Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Быстрый износ опор и малое время пребывания долота на забое в значительной мере обусловлены тем, что опора долота ра­ботает в присутствии промывочной жидкос’ти с очень слабыми

смазывающими способностями, но часто с высокими абразивны­ми и коррозионными свойствами.

В настоящее время улучшение условий работы подшипников долота осуществляется следующими путями: снижением абразив­ности промывочной жидкости; герметизацией опор; смазкой под­шипников (с герметизацией и без нее) в процессе работы с по­мощью специальных устройств; созданием специальных видов смазок; повышением смазывающих способностей промывочных жидкостей с помощью специальных добавок.

Снижение содержания твердой фазы в промывочных жидко­стях до минимума является основным условием повышения дол­говечности не только долот, но и инструмента и бурового обо­рудования, контактирующего с промывочной жидкостью. Приме­нение остальных методов улучшения условий работы долот будет тем успешней, чем лучше очищается промывочная жидкость от выбуренной породы. Однако полностью очистить глинистые ра­створы (даже при наличии гидроциклонов) не удается.

. Чтобы предотвратить попадание промывочной жидкости с аб­разивными частицами в подшипники, были созданы долота с гер­метизированными опорами, различные конструкции которых рас­смотрены в работе [72]. Смазывание подшипников в долотах с герметизированными опорами осуществляется или консистентной смазкой, вводимой в опору при сборке шарошек, или непрерывно в процессе бурения с помощью специальных устройств. Эффек­тивность уплотнительных устройств возможна только при высо­кой точности изготовления опор.

Опыт применения долот с промывкой опор промывочной жид­костью [32] показал увеличение долговечности опор до 14%, но только при бурении с промывкой водой. При бурении на глини­стом растворе долота с проточной опорой оказались менее/ долго­вечными, так как глинистый раствор, несмотря на очистку, всегда содержит абразивные частицы.

В опоре обычной конструкции обновление абразивных частиц ограниченное. Абразивные частицы дробятся телами качения, и при достижении частицами размера d^8+h0 процесс абразивно­го износа прекращается [40] (здесь б—глубина неровностей со­пряженных поверхностей, Ло — минимальная толщина смазочного слоя). Поступление новых абразивных частиц не столь интенсив­ное (по мере износа и увеличения люфтов в опоре эта интенсив­ность возрастает). В опорах, через которые прокачивается про — мыбочная жидкость, раздробленные частицы вымываются, а вме­сто них поступают новые; скорость абразивного износа восста­навливается. Аналогичная картина получается и при работе на утяжеленном растворе. ‘

Сказанное хорошо подтверждается лабораторными исследова­ниями. Шарикоподшипники № 203 изнашивались на двух рабо­тающих одновременно машинах МИ-1М. На одной машине утя­желенный гематитом раствор у=1,6 Г/см? принудительно прока-

чивался через подшипник по схеме 1 (рис. 29), а на второй ма­шине раствор частично попадал в подшипник через небольшие кольцевые щели по схеме 2, как это происходит у долота. График на рис. 29 показывает, что при принудительной прокачке

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Суммарное число оборотов, N Ю1*

Рис. 29. Влияние условий прокачивания абразивной жидкости на износ подшипников.

/ — абразивная жидкость прокачивается через подшипник;

2 — абразивная жидкдсть попадает в подшипник без при­нуждения.

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

через подшипники абразивной промывочной’ жидкости износ зна­чительно больше, чем в том случае, когда абразивная жидкость

попадает в подшипник в небольших количествах без принуж­

дения.

Если рассмотренные способы улучшения условий работы опор долота требуют чаще всего значительного усложнения конструк­ции и технологии изготовления долот, то создание специальных видов и способов смазок гораздо выгоднее вследствие простоты и дешевизны применения. Одним из видов специальных смазок являются твердые смазки. Для смазки опор долот из типа твер­дых смазок уже в течение длительного времени используется графит, а в последнее время сделаны попытки применить дисуль — фидмолибден. Их смазывающее действие основано на слоистой структуре кристаллической решетки. Смазка хорошо закрепляется на "трущихся поверхностях, и внешнее трение между трущимися поверхностями заменяется внутренним между слоями смазки с низким коэффициентом трения.

