СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО. ПЛАНА РАЗВИТИЯ ВИЭ В РОССИИ
Настоящая глава посвящена разработке предложений по формированию национального Плана мероприятий по развитию ВИЭ до 2020 г. в рамках реализации Распоряжения Правительства России [77].
Определенные целевые показатели установленной мощности ВИЭ разных видов и объема производства ими электроэнергии в совокупном балансе ее производства и потребления приведены в табл. 7.2 предыдущей главы.
Выполнение принятого Постановления Правительства по вводу новых видов ВИЭ является весьма сложной задачей для России в связи с существующими в стране юридическими, экономическими, производственными, кадровыми, психологическими «барьерами» для ВИЭ, усугубляющимися мировым финансовым кризисом, а также значительным отставанием России в данных видах ВИЭ от передового европейского и мирового уровней.
По существу, реализация принятых планов требует создания новых отраслей энергетики, что в современных российских хозяйственно-экономических и социальных условиях возможно лишь централизованным способом при непосредственном организующем начале, контроле и участии государства.
Реализация Российской энергетической стратегии [77, 99] требует планирования и проведения реструктуризации промышленности, правил рынка и реформы нормативно-правовой базы, причем все эти меры должны проводиться в комплексе и одновременно в весьма сжатые сроки. Эта параллельная реализация может привести к многочисленным препятствиям и задержкам, так как элементы интегрированной реформы скорее противоречат, чем дополняют друг друга.
Законодательная база должна способствовать реализации на практике политики Правительства посредством конкретных нормативных и правовых актов и требований. Она должна определять ответственность и приоритет заинтересованных всех участвующих в реализации планов сторон, в особенности, рыночных институтов и государственных органов.
Создание сильных, хорошо оснащенных и независимых органов государственного регулирования позволит переводить решения и обязательства Правительства в практическую плоскость посредством эффективных нормативно-правовых актов. Только постоянная координация со стороны Правительства РФ может обеспечить, по мнению авторов, реализацию процесса развития ВИЭ в срок, быстрое и эффективное устранение существующих для ВИЭ «барьеров».
Представленный в настоящей главе проект Рабочего национального плана не будет работать без механизма мониторинга и системы штрафных санкций в случае невыполнения. В соответствии с этим требуется создание соответствующих институтов из уже существующих и вновь созданных для осуществления контроля. Постоянный и эффективный мониторинг позволяет увидеть ситуацию в комплексе на каждой промежуточной стадии, что позволяет принять корректирующие меры в случае отклонения от установленного курса. Для этого должны четко определяться временные рамки мониторинга и промежуточные достигаемые цели.
Успешное регулирование начинается с эффективной системы управления. Эффективное управление является решающим фактором успешного проведения реформы рынка электричества. Меры со стороны органов власти должны быть направлены на установление ответственности и обязательств со стороны всех вовлеченных сторон, включая Правительство, рыночные институты, законодательные органы и участников рынка. Эффективные меры управления позволят обеспечить соблюдение обязательств и обязанностей в соответствии с ролью и функцией каждой заинтересованной стороны. Таким образом, все стороны могут выполнить свои обязательства с минимальными затратами.
В условиях рыночной экономики и постоянно меняющейся финансово-экономической ситуации в России и в мире важнейшим необходимым условием решения этой масштабной для России задачи является проведение государством эффективной политики поддержки ВИЭ, состоящей в том, чтобы убедительно показать деловому и финансовому сообществу в России, в Европе и в мире, что государство РФ :
— заинтересовано в крупномасштабном развитии ВИЭ, имеет долгосрочные и точно установленные цели и программы в данной области и твердые намерения в достижении и выполнении этих целей и программ;
— готово выступать гарантом для участвующих в процессе инвесторов и имеет систему правовых и экономических мер, направленных на обеспечение этих гарантий;
— готово оказывать юридические, административные, налоговые и прочие льготы новому для России энергетическому сектору ВИЭ на федеральном и региональном уровнях;
— принимает систему четко юридически и организационно определенных экономических условий для отечественной возобновляемой энергетики;
— готово участвовать в развитии отечественной возобновляемой энергетики собственными бюджетными средствами на условиях как совместного с частным бизнесом, так и 100%-ного финансирования проектов ВИЭ.
Как наиболее вероятные инвесторы возобновляемой энергетики, в главе рассмотрены как частные российские и зарубежные инвестиционные и производственные компании и банки, так и само российское государство в лице его профильных ведомств, заинтересованных в увеличении энергопроизводства, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Необходимый для крупномасштабного развития отечественной возобновляемой энгергетики уровень инвестиционной активности, особенно в условиях мирового экономического кризиса, обеспечивается наличием двух основных условий: во-первых, достаточно низкими финансовыми рисками и наличием у инвестора гарантий, как минимум, возврата вложенных средств и, во-вторых, наличием возможностей прогнозирования с известной достоверностью на момент инвестирования определенной, приемлемой для инвестора прибыли.
Первое условие обеспечивается, главным образом, правовой базой, второе — системой мер экономической поддержки.
С учетом приведенных рассуждений и соображений, в качестве основных этапов и мероприятий национального Плана развития ВИЭ в России в настоящей работе предлагаются:
1. Ускоренное принятие государством значимых для России крупномасштабных целей, программ и рабочих планов (федеральных и региональных) по вводу ВИЭ разных видов по годам (трехлеткам, пятилеткам) и обеспечение мониторинга и контроля за их неукоснительным исполнением.
