Ветроэлектрические станции России
Суммарная установленная мощность ВЭС в России в настоящее время составляет около 15 МВт. Основными ветроэнергетическими станциями являются: Воркутинская ВЭС 1,25 МВт (250 кВт х 5); Калмыцкая ВЭС (1 МВт х 2); Куликовская ВЭС 5,1 МВт (21 ВЭУ); Анадырская ВЭС (АВЭ-250 х10); Башкирская ВЭС (550 кВт х4); ВЭС на о. Беринга 0,5 МВт (250 кВт х2); Камчатская ВЭС 1,5 МВт; Ростовская ВЭС 0,3 МВт ( 30 кВт х10).
Однако разработка под эгидой правительства РФ и весьма вероятное принятие достаточно амбициозных планов по вводу ВЭС (до 7 ГВт к 2020 г. и более 22 ГВт к 2030 г.) диктует необходимость делать ставку на массовое строительство сетевых ветростанций большой суммарной установленной мощности от 20 МВт и выше, базирующихся на ВЭУ номинальной мощности > 1 МВт. Серийное производство машин такого класса в России отсутствует, поэтому по крайней мере на начальном этапе развития российской ветроэнергетики требуется международная кооперация, обеспечивающая в достаточно сжатые сроки (3-5 лет) поставки в Россию большого числа ВЭУ мегаваттной мощности и возведения на их базе десятков ВЭС мощностью 25-50 МВт. Второй задачей такой кооперации является подготовка инфраструктурной и профессиональной базы крупномасштабной ветроэнергетики. И третьей важнейшей и обоюдовыгодной задачей (и для России, и для зарубежных ее партнеров) является организация частичного или полного (по лицензиям) производства материалоемких и труднотранспортируемых элементов конструкций ВЭУ.
Отдавая должное отечественным технологиям и науке, уместно вспомнить, что с конца 1980-х годов в СССР также проводились разработки ВЭУ мегаваттной мощности как пропеллерного типа (с горизонтальной осью вращения ветроколеса), так и ортогонального типа (с вертикальной осью вращения ВК). Первые закончились разработкой отечественной ВЭУ «Радуга 1000» мощностью 1000 кВт, первый экспериментальный образец которой был установлен в Калмыкии близ Элисты в 1994 г.
К сожалению, экономические и политические условия 1990-х годов не позволили успешно завершить доводку и освоить производство отечественных «мегаваттников» к средине 1990-х. Работы над доводкой ВЭУ «Радуга 1000» мощностью 1000 кВт были продолжены лишь спустя 12 лет, завершившиеся в декабре 2007 года запуском на Калмыцкой ВЭС близ Элисты в опытную эксплуатацию ВЭУ № 17 с номинальной мощностью 1 МВт с диаметром ветроколеса 48 м и высотой башни 36 м (рис. 15).
Работу по доработке и подготовке ВЭУ №17 к пуску при организационной и финансовой поддержке РАО «ЕЭС России» и ОАО «Гид — роОГК» выполнило предприятие ООО «ИНКОМТЕХ» (г. Дубна Московской области). Доработка и ввод ВЭУ потребовали создания новой системы управления установкой, радикальной переделки гидравлической системы, восстановления мультипликатора, механизмов и электроприводов, доработки системы генерации и преобразования электроэнергии.
Первые несколько дней опытного функционирования установки под управлением оператора ООО «Инкомтех» оказались удачными с точки зрения проявления различных климатических и организационных ситуаций: с переменным по скорости (6 — 16 м/с) вплоть до сильного и порывистым ветром, температуры от 0 до — 3°С, с высокой влажностью, сырым туманом и обледенением конструк
ций, с внезапным (без предупреждения) отключением и подключением ВЭС к распределительным сетям (последнее сопряжено с возможностью серьёзных технологических аварий).
Работа ВЭУ в таких условиях позволила выявить ряд технических и организационных проблем, требующих решения к началу промышленной эксплуатации ВЭС. Наиболее актуальными из них являются следующие:
— необходимость создания надежной системы дистанционного управления ВЭС;
— необходимость при дальнейшем развитии проекта Калмыцкой ВЭС создания автоматической системы согласования фазы электроэнергии работающих ВЭУ с фазой сети при подключении распределительной сети;
— организация и оптимизация системы диспетчирования, обеспечивающей невозможность внезапных отключений и подключений ВЭС к центральной распределительной сети;
— необходимость подготовки качественной документации и руководств для персонала ВЭС по их техническому регламенту и эксплуатации;
— необходимость подготовки операторов управления отдельными ВЭУ и ВЭС в целом.