Графит является составной частью консистентной смазки УС-А, которой в настоящее время заполняются опоры долот при сборке. Однако эта смазка вымывается в первые минуты работы долота на забое (возможно, еще и при спуске долота).

Более эффективно покрытие рабочих элементов, подшипников опор дисульфидмолибденовой смазкой. Наши наблюдения за из­носом долот 1К-214СГ, отработанных в породах нижнего мела (2780—3049 м) в скв. 12 Восточная (трест Ставропольбурнефть) при роторном способе бурения с /г = 90 об/мин и G=18—20 Г, показали снижение скорости износа опор в результате их смазки дисульфидмолибденом на 10%. По данным К. Ф. Пауса и др. [74], применение такой смазки способствовало росту hc при тур­бинном бурении скважин на 17% (долота диаметром 214 мм типов Т и ТК).

Незначительное увеличение долговечности опор при покрытии их рабочих элементов дисульфидмолибденовой смазкой объяс­няется быстрым смывом абразивной жидкостью тонкого слоя смазки, а возможно, и несовершенством технологии нанесения смазки.

Нами в лабораторных условиях было проведено наблюдение за поведением различных смазок в присутствии прбмывочных жидкостей за 60 оборотов (приблизительно в течение 1 ч) на стандартной четырехшариковой машине МАСТ-1. Дополнительно (для интенсивного перемешивания промывочной жидкости в тече­ние всего опыта) — в схему машины включена пропеллерная ме­шалка со скоростью вращения 600—1000 об/мин.

По существующей методике оценки смазывающих способно­стей масел испытания ведутся за одинаковое время. Однако на­личие гибкой передачи в приводе шпинделя машины приводит к тому, что в результате проскальзывания ремня, зависящего от коэффициента трения, путь трения при одинаковом времени ра­боты оказывается различным. И если ошибка от этого незначи­тельна при одноминутных испытаниях масел с приблизительно одинаковыми коэффициентами трения, то при длительных испы­таниях и испытаниях жидкостей, резко отличающихся своими смазывающими способностями, эта ошибка становится сущест­венной, достигая. 20%. Поэтому установка счетчика оборотов позволяет проводить опыт не за одинаковое время, а по одинако­вому суммарному числу оборотов, т. е. более точно оценивать смазывающие способности исследуемых масел и жидкостей.

Таблица 8

Условия опыта

Номер кри­вой на рис. 30

Диаметр пятиа износа шари­ков (средний) йд, мм

Абсолютный. износ по диа­метру пятна износа d=dn-dyn мм

Относите­льный из­нос

Работа несмазанных шариков в воде

1

0,370

0,155

4,40

Работа в воде шариков, выдержан­ных при 90 °С в течение 2 ч в масле «Индустриальное-50» . . .

2

0,255

0,040

1,14

Работа в воде шариков, выдержан­ных при 90 °С в течение 2 ч в масле «Индустриальное-50» с гра­фитом …………

3

0,241

0,026

0,74

Работа в воде шариков, выдержан­ных в течение 2 ч в масле «Ин — дустриальное-50» с графитом. .»

4

0,246

0,031

0,89

Работа в воде шариков, смазанных солидолом……………………………….

5

0,250

0,035

1,00

Работа в утяжелением растворе шариков, смазанных солидолом •

6

0,320

0,105

3,00 ,

Работа в утяжеленном растворе шариков, выдержанных в течение 2 ч в масле «Индустриальйое-50»

7

0,270

0,055 .

1,57

Работа в утяжеленном растворе шариков, выдержанных при 90 С в течение 2 ч в масле «Индуст­риальное-50» …………………………..

