 13 лет. При двукратном снижении экспортных и внутренних цен на газ затратный период возрастает примерно до 15 — 18 лет.
При таких показателях рассмотренный проект ВЭС не привлекателен в силу долгой окупаемости для частного инвестора даже в том случае, когда он участвует в делении прибылей от экспортной реализации замещенного на ВЭС газа. Однако он представляет несомненный интерес для России.
Составляющие экономического эффекта использования ВЭС в рамках 20-летнего проекта в объемах, планируемых в проекте Постановления Правительства до 2020 гг. и предложенных НИЦ «АТМОГРАФ» до
2030 г. с последующим прекращением наращивания суммарных мощностей ВЭС, приведены на рис. 6.39.
Рис. 6.39. Составляющие экономического эффекта использования ВИЗ в объемах, планируемых в проекта Постановления Правительства (до 2020 г.) и предложенных НИЦ «АТМОГРАФ» до 2030 г. |
При достижении предложенных целевых показателей внедрения ВЭС в России к 2030 г. суммарная за 2010 — 2030 гг. выручка от продаж по ценам оптового рынка электроэнергии ВЭС составит около 20 млрд. EURO в ценах, приведенных к 2009 г., а стоимость замещенного ВИЭ топлива в пересчете на природный газ может составить до 24 млрд. EURO в ценах оптового российского рынка и почти 50 млрд. EURO в экспортных ценах.
Суммарные затраты на строительство (капитальные вложения), эксплуатацию и ремонт, а также на топливо (для БиоЭС) составят за период 2010 — 2030 гг. около 37 млрд. EURO.
Суммарный эффект использования ВЭС в рассмотренных объемах в терминах накопленного баланса доходов — расходов в приведенных к 2009 г. ценах с учетом продаж электроэнергии ВЭС по ценам оптового рынка, отсутствия экологических штрафов за выбросы парниковых газов, а также экспортной реализации замещенного газа, составит к 2020 г. около 12 млрд. EURO.
Таким образом, рентабельность всего проекта, согласно расчетам за 20-летний период, не превышает 35%.
Период проекта с отрицательным балансом доходов — расходов ВЭС составляет согласно расчетам по данной модели около 14-15 лет. При двукратном снижении экспортных и внутренних цен на газ затратный период удлиняется примерно до 18-20 лет.
Рассмотренный проект ВЭС еще менее привлекателен в силу более долгой окупаемости для частного инвестора. В таких случаях потенциальным и вполне заинтересованным инвестором масштабных и «долгоиграющих» проектов ВИЭ может выступать лишь Российское государство и крупные топливно-энергетические компании (как российские, так и зарубежные), заинтересованные в экономии топливных ресурсов на российском рынке.