Подсистема автоматического проектирования процесса бурения скважин (САПР-бурение)
С целью совершенствования оптимального сочетания бурового оборудования и режима бурения во ВНИИБТ создана подсистема для автоматического проектирования процесса углубления скважин [15].
Сущность подсистемы заключается в том, что с помощью математического аппарата, позволяющего решать задачу проектирования, разработаны модели, совместное взаимодействие которых может обеспечить адекватность процессу проводки скважин.
Выделены три модели: буримости геологического разреза, оптимальной эксплуатации техники, выбора оптимального сочетания элементов буровой техники.
В практике бурения в большинстве случаев применяется критерий минимизации времени бурения:
/ = 1 / = i ;=1 |
где Ф — время углубления скважины; / —номер интервала глубин, на котором постоянна буровая техника А 2/, / = 1, у АТ — время, затрачиваемое на подготовительные, заключительные и вспомогательные работы в бурении; АТц— время, связанное со сменой техники А2; при переходе от / к /+1 интервалу глубин; ДTj2 — время, связанное со сменой техники внутри интервала по ее физическому износу; /, — время ведения i-ro рейса долота в интервале; Tci — время ведения спускоподъемных операций на i рейсов долота; Гш — время промывки, на i рейсов долота; i — номер рейса долота в у’-м интервале.
Основа математической модели процесса углубления — уравнение работы долота.
В настоящее время изучено большое количество закономерностей взаимодействия породы, с долотом (аналитических, стендовых, геофизических и т. д.). Все работы по установлению буримости имеют сложный характер и требуют значительных затрат времени и большого количества параметров для обработки.
В общем виде под моделью взаимодействия долота с породой понимается некоторая совокупность уравнений типа
где р — вектор режимов^ бурения; X—вектор коэффициентов, получаемых в ходе идентификации; v — вектор констант, характеризующих параметры Долота, некоторые забойные условия и параметры взаимодействия долота с породой исходя из качественных соображений по результатам стендовых испытаний в идеализированных условиях.
К модели буримости геологического разреза предъявляются следующие требования: информацию по буримости необходимо получать для некоторого относительно большого интервала глубин; данные по износу
Рис. 1.7. Блок-схема подсистемы получения модели буримости геологического разреза
Выход |
долот и разрушению горных пород необходимо получать по интервалам с указанием забойных условий. •
Блок-схема подсистемы получения модели буримости геологического разреза приведена на рис. 1.7.
В настоящее время необходимую буровую технику выбирают в следующем порядке: задают оптимальный режим и способ бурения, необходимую технику, предварительно с помощью расчетов определяют пригодность выбранной техники. Математическая модель буровой техники должна включать три информационно и алгоритмически взаимосвязанных блока: вычисления различных вспомогательных операций в бурении; определение ограничений, связанных с режимом бурения, СПО, работой насосов, компоновкой инструмента и т. д.; прогнозирование работы бурового инструмента.
В зависимости от той или иной применяемой буровой техники могут изменяться ограничения на ряд режимов эксплуатации техники. Математическая модель оптимального сочетания буровой техники включает следующие блоки: генерирования произвольного сочетания элементов
Рис. 1.8. Общая блок-схема подсистемы выбора оптимального сочетания элементов буровой техники, |
Рис. 1.9. Схема эксплуатации системы проектирования |
буровой техники; оценки качества выбранного набора буровой техники; оптимизации качества на множестве техники.
Общая блок-схема подсистемы выбора оптимального сочетания элементов буровой техники приведена на рис. 1.8.
Следует иметь в виду, что точность расчетных решений главным образом зависит от правильного определения и построения модели буримости горных пород. Модель процесса углубления скважин зависит от активного вмешательства в ход вычислений.
Созданная специальная программа обеспечивает диалог ЭВМ — оператор. На вариант проекта углубления потребуется 10—30 мин машинного времени. Важное значение имеет в подсистеме модульное построение, позволяющее обеспечить гибкость и расширение функций системы. Схема эксплуатации системы проектирования приведена на рис. 1.0.
Система проектирования процесса углубления скважин передана для практической эксплуатации в ряд научно-исследовательских и проектных организаций.
Так, НИПИ объединений «Азнефть», «Татнефть» были собраны исходные данные для получения решений и разработаны оптимальный проекты на углубление для площадей Кюрсангя («Азнефть») и Восточно — Лениногорская («Татнефть»). В настоящее время система совершенствуется и тиражируется.