8

0,248

0,033

0,94

Работа в утяжеленном растворе шариков, смазанных масляно-/ каучуково-графитовой смазкой (МКГС)…………………………………….

9

0,221

0,006

0,17

Во всех опытах (табл. 8, рис. 30), проведенных в воде и в утяжеленном гематитом до у=1,6 Г/см3 растворе при температу­ре 18° С, использованы шарики диаметром 7,94 мм, обезжирен­ные по принятой в практике работы на машине МАСТ-1 техно­логии. Контактная нагрузка создавалась в 10 кГ она обеспечи­вала начальные максимальные контактные напряжения в 41000 кГ/см2, при этом начальный диаметр пятна упругой дефор­мации dYn равнялся 0,215 мм. Величина абсолютного. износа вычислялась по формуле

d = da — dyn, • (98)

в которой dn—диаметр пятна износа.

Эксперименты показали, что выдержка шариков в течение 2 ч в масле «Индустриальное-’50» с графитом и без него обеспе­чивает меньший коэффициент трения р при работе в воде и в утяжеленном растворе, чем смазка солидолом. По-видимому, жидкое машинное масло и чешуйки графита проникают в неров­ности и трещины шариков во время смазки, где и удерживаются

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Рис. 30. Графики изменения средней величины коэффи­циента трения за 60 оборотов при различных смазках. и промывочных жидкостях (см. табл. 8).

за счет сил сцепления, постепенно смазывая трущиеся поверхно­сти до тех пор, пока не износится поверхностный слой. При ра­боте в утяжеленном растворе частицы гематита способствуют удалению смазки с трущихся поверхностей, ускоряется и сам из­нос поверхностных слоев, в результате чего после определенного времени работы р, возрастает. Солидол при смазке не проникает глубоко в трещины на поверхности шариков и при работе, осо­бенно в утяжеленном растворе (см. рис. 30, кривая 6), очень бы­стро удаляется с трущихся поверхностей. В результате этого р и износ оказываются больше, чем при смазке жидким маслом.

Полученные результаты позволили предположить, что цзнос шариков и коэффициент трения удастся снизить еще больше, ес­ли произвести более интенсивное насыщение поверхностных слоев шариков смазкой и на большую глубину. Последнее было осу­ществлено путем смазки шариков в течение 2 ч при температуре 90° С, когда микротрещины несколько расширяются и горячее менее вязкое масло проникает в них на большую глубину. В ре­зультате более интенсивного насыщения поверхностных слоев маслом износ при работе в утяжеленном растворе снизился на 40% по сравнению с износом шариков, смазанных тем же маслом «Индустриальное-50», но без разогрева, и на 315% по сравнению с износом шариков, смазанных солидолом. Коэффициент трения (кривая S) был также значительно ниже, и только после 50 мин работы, когда поверхностные слои, насыщенные маслом, изно­сились, коэффициент трения увеличился. Однако и после этого в микротрещинах на трущихся поверхностях при большом увеличе­нии с помощью микроскопа можно обнаружить масло.

Условия движения промывочной жидкости в опорах долота и интенсивность износа поверхностных слоев при бурении скважи­ны и при лабораторных исследованиях отличаются. Однако мож­но предположить, что и подшипники долот, выдержанные в жид­ком машинном масле при повышенной температуре, будут полу­чать смаЗку в течение времени, пока не износятся поверхностные слои беговых дорожек и тел качения. Промысловые испытания на площадях треста Ставропольбурнефть десяти долот 2К-214СГ, отработанных в верхне — и нижнемеловых отложениях скб. 29 и 31 Восточные при роторном способе бурения (G= 18тс и п= = 90 об/мин) и четырех долот У-243С при турбинном бурении с ТС5—8" при G=18mc в нижнемеловых отложениях скв. 3 При­граничная, подтвердили это предположение.

