ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ КОЛОННЫ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА РАЗРУШЕНИЯ
Колонна бурильных труб в определенных условиях может оказывать серьезное влияние на процесс разрушения забоя скважины долотом. Трехшарошечное долото является генератором механических колебаний. Получая энергию вращения, долото частично преобразует ее в энергию ударов зубцов по забою, а частично в энергию вертикальных перемещений системы. Если бы положение корпуса долота было зафиксировано, то глубина внедрения зубцов определялась бы исключительно геометрией шарошек. В действительности она является алгебраической суммой перемещения зубцов, вызванного вращением шарошки, и перемещения нижнего сечения колонны. Следовательно, эффективность процесса бурения во многом зависит от упругих свойств колонны труб и других элементов, входящих в компоновку низа.
Через бурильные трубы проходит целый спектр продольных, крутильных и поперечных колебаний различного происхождения. Существенное влияние на процесс их распространения оказывают факторы, влияющие на диссипацию энергии вдоль тракта: свойства материалов колонны и других элементов компоновки, параметры бурового раствора и пр. В случае отражения упругих волн часть энергии возвращается к долоту, изменяя процесс взаимодействия зубцов с породой, а также процесс формирования забоя.
В настоящей главе проводится исследование продольных колебаний колонны бурильных труб. Инструментом исследований является математическая модель процесса бурения, описанная выше.
Бурильная колонна в общем случае рассматривается как составной длинный стержень с постоянным сечением на каждом участке. Между участками могут быть вставлены упругие или упруго-вязкие элементы, соответствующие амортизаторам, отражателям и подобным устройствам.
Места стыковки этих участков и вставных элементов также могут обладать свойствами отражения и поглощения энергии упругих колебаний.
Долото неподвижно скреплено с колонной, и всякое перемещение корпуса долота является одновременно перемещением нижнего сечения колонны.
При расчете колебаний необходимо учитывать сопротивление среды. Для этого в уравнение колебаний (см. главу 2) была
введена постоянная демпфирования и. Наличие в уравнении
, ди и, ди
члена Л — = — — предполагает, что силы трения пропорциональны линейной скорости перемещения сечения колонны, т. е. трение носит вязкий характер. В действительности имеет место одновременно несколько видов трения, однако полный их учет существенно усложнил бы исследования. При чисто вязком трении коэффициент демпфирования р связан с параметрами волнового процесса следующим образом [16]:
2ЕА. а, ,А1
и = In — J-, (4.1)
а2Т а2
где «I, а2 — амплитуды колебаний двух сечений трубы, отделенных длиной волны, определяемой периодом колебаний Т.
Амплитуды ах и а2 определяются экспериментально.
Период колебаний зависит от их типа. Долото генерирует высокочастотные продольные колебания, вызываемые прерывистым контактом зубцов с породой, а также низкочастотные колебания, причиной возникновения которых, по-видимому, являются неровности (ухабы) забоя.
Рассмотрим для начала простейший случай высокочастотных колебаний, отражаемых от сечения колонны, расположенного на расстоянии / от долота. На рис. 37 представлен рассчитанный
2, мм
19,0- 21,9В |
39,02-41,98 59,02-61,98 t, MC |
-тек |
Рис. 37. Расчетные величины углублений зубцов долота в породу с учетом влияния энергии отраженных волн |
по модели процесс развития углубления зубцов в породу. Из рис. 37 видно, что возврат энергии упругих бо ^ j ■■—— волн приводит к увеличению глуби
£l. |
Ш,% |
ЛЕТ |
||||
1 1 |
У5Т |
|||
1 1 1 |
| |
|||
1 1 |
1 1 1 |
0,0001 0,001 0,01 0,000 0,020 |
ны внедрения.
