Моделирование кинематики шарошечного долота
Действие шарошечного долота заключается в том, что при вращении его корпуса шарошки катятся по забою и расположенные на них зубцы наносят удары по поверхности породы. Таким образом, мы имеем дело с множеством отдельных актов разрушения, взаимно влияющих друг на друга. В один и тот же момент времени происходит разрушение породы в нескольких участках, расположенных на линиях контакта шарошч ки с забоем. Что касается последовательно происходящих явлений, то в зависимости от конкретной конструкции долота возможны различные варианты взаимного расположения лунок. Картина взаимодействия осложняется еще и тем, что каждое отдельное внедрение зубца протекает не свободно, а зависит от соприкосновения с породой других зубцов, вследствие чего, нагрузки перераспределяются. Не следует забывать, что положение корпуса долота не зафиксировано вдоль продольной оси и характер внедрения зубцов отнюдь не определяется исключительно законом вращения шарошек.
Выше было показано, что целью расчета кинематики движения долота должно быть определение величины максимального углубления зубцов шарошек zmax в породу при установившемся режиме работы всего бурового агрегата. Составить уравнение движения долота на забое, учитывая абсолютно все детали его конструкции и все подробности характера его взаимодействия с забоем, очевидно, не представляется возможным. К тому же в этом нет никакой необходимости, так как излишняя детализация помешала бы выявить общие закономерности и чрезвычайно запутала бы исследуемые явления. Поэтому, естественно, пришлось прибегнуть к определенной схематизации. Можно представить — себе несколько различных кинематических схем, моделирующих работу реального долота ка забое скважины. В зависимости от конкретной поставленной задачи, от того, является ли она исследовательской или расчетной, от аспекта ее постановки могут потребоваться варианты моделирования различной сложности. Ниже приведены некоторые возможные расчетные схемы кинематики шарошечного долота, располагаемые в порядке возрастания их сложности, и подробности моделирования реального процесса.
Вначале рассмотрим случай, когда долото моделируется одной цилиндрической одновенцовой шарошкой, т. е. зубчатым катком. При этом имеется в виду, что длина зубцов, размещенных на этой шарошке, и ширина площадки их притупления таковы, что они соответствуют средней длине и средней ширине площадки притупления зубцов всех венцов трех шарошек долота, одновременно находящихся в контакте с забоем. Таким образом, осевая нагрузка на долото, распределяемая между группой контактирующих в каждый момент зубцов реального долота, в данной схеме прикладывается к единственному моделирующему зубцу. При этом будем считать, что этот зубеи принадлежит венцу, разбуривающему кольцевой участок забоя, расположенный симметрично между центром и периферией скважины. Если из середины этого кольцевого участка восстановить перпендикуляр до пересечения с реальной осью шарошки, то длина этого перпендикуляра может быть принята за радиус эквивалентного цилиндрического зубчатого катка. Это ясно из того, что точки на оси шарошки имеют скорости относительного движения, равные нулю, и, следовательно, скорость их переносного движения при вращении долота является их абсолютной скоростью. Таким образом, мы заменяем долото цилиндрическим катком, центр которого движется с постоянной горизонтальной скоростью w. Величина w определяется как окружная скорость долота на среднем радиусе и зависит только от скорости вращения долота п.
Для расчета количества зубцов, размещенных на модели-, рующем зубчатом катке, практически поступают следующим образом. Составляют таблицу, в которой в каждую строку помещается количество зубцов данной шарошки, относящихся условно к одной образующей, и фиксируются размеры этих зубцов. Таким образом, каждой образующей можно сопоста-‘ вить один эквивалентный зубец. Затем определяют средние характеристики этого зубца по каждой шарошке и количестве таких зубцов по всей окружности. В заключение остается вычислить среднюю ширину площадки притупления для зубцов трех шарошек и среднее их количество по окружности, а также суммарную длину зубцов, моделирующих работу всех трех шарошек одновременно. Для штыревых долот можно поступать аналогично, осредняя радиусы скругления вершин штырей. Нетрудно понять, что в результате такой замены шаг зубцов модельного зубчатого цилиндрического катка будет меньше, чем шаг любого венца действительной шарошки, как и должно быть в действительности с учетом возможного перехода контакта с одного венца на другой.