Опоры указанных долот были тщательно промыты от консис­тентной заводской смазки горячим дизельным топливом и просу­шены. Затем долота опускались в ванну с разогретой до 90— 100° С смесью из авиамасла МС-14 и графита (в соотношении 5 : 1 по объему) и выдерживались в ней 3 ч с проворачиванием шарошек и перемешиванием смеси. После охлаждения смазанных долот полость их опор заполнялась через технологические отвер­стия шприцем охлажденной смесью масла с графитом. Отверстия заклепывались заглушками из мягкой стали. Оценка износа опор осуществлялась путем замера беговых дорожек и тел каче­ния после вскрытия шарошек. Долота, опоры которых были сма­заны указанным способом и смазкой, имели на 10% большие hc и ^бс и на 26% меньшую Скорость изнашивания.

В тех же скважинах и при тех же режимах бурения в породах нижнего мела были отработаны семь долот У-243С и девять до­лот 2К-214СГ, смазанных МКГС. Перед введением смазки опоры долот были тщательно промыты разогретым дизельным топливом и просушены. МКГС, состоящая по весу из 62% авиамасла МС-20, загущенного каучуком (14%) с добавлением графита (24%), в разогретом до 60—70°С виде 180] вводилась шприцем через технологические отверстия шарошек до полного заполнения полости шарошек. Шарошки при введении смазки проворачива­лись. Технологические отверстия в шарошках после смазки были закрыты заклепками из мягкой стали.

Загущение авиамасла каучуком придает смазке значительную вязкость и липкость к металлу, в результате смазка трудно вы­мывается промывочной жидкостью, создавая как бы герметиза­цию опор и в то же время смазывая их. Добавление чешуйча­того графита повышает смазывающие способности смеси. При­менение указанной смазки привело к снижению скорости изнаши­вания в 2 раза в роторном бурении и в 1,3 раза в турбинном {82J. По-видимому, при турбинном бурении в результате большого числа оборотов смазка быстрее удаляется из подшипников.

Аналогичный принцип действия имеет смазка для подшипни­ков долот из минерального масла и дисульфидмолибдена, в ко­торую для герметизации опор введены кальциевые мыла синте­тических жирных кислот, графит и смесь полисилоксанов с поли­эфирной смолой.

Применение специальных смазок, герметизирующих в какой — то степени опору долота от промывочной жидкости, весьма пер­спективно. Следует ожидать еще большей эффективности от при — ме^ния трудновымываемых смазок в сочетании с простейшей конструкцией уплотнительных устройств в шарошках.

Природа смазывающего действия масел и глинистых раство­ров различна. Так, по данным Р. С. Лернер, у глинистых суспен­зий отсутствует хемосорбционная связь с металлом, которая ха­рактерна для граничного слоя смазок, в результате чего частицы глины, разделяющие трущиеся поверхности, легко удаляются из зоны трения под действием каких-либо дополнительных сил. Такими силами могут быть центробежные, возникающие при вра­щении с большими скоростями шарика четырехшариковой маши­ны: уже при скорости скольжения 0,36 м/сек коэффициент тре­ния возрастает до величины ц, характерного для сухого трения, и возможны явления схватывания между трущимися поверхно­стями. В то же время, когда отсутствуют ■ дополнительные силы, способствующие удалению частиц глины из зоны трения, тру­щиеся поверхности довольно хорошо разделяются и при высоких контактных давлениях.