цо- ——— —I— X: — Разумеется, это увеличение в
сильной степени зависит от посто — 20 —■——I— 1 ] — янной демпфирования р, определя
0,1 |
ющей приток энергии отраженной волны. На рис. 38 представлен график изменения относительного углубления зубцов долота в породу Рис. 38. Расчетная зависимость Д Zm„_/Zina_ за счет энергии отра-
относительного приращения ве — шал.^ишл г
личин углублений зубцов доло — женной волны при разных значени — та за счет энергии отраженных ях коэффициента затухания, а сле-
волн от коэффициента затуха — довагельно, и постоянной демпфи-
ния рования. Здесь zmax— возможное
максимальное внедрение зубцов долота при отсутствии отраженных волн; Л2тах— приращение углубления за счет энергии отраженных волн.
Как видно из рис. 38, величина коэффициента затухания существенно сказывается, начиная с Х = 0,004, что соответствует коэффициенту затухания для нормальных бурильных труб [16]. Коэффициент затухания для утяжеленных бурильных труб приблизительно равен по тем же данным X = 0,024. Таким образом, величина AzmSiX/zmaiX для утяжеленных бурильных труб в 2 раза меньше, чем для нормальных.
Полученные результаты указывают на практическую возможность использования разного рода отражательных систем для повышения эффективности бурения. З’то повышение можег быть весьма значительным в случае, если дополнительный приток энергии позволит преодолеть предел прочности породы при некотором недостатке осевой нагрузки. Фазы прямой и отраженной волн при интерференции, как правило, не совпадают. В результате этого часть возвращенной энергии тратится на сопротивление выходу зубцов из лунки. Этот вредный эффект можно уменьшить, находя нужное соотношение длины отражающего участка и скорости вращения долота.
Было исследовано влияние параметров режима бурения на величину углубления зубцов долота при наличии дополнительной энергии отраженных волн.
На рис. 39 приведена зависимость изменения относительного углубления зубцов долота в породу от осевой нагрузки на долото. Если нагрузка достаточна или, наоборот, настолько мала, что приток дополнительной энергии все же не позволяет преодолеть предел прочности породы, то выигрыш в величине углубления будет меньше.
Рис. 40. Расчетная зависимость относительного приращения величин углублений зубцов долота за счет энергии отраженных волн or скорости вращения |
J-7 |
Рис. 39. Расчетная зависимость относительного приращения величин углублений зубцов долота за счет энергии отраженных волн от осевой нагрузки |
zo |
На рис. 40 показана зависимость Дгтах/гтах от скорости
врашения дол ста п. Этот график носит явно выраженный резонансный характер, т. е, для данной длины отражающего участка существуют свои критические скорости, при которых приток дополнительной энергии к долоту резко возрастает. При изменении длины отражающего участка критические скорости меняют свое численное значение.
Зная конструктивные параметры долота и длину отражающего участка, можно рассчитать численные значения критических скоростей, при которых максимальное углубление зубцов долота резко возрастает после возврата отраженных волн.
Для определения влияния материала бурильных труб на характер процесса разрушения расчеты выполняются для составных компоновок, например, утяжеленные бурильные трубы — нормальные бурильные трубы; утяжеленные бурильные трубы — легкосплавные бурильные трубы.
Для расчета этих вариантов колонну бурильных труб разделяют на два участка, которые описываются волновыми уравнениями с разными величинами скорости звука а и площади сечения А.
Соединение нормальных бурильных труб с УБТ принимается жестким, следовательно, общее сечение бурильных и утяжеленных труб испытывает одинаковые смещения и усилия.
Из этого следует совокупность условий, которые должны быть удовлетворены в месте стыка труб (сечение х=1):
x=h |
Х=1х |
(4-2) |
где и (х, t) —• смещение сечения утяжеленных бурильных труб в момент времени t; й(х, t) — смещение сечения нормальных |
u(lx, t) = u(l1, t);
бурильных труб в момент времени t; Е, — модуль упругости УБТ; Е2 — модуль упругости НБТ; Ах— площадь поперечного сечения УБТ; А2 — площадь поперечного сечения НБТ; 1Х — длина УБТ.