В соответствии с утвержденными совместными планами ОАО «Гид — роОГК» (нынешнего куратора проекта Калмыцкой ВЭС) и ОАО «КалмэЭнерго» в ближайшее время намечено начать этап опытно-промышленной эксплуатации ВЭУ №17. В ходе ее эксплуатации должно быть всесторонне отработано взаимодействие ВЭС с распределительной сетью, доведены до промышленной кондиции алгоритмы и программное обеспечение системы управления ветроустановкой и ВЭС, создана система обучения будущего персонала и подготовлен минимально необходимый персонал для управления ВЭУ и ВЭС, подготовлена инфраструктура для обеспечения эксплуатации, регламентных работ и ремонта действующих установок и элементов ВЭС, выявлены особенности и недочеты функционирования конструкции ВЭУ в реальных условиях ее эксплуатации с проведением необходимых мероприятий по устранению последних.
В процессе эксплуатации планируется вести автоматическую запись большинства параметров, характеризующих работу ВЭУ, в том числе силы и направления ветра, текущей мощности, оборотов ветроколеса, выработки электроэнергии, статических и динамических нагрузок на конструкцию ВЭУ, вероятности и влияния обледенения на работу и пр.
Техническая идеология, заложенная в конструкцию ВЭУ № 17, представляется вполне современной, включающей управляемые лопасти («pitch control» в международной терминологии), систему генерации на основе синхронных электрогенераторов на постоянных магнитах и конвертора вырабатываемой ВЭУ электроэнергии, работу ВК ВЭУ на переменных оборотах с поддержанием оптимального с точки зрения законов аэродинамики соотношения окружных скоростей ветроколеса и скоростей набегающего на него ветрового потока.
Однако данная ВЭУ была спроектирована около 18 лет назад, когда на российском рынке отсутствовали серийно производимые комплектующие изделия для ВЭУ большой (мегаваттной) мощности. Поэтому в конструкции ВЭУ были использованы модифицированные в той или иной мере авиационные и ракетные комплектующие: в качестве мультипликатора задействован вертолётный редуктор, гидрораспределитель и система управления адаптированы из соответствующих ракетных агрегатов, металлические лопасти, каркас и обшивка гондолы изготовлены авиационным заводом по авиационным технологиям.
Большая часть использованных в конструкции ВЭУ № 17 комплектующих изделий в настоящее время не производится, а производство большинства элементов и агрегатов ВЭУ авиационными заводами в настоящее время является недопустимо дорогим.
В соответствии с выше изложенным, производство ВЭУ мегаваттной мощности в России следовало бы начинать, по мнению авторов, с существенного изменения конструкции ВЭУ, построенной на использовании в их составе безредукторной передачи мощности ветроколеса на генератор на базе низкооборотного генератора на постоянных магнитах, системы управления на основе современных серийных типовых компонентов, неметаллических лопастей, более высоких башен и др.
Предварительный анализ и модельные расчёты показывают, что на имеющихся фундаментах Калмыцкой ВЭС возможна установка ВЭУ единичной мощностью до 1,5 МВт, при этом имеются технические возможности доведения мощности ВЭУ № 17 до указанной мощности
1,5 МВт без существенного изменения ее технической идеологии.
Работа по запуску ВЭУ № 17, выполненная ООО «Икомтех», позволила укрепить состав и повысить квалификацию и практические навыки имеющегося коллектива специалистов. Приобретённый опыт позволяет компании «Инкомтех» в короткие сроки (порядка 1-1,5 лет) провести работы по проектированию и подготовке опытно-промышленных образцов фактически новой и достаточно современной ВЭУ мощностью =1,5 МВт на базе в основном отечественных и отчасти импортных комплектующих, используемых в качестве базовых для завершения строительства Калмыцкой ВЭС и устанавливаемых на уже имеющихся фундаментах.
Дальнейшее развитие этого направлении позволит производить ВЭУ мегаваттных мощностей для российской энергетики, а возможно и на экспорт, поскольку мировой ранок ВЭУ далёк от насыщении.
Предварительный анализ российского машиностроения, проводимый в соответствии с программой ГидроОГК по ветроэнергетике, позволяет отметить, что в России нет аналогичного европейским производствам машиностроительного комплекса, подготовленного к производству мощных ветроустановок.
В связи с этим в российских заинтересованных кругах рассматриваются четыре пути получения ВЭУ для российской энергетики:
1) покупка готовых ВЭУ зарубежного производства;
2) покупка лицензий у ведущих зарубежных производителей и последующее лицензионное производство ВЭУ в России;
3) привлечение зарубежных производителей для создания их производств на территории РФ;
4) организация производства ВЭУ на базе отечественных разработок и промышленной базы.