2. Создание системы эффективного государственного планирования, организации работ и управления мероприятиями по выполнению федеральных и региональных программ и планов по вводу ВИЭ.
3. Ускоренная разработка и принятие государством законодательной и нормативно-технической базы и соответствующих подзаконных актов и постановлений Правительства РФ, обеспечивающей ускоренное и крупномасштабное развитие национальной возобновляемой энергетики в России и недискриминационный доступ объектов ВИЭ к централизованным энергосетям.
4. Ускоренная разработка и принятие государством гармонизированной с зарубежной нормативно-технической базы (на уровне технических регламентов и национальных стандартов) в обеспечение высокого (соответствующего международному) технического уровня развития в России энергетического сектора на базе возобновляемых источников энергии отечественного и зарубежного производства.
5. Ускоренное принятие системы мер по экономическому стимулированию ВИЭ:
5.1) инвестиционно привлекательной политики ценообразования при закупке энергии ВИЭ;
5.2) системы торговых и налоговых льгот для экспортирующих нефтегазовых компаний, активно внедряющих топливосберегающие энергетические технологии на базе ВИЭ;
5.3) механизма прямого участия государства в развитии возобновляемой энергетики посредством бюджетного финансирования через уполномоченный государственный орган наиболее энергетически значимых для России проектов ВИЭ и форвардной разработки проектов ВИЭ, в первую очередь для снижения объемов “северного завоза” и уменьшения расходов на него;
5.4) системы льготного кредитования проектирования и строительства объектов ВИЭ;
5.5) системы налогового стимулирования и целевого бюджетного финансирования создания индустриальной базы ВИЭ.
6. Реализация с организационным и финансовым участием государства нескольких энергетически значимых и эффективных для России крупномасштабных пилотных проектов ВИЭ.
7. Создание современной и эффективной проектно-изыскательской базы ВИЭ.
8. Ускоренное создание системы подготовки профессиональных кадров для ВИЭ.
9. Создание системы учебно-испытательных полигонов.
10. Создание и развитие отечественной производственной базы ВИЭ.
11. Создание сертификационных и испытательных центров ВИЭ.
12. Создание инфраструктуры ремонтно-эксплуатационного обеспечения ВИЭ.
13. Создание системы эффективной пропаганды ВИЭ в России.
При подготовке долгосрочных планов развития возобновляемой энергетики в России важнейшими представляются вопросы о наличии организационных, технологических, кадровых, производственных, финансовых и прочих возможностей их реализации.
8.1. Комментарии к выводу о необходимости организационного участия государства в создании отраслей ВИЭ в России
В условиях незавершенности и дальнейшего проведения в России до 2010 г. общегосударственных социально-экономических реформ (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, налоговой, бюджетных отношений, жилищно-коммунального хозяйства) на первом этапе реализации государственной энергетической политики большой вес (по сравнению с последующим периодом) будут иметь меры прямого государственного регулирования.
Сложность реализации планов по развитию и вводу ВИЭ усугубляется в настоящее время ослаблением за последние 15-17 лет государственной власти и переходом большей части технологических фондов энергетики в частную собственность при сильном их территориальном, функциональном и финансовом дроблении (на генерирующие, сетевые и сбытовые компании).
В хозяйственных и экономических условиях России практически с неизбежностью вытекает необходимость создания государственного управляющего и контролирующего Органа, наделенного, с одной стороны, соответствующими полномочиями и финансовыми возможностями и, с другой стороны, ответственного перед Правительством за организацию работ по выполнению Федеральной и Региональных программ по вводу ВИЭ.
Как показывает мировой опыт развития основных направлений возобновляемой энергетики, таких как ветро-, био-, гелиоэнергетика и др., создание национальных ведомств, ответственных за эти направления, является необходимым условием их развития.
При имеющейся руководящей структуре российской энергетической отрасли создание такого Органа представляется логичным либо при Минэнерго, со статусом не ниже департамента, возглавляемого заместителем министра, либо самостоятельного, подчиненного кабинету Министров Агентства с целевым бюджетным финансированием данного направления.
В функции данного Органа должны входить вопросы планирования, разработки и реализации Федеральной и Региональных программ и системы соответствующей нормативно-технической и юридической поддержки ВИЭ, финансирования и софинансирования с бизнесом ключевых направлений развития новой отрасли, организации на федеральном и региональных уровнях эффективного мониторинга и постоянного контроля исполнения принятых планов по вводу и использованию ВИЭ. При этом целесообразным представляется поэтапное планирование с продолжительностью этапов не более 2 — 3-х лет:
В решении научно-технических вопросов предлагаемый Государственный Орган должен опираться, по мнению авторов, на образованный и активно работающий при нем научно-технический совет, в состав которого должны входить ведущие российские ученые, инженеры и специалисты.
Ответственность за подготовку и выполнение региональных программ развития данного направления следует возложить, по нашему мнению, на региональные аналоги предложенного выше Государственного Органа — департаменты или комитеты по ВИЗ, созданные и работающие в системе Министерств субъектов Федерации РФ с личной ответственностью региональных министров ТЭК за эффективность и результативность их работы. При этом предполагается сквозная этапность (2-3 года) работы и приоритета федерального и региональных органов.