При расчете продольных перемещений колонны бурильных труб, состоящей из участков различного сечения, можно воспользоваться выведенными ранее (§ 3 главы 2) разностными соотношениями (2.31). Однако на участках стыка труб в общие расчетные формулы должны быть внесены уточнения, учитывающие уравнения (4.2).
Действительно, исходя из общих формул (2.31), перемещения последнего сечения нижнего участка колонны и первого сечения второго участка будут равны
— Шип/ ——Ь — . , .
Ми /4-1 — * I 1*^)
1 + ш
= шйй! — й0 7_, +йи + й_1— gt*
=——————— пг^—————- •———— 14л)
Из граничного условия (4.2) следует, что йп. я-i — йо. /+ь и поэтому, приравняв выражения (4.3) и (4.4), получим
‘kMu. Qj— Uo. j—i — f — U-ij — j — M_i/ = ЯДtunj— Un. j—l Un+i. j «n—i./. Учитывая, что йоj = unj и йо. j-i = йп. i-u будем иметь
Uij + W—1/ = Un+i. j — f — Un—.j
или
TOC o "1-5" h z Un+i. i = — «п-1./ + u-ij. (4.5)
Из условия (4.2) также следует, что
j? Л Un+l. j — Unj _ р л “О/ — Н-1/
C-lHl — -=—— — =
Дх Дх
или
= = Е. Л.Дх — , Е. Л.Дх —
И—1/ — «о/ Г — «п+1./ I ~ Uny
Е.2А2 Дх Е2А2 Дх
Подставив значение й-i/ в соотношение (4.5) и решив его относительно йп+. /, получим
Ип+1./ = ия} 4 — (йц — ип-1 ./)• (4.6)
Е. Л.Дх! + —- — £2Л2Дх
Подставляя полученное выражение для un+i. j в формулу
(4.3) , можно рассчитать перемещения йп. j-t-i = «о. /-и в любой момент времени t = At(j+l).
Результаты сравнительных расчетов составной колонны, состоящей из УБТ, колонны стальных или легкосплавных труб показали, что среднее значение внедрения зубцов при использовании легкосплавных труб приблизительно на 10% больше, чем при использовании стальных.
Аналогично проводятся расчеты для произвольной компоновки из нескольких участков колонны бурильных труб.
Экспериментальными исследованиями установлено, что в ряде случаев наряду с высокочастотными колебаниями, вызываемыми прерывистым контактом зубцов долота с забоем, большое значение могут иметь низкочастотные колебания, возникающие, очевидно, вследствие развития на забое так называемых ухабов. Амплитуда этих колебаний обычно больше высокочастотных.
В связи с этим разработан алгоритм для исследования с помощью математической модели низкочастотных колебаний при перекатывании шарошек по ухабистому забою с частотой
v = л/ 3.
Низкочастотные колебания задаются волнообразной формой забоя |
(4.7) |
где с — высота точек забоя относительно плоскости, проходящей через впадины ухабов; В — амплитуда ухабов: п — число оборотов долота; t-—текущее время.
При расчете углубления каждого очередного зубца его исходное положение контакта с забоем определяется в соответствии с уравнением (4.7). Поэтому долото катится, поднимаясь и опускаясь по ухабам. По этой причине углубления в различных точках забоя могут оказаться неодинаковыми, что приводит к изменению конфигурации самих ухабов. Более того, расчеты показывают, что углубление в отдельных точках может оказаться отрицательным, что соответствует физически нарушению контакта или отрыву долота от забоя. Таким образом, математическая модель дает возможность оценить эту важную сторону процесса взаимодействия долота с забоем.
Для того, чтобы механизировать процесс расчета последовательно изменяющейся конфигурации забоя, можно поступить следующим образом.