Первые три пути следует рассматривать как временное решение проблемы внедрения ВЭС в России на начальном этапе развития отечественной ветроэнергетики. Однако полноценная и широкомасштабная электрогенерирующая российская ветроэнергетика как самостоятельная отрасль, по мнению авторов, должна базироваться на оборудовании отечественного производства.
Для организации в России массового производства ВЭУ большой мощности потребуется создание развитой отечественной крупномасштабной промышленной структуры и интеграция этого производства с европейским и мировым.
Как показывает анализ, большая часть основных компонентов ВЭУ имеет необходимую ресурсную, технологическую и производственную основу для их отечественного производства. Работа по оценке российских возможностей производства ВЭУ и их основных агрегатов и комплектующих продолжается, но уже полученные в ходе нее результаты позволяют утверждать, что в современной России имеются объективно существующие необходимые условия для организации и начала производства российских установок в ближайшие 2-3 года.
Для этого в стране имеются технические специалисты и проектировщики с достаточной квалификацией и опытом, а также экспериментальная ветроэлектростанция для отработки новых идей и технологий, оснащённая установками мощностью 1МВт и достаточно развитая производственная база.
Производство наиболее материалоемких элементов ВЭУ — башен с опорно-поворотными устройствами, корпусов гондол (рам, каркасов, обшивки) может быть налажено относительно быстро. Производство систем управления и электрических преобразователей также не является невозможным для российских производителей, а ряд из них уже имеется на российском рынке. Фактически в современной России отсутствует производство только таких специальных компонентов для ВЭУ, как лопасти, специальные трансмиссии с достаточно надежными мультипликаторами, а также специализированные генераторы.
При этом в стране имеется производство электрических генераторов мощностью 1,5 — 2,5 МВт для дизельных и турбинных установок, которые могут послужить прототипом и основой для специальных электрогенераторов ВЭУ. Также имеются производства мощных редукторов, конструкция и технология которых могут послужить базой для создания производства отечественных мультипликаторов.
Однако разработка, испытания и освоение производства этих компонентов в России потребует нескольких лет и затрат, на порядок превышающих стоимость покупки этих изделий за рубежом. Создание их производства в России представляется целесообразным отнести на последующие этапы развития отечественной ветроэнергетики, когда платёжеспособная потребность в ВЭУ для России составит сотни мегаватт в год.
Временные и финансовые затраты на создание первых российских ВЭУ представляется возможным минимизировать при этом путём закупки за рубежом недостающих наукоёмких и высокотехнологичных компонентов (лопастей, редукторов, низкооборотных и многополюсных генераторов) с параллельным поэтапным освоением их отечественного производства в партнёрстве с западными производителями.
Планирование и организацию отечественных разработок и производства ВЭУ необходимо проводить с максимально тщательным и детальным учетом и отбором наличного кадрового и технологического потенциала российских производственных предприятий и корпораций. Это позволило бы избежать ошибок в области отечественной ветроэнергетики в перестроечный период начала 90-х годов прошлого века, когда задания по производству техники выдавались машиностроительным отраслям без детального анализа их возможностей, что привело в конечном итоге к большим социальным, временным и экономическим затратам при фактическом отсутствии положительных результатов.
Важнейшим условием ускоренного крупномасштабного развития российской ветроэнергетики является ускоренное проведение предпроектных изысканий, важнейшей частью которых является определение регионов с достаточным ветровым потенциалом. Следует отметить, что в этой области российскими учеными достигнуты значительные успехи. В качестве примера на рис. 16 и 17 приведены карты с распределением ветрового потенциала по территории бывшего СССР
местах расположения аэрологических станций на территории РФ. Среднее значение за год
(рис. 16) и коэффициентов использования номинальной мощности ВЭУ мегаваттной мощности на примере ВЭУ «Vestas V-80» — 2 МВт (рис. 17). Приведенные карты получены по методикам, развитым в НИЦ «АТМОГРАФ» с использованием БД «Флюгер». Высокая точность определения приведенных характеристик обеспечивается в Российских методиках, как было показано в Главе 3, использованием данных многолетних измерений ветра в сети метеорологических и аэрологических станций России, стран СНГ, Балтии, компьютерных средств их обработки и представления и использования современных методик статистического и гидродинамического моделирования.
В заключение отметим, что с учетом достигнутого уровня современных технологий, экономических показателей и тенденций развития мировой ветроэнергетики, а также наличия кадрового и производственного российского потенциала и богатых ветровых ресурсов на территории России, крупномасштабное развитие отечественной ветроэнергетики представляется авторам отчета неизбежным, выгодным и неотложным делом для России.
мощности ВЭУ «Vestas V90/3,0 МВТ с высотой башни 100 м в местах аэрологических станций на территории РФ. Среднее значене за год