На рис. 31 приведены эмпирические линии регрессии измене­ния среднего коэффициента трения цСр в зависимости от контакт­ной нагрузки для различных смазывающих сред при одноминут­ных испытаниях на четырехшариковой машине со скоростью вра­щения 1,26 см/сек. Как и для трансформаторного масла, рСр у воды и глинистых растворов с повышением контактной нагрузки уменьшается. Но если у масел с повышением нагрузки четко вы­ражается снижение рСр До минимального своего значения с по­следующим повышением до максимального при нагрузке заеда­ния, то у глинистых растворов в рассматриваемых пределах изме­нения контактной нагрузки после снижения коэффициента трения его величина сохраняется с колебаниями в определенных преде­лах, т. е. частицы глины разделяют трущиеся поверхности. При­чем, если для воды изменение цСр подобно изменению для транс­форматорного масла, то уже для глинистого, раствора у= = 1,02 Г/см3 наблюдается некоторое отличие, т. е. увеличение со­держания глинистых частиц изменяет природу трения. В данном случае увеличение |хСр в связи с повышением содержания глины в растворе приводит к увеличению износа.

Связь износа с удельным весом глинистого раствора видна на рис. 32. По-видимому, частицы глины не только разделяют трущиеся поверхности и тем самым снижают их износ, но и сами участвуют в этом износе (не исключено, что износ в какой-то

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Рис. 31. Эмпирические линии регрессии среднего ко­эффициента трения от контактной нагрузки для раз­личных смазывающих сред при скорости скольжения 1,26 с м/сек.

/ — трансформаторное масло; 2— водопроводная вода; 3 — рас­твор из бентонитовой глины у=1,02 Г/см?-, 4 — раствор из бен­тонитовой глины у=1,09 Г/см1; 5 — раствор из бентонитовой глины у—1,15 Г/см?.

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Удельный бес, г/сн3

Рис. 32. Зависимость относительного изнрса шари­ков от удельного веса растворов из бентонитовой глины за 15 оборотов на машине МАСТ-1.

мере происходит и в результате присутствия в бентонитовой гли­не мельчайших абразивных частиц).

Отличие в условиях смазки трущихся поверхностей глинисты­ми растворами и маслами требует разработки своей методики исследования и оценки их смазывающих способностей. В этом направлении в последние годы большая работа проведена Г. А. Баб1аляном, Э. Г. Кистером, Р. Тейлером, М. Розенбергом, Е. Г. Юзбашевой, Р. С. Лернер и другими исследователями.

Установлено [54], что контактно-усталостный износ в воде на­ступает значительно позже, чем в глинистом растворе, в резуль­тате высокой охлаждающей способности воды, предотвращающей изменение микроструктуры поверхностных слоев и тепловой из­нос. Время до контактно-усталостного износа шариков в глини­стом растворе находится в обратной степенной зависимости от содержания глины и не зависит от ее природы.

Наибольшей эффективностью с точки зрения повышения смазывающих способностей промывочных жидкостей обладают продукты, содержащие карбоновые кислоты, в частности окислен­ный петролатум (СМАД-1), который обладает невысокой стои­мостью по сравнению с остальными добавками, и технология его добавки в промывочные жидкости довольно проста. Применение окисленного петролатума на площади Правобережная (Восточ­ное Ставрополье) при роторном бурении долотами 2К-214СГ в породах нижнего мела (петролатум добавлялся в среднем по 23,5 кг на 1 л проходки) способствовало повышению vc на 7% и Ас на 25%; скорость изнашивания опор снизилась в среднем на 30%.

Таблица 9

‘ . ъ

Добавка

Противоизносная характери­стика бурового раствора

Относительная противоизносная характеристика

Я,

мин

Я,

мм

>

Л

И

Кт

ркр

Окисленный петролатум.

70

0,418

0,096

80

1,000

1,00

1,00

1,00

Битлуб (США)……………….

45

0,600

0,200

60

0,640

1,44

2,08

0,75

Мадлуб (США) …..

37

0,484

0,350

50

0,530

1,15

3,65

0′,63

Мадойл (Япония) ….

20

0,630

0,250

70

0,296

1,50

2,60

0,88

Хое 1/466 (ФРГ) ….