Окружность, обрабатываемую данным венцом, разворачивают и разбивают на значительное количество мелких интервалов, на каждом из которых действительная высота забоя первоначально задана в соответствии с уравнением (4.7). При развитии процесса бурения для каждого контакта зубца с породой фиксируются его координаты по окружности и высоте. Таким образом, вновь образовавшиеся лунки видоизменяют
конфигурацию забоя в окрестности точки контакта. Постепенное слияние лунок (см. главу 1) приводит к изменению первоначальной формы ухабов и всей конфигурации забоя. Дополнение к алгоритму расчета углублений заключается в учете и запоминании осевых координат точки, соответствующей контакту данного зубца, и всех точек, определяющих конфигурацию образовавшейся лунки с шагом, соответствующим разбивке забоя на указанные выше участки.
Фактическая высота каждой точки забоя учитывается также при контроле расстояния от забоя очередного зубца. Для этой цели вносятся соответствующие поправки в формулы § 1
главы 2.
Такой подход позволяет, используя математическую модель процесса бурения, проследить за влиянием колебаний колонны на глубину внедрения зубцов и изменение конфигурации забоя по сравнению с принятой исходной формой с тремя симметричными ухабами по забою.
Заметим, что математическая модель позволяет не только задаться волнообразной формой забоя, но и проследить за процессом образования ухабов, исходя из первоначальной плоской формы забоя. Для этого также используется метод построения непрерывно изменяющейся поверхности забоя. Таким образом, можно проследить, как через несколько оборотов долота в силу случайного сочетания взаимодействия лунок начинают постепенно образовываться и развиваться ухабы.
Для записи этого процесса следует использовать ЭВМ высокого класса с большим быстродействием, чтобы иметь возможность проследить за достаточно длительным процессом формирования и изменения забоя. На рис. 41 представлены конфигурации забоя, рассчитанные для нескольких моментов времени после начала бурения на плоской поверхности.
На основе изложенного выше были проведены расчеты
Е мм ■ Рис. 41. Формирование ухабов на забое, рассчитанное на ЭВМ |
углублений зубцов долота для разных пород и при различных сочетаниях высоты ухабов, осевой нагрузки на долото и скорости его вращения. Расчеты подтвердили, что в определенных условиях возникают отрывы долота от поверхности забоя. Это могут быть микроотрывы, возникающие при движении по склонам ухабов и не изменяющие общей картины взаимодействия долота с забоем, или отрывы, более длительные,
главным образом при наличии отраженных волн.
Рис. 42. Расчетные величины углублений зубцов долота на ухабистом забсе |
Суммарное время отрыва долота. за оборот в значительной степени зависит от скорости вращения долота, осевой нагрузки и высоты ухабов. Оно тем меньше, чем ниже число оборотов п, больше осевая нагрузка G и меньше высота ухабов В.
Так, в одном из расчётных вариантов при п =
= 500 об/мин, G = 20 тс и В = 6 мм время отрыва составило 13% от общего времени. При увеличении скорости вращения до п=1000 об/мин оно увеличивалось до 20%. На рис. 42 приведены последовательно изменяющиеся глубины внедрения зубцов на различных участках ухабистого забоя с течением времени. Они существенно различаются на различных участках ухабов. Общий вывод, который позволяют сделать приведенные расчеты, заключается в следующем.
В зависимости от сочетания геометрических параметров ухабов с режимами бурения наибольшая величина углубления зубцов может приходиться на подъем или спуск ухабов, и тогда они начинают перемещаться по забою по ходу или против хода вращения долота. Аналогично наибольшее углубление зубцов может приходиться на вершину или впадину ухаба, благодаря чему высота ухабов возрастает или уменьшается. Этот процесс может оказаться периодическим.
С учетом энергии отраженных волн углубления зубцов могут быть увеличены в значительно большей степени, чем в случае плоского забоя. Таким образом, на эффективность процесса разрушения в большей степени влияют низкочастотные колебания колонны, чем высокочастотные.