Итак, выше дано описание простой модельной схемы бурового долота, в которой известны все параметры — конструктивные и кинематические, характеризующие зубчатый, цилиндрический, поступательно движущийся каток. Известны количество и размеры его зубцов, горизонтальная проекция скорости и радиус катка.
Описанная модель кинематически на первый взгляд мало похожа на натурное долото, но тем не хменее она сохраняет специфику вертикальных перехмещений корпуса и их связь с глубиной внедрения зубцов в породу. Такая модель пригодна для решения некоторых специальных задач, не рассчитанных на количественное определение показателей процесса бурения, но позволяющих сделать оценки влияния различных конструктивных особенностей бурильной колонны и входящих в нее элементов на процесс разрушения забоя. Она также позволяет ■сделать приближенные оценки влияния некоторых конструктивных параметров долота, таких, как шаг и количество зубцов, и параметров режима бурения на величину углубления зубцов в породу.
Рис. 4. Схема к расчету: а — глубины внедрения зубца; б — расстояния очередного зубца от поверхности забоя |
Схема, описанная выше, представлена графически на рис. 4, а. Из схемы ясно, что изхменения интересующей нас величины zn(t) связаны с поворотом шарошки и продольным перемещением центра зубчатого катка соотношением
(t) = г [cos ап (t) — cos ап] — [и0 (t) — и0п], (2.1)
где zn — текущее углубление я-го зубца в породу; г — радиус цилиндрического катка; ап — текущий угол хмежду радиусом вершины зубца и вертикальной осью; ап — угол между радиусом вершины я-го зубца и вертикальной осью в момент соприкосновения (я—1)-го зубца с поверхностью породы; щ — текущее вертикальное перехмещение центра катка относительно
выбранного начала координат; и0п — вертикальное перемещение центра катка в момент соприкосновения с породой п-го зубца.
Текущее значение угла an(t) определяем из следующего — соотношения:
(2.2> |
r sin ап — г sin ал (/) == wt,
где w — горизонтальная скорость центра зубчатого катка. Отсюда |
w — 2nnR, |
Очевидно, что |
(2.3>
где R— средний радиус моделируемого долота, соответствующий рассматриваемому венцу; п — число оборотов в минуту моделируемого долота.
Скорость w может изменяться во времени при наличии крутильных колебаний нижнего сечения колонны труб или любых: устройств, к которым прикреплено долото.
Если зададимся постоянным числом оборотов долота, то его* действительная угловая скорость будет складываться из постоянной скорости вращения и дополнительной угловой скорости, которая определяется наличием крутильных колебаний: колонны бурильных труб, вызываемых изменениями крутящего момента при работе долота,
(2.4)
где 0 — угол поворота нижнего сечения колонны труб относи
тельно его центра; со= —угловая скорость вращения до-
30
лота.
(2.5> |
Поэтому в общем виде следует считать, что w = w(t). В этом случае формула (2.2) примет вид
г sin ап — г sin ап (t) == j w (t) dt,
где t — момент вступления в контакт с забоем л-го зубца — катка.
В соответствии с этим
an (t) = arc sin sin an J w (t) dt] . (2.6)
Такая форма определения ап требуется при учете крутильных колебаний долота. Этот вариант будет нами та_кже рас
смотрен. В большинстве же случаев можно считать, что ш = const.
При подходе к поверхности забоя следующего (л-|-1)-го зубца необходимо контролировать его расстояние от забоя. Это расстояние yn+i(t) определяется следующим образом (рис. 4, б):
Уп+i (t) = S sin [у + ап (01 — zn (t), (2.7)
гдь S — шаг зубцов катка по хорде; у — половина центрального угла между двумя соседними зубцами.