40

0,396

0,180

50

0,570

0,95

1,88

) ‘

0,63

3

В табл. 9 приведены результаты испытаний Р. С. Лернер про — тивоизносных характеристик буровых растворов с различными добавками, определенные по всем применяемым критериям оцен­ки: времени работы до появления питтинга — П, диаметру пятна износа — И, нагрузке заедания — Р„р и коэффициенту трения — /Ст. Там же приведены подсчитанные нами относительные пока­затели, которые явно свидетельствуют о расходящихся результа­тах оценки смазывающих способностей растворов по принятым методикам и критериям. Достаточно сравнить характеристики окисленного петролатума и добавки Хое 1/466, которая имеет по сравнению с первым гораздо худшие показатели (почти до 2 раз) по критериям П, Ркр и /Ст и почти одинаковый показатель по критерию И.

Износ и трение не всегда взаимосвязаны, и поэтому ц не мо­жет служить критерием оценки смазывающих способностей. TeMt более, если учесть, что основной целью введения смазывающих добавок является снижение износа долот, а не снижение затрат на трение. Коэффициент трения можно использовать как допол­нительный показатель.

Оценка смазывающих способностей по нагрузке заедания не может обеспечить достаточно надежные и точные результаты особенно на машинах с линейным контактом [65]. Если это спра­ведливо для масел, то для глинистых суспензий тем более.

По времени до появления питтинга скорее можно судить об общих износных свойствах промывочной жидкости, включая и коррозионные ее свойства, чем о смазывающих способностях. Кроме того, в опорах долота особенно опасны явления схватыва­ния, возникающие при проскальзывании тел качения, т. е. явле­ния скольжения тел качения по беговым дорожкам. Поэтому оценку смазывающих способностей промывочных жидкостей сле­дует вести на четырехшариковой машине типа МАСТ-1 при п = 1 об/мин, контактной нагрузке 10 кГ, которая обеспечивает мак­симальные контактные напряжения (первоначальные) около 41000 кГ/см2, т. е. напряжения, часто возникающие при работе опор долота. Особое внимание должно быть уделено времени испытания. Наименьший разброс показаний износа получается при испытаниях в течение 15 оборотов шпинделя. Оценку смазы­вающих способностей промывочных жидкостей следует произво­дить по величине абсолютного износа шариков, определяемого по формуле (98).

‘ Анализ результатов оценки смазывающих способностей про­мывочных жидкостей различного состава и с различными добав­ками, выполненной нами по предлагаемой методике, приводит к следующим выводам.

1. Обработка бентонитового раствора УЩР несколько сни­жает его смазывающие способности.

2. Добавка в бентонитовый глинистый раствор нефти в преде­лах до 10% несколько (на 14%) повышает смазывающие спо­собности. —

3. Добавка в бентонитовый раствор, обработанный УЩР, 1 % сульфанола повышает его смазывающие способности в 1,62 раза; уменьшаются пределы изменения ц и более чем в 2 раза умень­шается его средняя величина. Дальнейшее увеличение содержания сульфанола в растворе почти не изменяет его смазывающих спо­собностей (рис. 33, кривая 2).

4. Добавка в бентонитовые растворы (обработанные и необ­работанные УЩР) жирных кислот, омыленных жирных кислот, мыла жирных кислот, КМЦ, окисленного петролатума приводит к значительному повышению смазывающих способностей раство­ров и снижению коэффициента трения. Наибольшее повышение смазывающих способностей растворов вызывает добавка омы­ленных жирных кислот, приготовленных из 50% жирных кислот и 50% пятипроцентного раствора каустической соды (по весу).

5. Добавка в растворы в качестве эмульгатора 0,5% КМЦ значительно повышает эффективность окисленного петролатума. В этом случае снижается износ, пределы колебания р, и средняя его величина. Окисленный петролатум становится наиболее эф­фективной смазывающей добавкой.

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

Содержание до давни, %>

33. Влияние ^содержания смазывающей до­бавки в растворе на износ шариков, жирные кислоты, растворенное в дизельном топли­ве; 2 — сульфанол.