Метод анализа влияния колебаний на процесс бурения с помощью математической модели позволяет оценивать эффективность различных поглощающих и отражающих элементов, входящих в состав колонны бурильных труб. Наличие таких элементов оказывает заметное влияние на максимальное внедрение зубцов долота в породу, поскольку они эквивалентны амортизирующим и отражающим устройствам. Влияние отражающих устройств частично было рассмотрено выше.
В качестве примеров устройств, преобразующих или поглощающих энергию упругих колебаний, рассмотрим модели пружинного и резинового амортизаторов.
При моделировании пружинный амортизатор будем рассматривать как сечение колонны, не имеющее конечной осевой про
тяженности, но обладающее специфическими упругими свойствами. Если это сечение разделяет два участка колонны труб с различными характеристиками, то можно записать
(4.8) |
= ш = е2а2 —
дх ’
где k — жесткость пружины; Д/— деформация пружины.
Соотношения (4.8) являются уравнениями равновесия. В то же время они связывают деформации крайних сечений двух участков колонны труб с упругими свойствами пружины.
При расчете колебаний такой компоновки на ЭВМ следует учитывать граничные условия на стыке участков колонны, вытекающие из (4.8).
При расчете такой компоновки также можно воспользоваться выведенными ранее (§ 3 главы 2) разностными соотношениями (2.31). Проработке подлежат расчетные формулы, определяющие перемещения верхнего сечения колонны бурильных труб, находящихся под пружинным амортизатором, и нижнего сечения участка колонны над ним.
(4.9) |
Исходя из ранее выведенных общих формул (2.31) расчета продольных перемещений колонны для перемещений верхнего сечения первого участка колонны, будем иметь соотношение
ХД tunj — и |
1 л-ш
и соответственно для перемещений нижнего сечения второго участка колонны
-f «1/ — к_, I — gAt2 |
(4.10) |
U0./+I = |
лДtuQj Uq j—j | u^j |
1 +Ш |
Для расчета перемещений по формулам (4.9) и (4.10) следует определить значения перемещений йп+i. j и й-ц на фиктивных слоях i = n + 1 и г = — 1.
(4.11) |
Из граничного условия (4.8) следует, что
+ k (un] — u0J) = 0;
и
(4.12)
Решим первое уравнение (4.11) относительно un+i. j и второе (4.12) относительно u-ij
Подставив значения un+.j и й-ij соответственно в выражения (4.9) и (4.10), получим формулы для расчета перемещений на стыке участков колонны.
Поскольку в эти уравнения входят параметр пружины k, при расчете эффективности бурения появляется возможность варьировать характеристиками пружинного амортизатора.
При моделировании резинового амортизатора будем исходить из предположения, что он представляет собой участок резиновой трубы, вставленный между двумя участками колонны бурильных труб.
ф д3и |
Учитывая нелинейность резины и наличие поглощения энергии в ней, можно записать [25, 26].
2 |
2лсо dx2dt |
где Е3 — модуль упругости резины; ф — коэффициент поглощения энергии в пружине; со — частота импульсов в колонне; Р — коэффициент нелинейности.
3 |
Это волновое уравнение составлено из предположения, что напряжения и деформации в резине связаны зависимостью
(4.16)
В этом соотношении содержатся нелинейный член и член поглощения в одном из вариантов.
Таким образом, расчет ведется последовательно по участкам с использованием уравнений (2.16) и (4.15). Условия стыка участков могут быть записаны следующим образом.
Для нижнего конца резинового амортизатора
(4.17). |
и — и.
Для верхнего конца резинового амортизатора
ди |
(4.18) |
дх |
вА3; и — и. |
Для расчета продольных перемещений колонны бурильных труб уравнения (2.16) (см. главу 2, § 3) были заменены раз-
постными соотношениями и выведены общие расчетные формулы (2.31).