Вступление в контакт с забоем (/г-!-1)-го зубца соответствует моменту t, когда yn+i = 0. При этом угол подхода (л-И)-го зубца может быть вычислен по формуле (см. рис. 4, б)
«л+1 = у + arc cos-^ |/ S2 — [zn (t)f. (2.8)
и
Таким образом, мы располагаем всеми нужными соотношениями для расчета положения каждого зубца катка относительно выбранной системы координат в любой момент времени при условии, что будет известна величина Uo(t). Одновременно она определяет текущее положение нижнего конца колонны бурильных труб, к которой присоединено долото. Поэтому ее вычисление связано с решением уравнения колебаний колонны, о котором речь пойдет ниже.
Изложенная схема кинематики шарошечного долота имеет, как уже указывалось, вполне определенную ограниченную область применения. Рассмотрим теперь некоторые другие варианты кинематических схем, более точно моделирующих конструкцию реального долота.
Пусть модель включает три последовательно расположенных цилиндрических катка одинакового радиуса, центры которых расположены на одинаковом расстоянии от поверхности развернутого забоя. В этом случае каждый из трех зубчатых катков моделирует одну из шарошек долота. Отличие этой схемы от предыдущей заключается в том, что осреднение количества зубцов и выбор средней длины каждого моделирующего катка производятся независимо для каждой шарошки. В данной расчетной схеме зубчатые катки имеют в принципе разную длину и различное количество зубцов. Они могут иметь также разные контактные площадки на зубцах. Поэтому углубление л-го зубца и другие кинематические характеристики движения вычисляются в каждый момент времени для всех трех катков независимо. Обозначая через пг— 1, 2, 3 номер соответствующего катка, можно переписать формулы (2.1), (2.3), (2.7) и (2.8) в следующем виде:
2пт (0 = г [COS апт (t) — cos апт) — [щ (t) — и0пт];
, • ! ■ ~ wt
апт (t) = arc sin f sin anm — j;
(2 9)
Уп+i, m (0 = sm sin [ym + anm (/)] — znm (/); v ‘
-l arc cos -1- — [znm (?m)]2
«
Рис. 5. Схема к моделированию шарошечного долота |
Дальнейшим приближением модели кинематики долота к действительности является учет конической формы шарошек и различие в конструкции отдельных венцов на них.
Итак, пусть долото состоит из трех конических шарошек, на каждой из которых имеется некоторое количество венцов. Каждый венец включает определенное число зубцов и, следовательно, имеет различный шаг между ними (рис. 5).
Аналогично предыдущему можно вычислить углубления п-го зубца k-vo венца т-й шарошки, но при этом следует учитывать, что вычисления ведутся в плоскости венца и, следовательно, необходимо учесть угол наклона этой плоскости к участку поверхности забоя, обрабатываемому этим венцом,
*пкт (0 =rkm [cosa„ftm {t)~cos ankm) cosPfem—[u0{t) — u0nkm], (2.10)
где r,.m — радиус k-ro венца m-й шарошки; $кт — угол наклона — оси шарошки к участку поверхности забоя, обрабатываемому данным венцом в вертикальной плоскости, проходящей через ось долота и шарошки.
Соответственно текущий угол поворота зубца в плоскости венца запишем в следующем виде:
= arc sin ^sin ankm (2.Ц)
V r km J
где wkm = 2nnRkm— горизонтальная скорость центра k-го венца m-й шарошки; Rkm— радиус центра венца относительно оси долота.
Расстояние зубца, подходящего к забою, от поверхности будет иметь вид
Уп—,km (f) Wl ® Рбга (0> (2.12)
где yhm— центральный угол вершин двух соседних зубцов k-то венца m-й шарошки; Shm — шаг между этими зубцами по хорде. .
Наконец, величина угла an+i. km(t) в момент вступления его в контакт с забоем
“n+l. Am = У km + аГС COS |
Усовершенствованная модель кинематики шарошечного долота, списываемая формулами (2.10) — (2.13), позволяет изучать зависимость показателей работы долота от конструктивных параметров, определяющих его кинематическую схему, и прежде всего от шага зубцов на различных венцах шарошек. Вопрос о выборе шага зубцов является одним из наиболее сложных при конструировании буровых долот. Поэтому целесообразно использовать последний вариант кинематического описания долота главным образом для решения конструкторских вопросов при проектировании и для решения задачи о выборе типа долота, предназначенного для разбуривания определенного пласта горных пород.