5J 4 51

Рис 1

I

6. Исследования по выявлению оптимальной концентрации смазывающих добавок, проведенные только для сульфанола и жирных кислот, растворенных в дизельном топливе (см. рис. 33), позволяют предположить, что и для других добавок увеличение их концентрации выше 1% приведет к незначительному повыше­нию смазывающих способностей растворов при данных лабора­торных условиях. Забойные же условия работы опор долота рез­ко отличаются от лабораторных, в том числе и тем, что в момент попадания промывочной жидкости в полость опор долота концен­трация смазывающих добавок будет снижена. Поэтому содержа­ние добавок в растворе должно быть выше 1—2%.

На рис. 34 приведены результаты исследования влияния тем­пературы на смазочные способности промывочных жидкостей. Эти исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Повышение температуры с 20° С до 90° С приводит к сни­жению смазывающих способностей воды и глинистых растворов, т. е. к повышению износа и р, причем для воды это снижение гораздо интенсивнее, чем для глинистых растворов.

2. Повышение температуры в зоне трения и температуры ра­створов со смазывающими добавками в пределах от 20° С до 85° С не вызывает снижения их смазывающих способностей.

3. Смазывающие способности раствора с добавкой окисленно­го петролатума при повышении температуры до 50° С увеличи­ваются в 1,67 раза, а до 85°С:—почти в 2 раза (так как с по­вышением температуры окисленный петролатум лучше эмульги­руется в глинистом растворе). Смазывающие способности глини­стого раствора с добавкой окисленного петролатума при темпе­
ратуре 85° С становятся такими же, как раствора с добавкой ОЖК. Следовательно, эффективность применения’ окисленного петролатума возрастает при бурении скважин с повышенной за­бойной температурой и с ростом глубины бурения в обычных скважинах.

СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ОПОР

о го, во во во t Температура в зрпе понтапта, °С

На четырехшариковых машинах в абстрагированных условиях испытания можно только в первом приближении произвести

Рис. 34. Влияние температуры промывочных жидкостей на износ шариков.

1вода; 2 — раствор из бентонитовой глины Y=l,09 Г/см3; 3 —раствор из бентонитовой глины V=l,2 Г/см3;

4 — раствор из бентонитовой глины у=1.2 Г/см3 + 10% УЩР+3% ОЖК;

5 — раствор из бентонитовой глины Т=1,2 Г/см3 + 10% УЩР + з% окис­ленного петролатума, смешанного с

дизельным топливом (1:1).

оценку смазывающих способностей промывочных жидкостей, ко­торые имеют специфичную природу смазывания трущихся поверх­ностей. Поэтому более уточненную оценку смазывающих способ­ностей промывочных жидкостей с различными добавками и без них следует проводить при имитирующих испытаниях, например, на машине МИ-1М или на других специально созданных маши­нах. Чтобы снизить влияние качества изготовления, изнашиванию должен подвергаться один подшипник, (лучше стандартный), а не опора шарошки в сборе. Должны быть соблюдены и другие параметры, моделирующие работу подшипников опор долота, а именно: вращение наружного кольца, положение оси подшипника в пространстве и т. д.

Таким образом, оценку смазывающих способностей промывоч­ных жидкостей в лабораторных условиях следует проводить в два этапа: на четырехшариковых машинах трения типа МАСТ-1 в абстрагированных условиях для предварительной оценки и на машинах с узлом, имитирующим работу подшипников долота, для более точной оценки. .

Если влияние смазывающих способностей промывочных жид­костей на износ опор долота в настоящее время более или менее изучено и проведена большая работа по улучшению этих способ­ностей, то в гораздо худшем положении находятся вопросы иссле­дования охлаждающих свойств промывочных жидкостей. В таком же состоянии находятся исследования 4 влияния коррозионных свойств промывочных жидкостей на износ опор долот.

Комментарии запрещены.