Для расчета перемещений сечений резинового амортизатора должны быть выведены аналогичные формулы. С этой целью в уравнении (4.5) заменяем производные конечными разностями и получаем соотношение
_|_ £3_i_ ыН-|-/ 2 иЧ ‘ |
Ах2 At |
= Р |
(4.19)
Проведя необходимые преобразования и решая полученное
разностное уравнение относительно м,-. дн, получаем формулу для расчета продольных перемещений резинового амортизатора
1 4 |
Е, |
ра‘ |
2т |
Щ—1./ + и 1—1./ / |
2я< |
ра2Лх2 |
(4.20) |
Соответственно разностными уравнениями заменяются граничные условия (4.17) и (4.18) на стыке резинового амортизатора и колонны бурильных труб. Вывод формул расчета продольных перемещений на стыке колонны бурильных труб и резинового амортизатора аналогичен приведенному выше выводу формул для расчета перемещений на стыке участков колонны различного сечения.
Таким образом, дополнив алгоритм расчета колебаний колонны бурильных труб (см. главу 2, § 3) уравнениями (4.8), (4.15) — (4.18), описывающими соотношение деформаций в местах установки преобразующих устройств, можно проанализировать влияние этих устройств на показатели процесса разрушения забоя. В качестве примера приведем зависимости скорости проходки от параметров амортизирующего устройства и места его установки, рассчитанные для простейшего случая моделирования долота одновенечным зубчатым катком. Напом
ним, что при таком способе моделирования все явления, связанные с колебательными процессами, проявляются в полной мере, в то время как при полном моделировании конструкции и кинематики долота эти эффекты в значительной степени сглаживаются вследствие несинхронное™ работы отдельных венцов. Расчет производился для компоновки, включающей 100 м УБТ причем было принято, что в сечении раздела УБТ и НБТ происходит отражение энергии упругих волн.
Рис. 44. Расчетная зависимость скорости проходки от места установки пружинного амортизатора |
Рис. 43. Расчетная зависимость скорости проходки от жесткости пружинного амортизатора |
На рис. 43 представлена зависимость скорости проходки от жесткости амортизатора, установленного непосредственно» над долотом. В данном примере, начиная с жесткости 700 кге/мм, амортизатор практически перестает оказывать влияние на скорость бурения и долото работает как при жесткой компоновке. При меньшей жесткости скорость бурения существенно увеличивается. Нужно учесть, что увеличение скорости достигается за счет высокочастотных вибраций долота, которые могут представлять опасность для прочности его конструкции.
На рис. 44 показана зависимость скорости проходки от места установки пружинного амортизатора. Эта зависимость имеет довольно сложный характер, однако при увеличении расстояния от амортизатора до долота свыше 10 м он перестает оказывать влияние на скорость бурения.
Аналогично были проведены расчеты для резинового амортизатора, причем полученные зависимости носят примерно такой же характер, как и для пружинного (рис. 45 и 46).
Расчетная проверка влияния скорости вращения долота на эффект действия амортизаторов показала, что пружинный амортизатор может вызывать ряд экстремальных значений скорости проходки, носящих явно выраженный резонансный характер. Что касается резинового амортизатора, то в этом случае был обнаружен для рассмотренного конкретного примера единственный минимум в области низких оборотов.
Рис. 46. Расчетная зависимость скорости проходки от места установки резинового амортизатора |
цм)ч Рис. 45. Расчетная зависимость скорости проходки от коэффициента поглощения резинового амортизатора |
Приведенный пример отнюдь не претендует на получение универсальных зависимостей, касающихся влияния амортизирующих устройств на эффективность процесса бурения. Однако он показывает, что устройства, преобразующие и поглощающие энергию упругих волн, могут оказывать весьма существенное и иногда неожиданное влияние на процесс бурения. Поэтому метод математического моделирования может оказать неоценимую помощь при проектировании механизмов, входящих в компоновку низа бурильной колонны, и в прогнозировании «ожидаемых показателей эффективности бурения.