ЭЛЕМЕНТЫ ШАРОШЕЧНЫХ ДОЛОТ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАБОТЫ
Шарошечное долото (рис. 8.1) состоит из корпуса I, который образуется его секциями или лапами, сваренными вместе. На верхней части корпуса нарезается резьба для соединения с бурильными трубами. Секции корпуса долота имеют цапфы 2, наклоненные к оси долота под различными углами в зависимости от назначения долота.
На цапфах расположены подшипники 3 различной конфигурации, образующие опоры шарошек. Опоры шарошек выбирают в зависимости от диаметра долота, его назначения и частоты вращения. Поэтому опоры могут быть высоко — и низкооборотные. На опорах монтируются шарошки 4 конической, сферической или плоской формы в зависимости от заданной кинематики долота и от твердости буримых пород.
На корпусе шарошек размещено основное и калибрующее вооружение, состоящее из стальных фрезерных зубьев 5 или
Рис. 8.1. Конструкция шарошечного долота
из твердосплавных зубков. Основное вооружение располагается отдельными рядами (венцами) на основном конусе и участвует в разрушении забоя, а калибрующее вооружение — на затылочном конусе и участвует в калибровании диаметра скважины. Шарошки удерживаются на осях цапфы от осевого перемещения с помощью замковых устройств, которые выполнены в виде замковых шариковых подшипников, собираемых через отверстие в цапфы. Цапфы закрывают специальный палец 6, который заваривается сварным швом на спинке лапы.
Для эффективной очистки поверхности забоя от выбуренной породы (шлама) в корпусе долота монтируются промывочные устройства, обеспечивающие подачу промывочной жидкости на поверхность забоя.
Конструктивные параметры шарошечных долот приведены в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Конструктивные параметры различных типов шарошечных долот в зависимости от их диаметра
|
Конструкция шарошечного долота влияет на его работу и характер разрушения породы на забое. Механизм разрушения горных пород шарошечным долотом отличается от разрушения режущим инструментом. Шарошечные долота обладают повышенной прочностью и воспринимают достаточно большие осевые нагрузки. Шарошки долота, имеющие стальные и твердосплавные зубья, перекатываясь по поверхности забоя, наносят удары с определенной частотой и разрушают породу.
Для вращения долота не требуется больших затрат мощности, так как крутящие моменты, создаваемые трением в под
шипниках шарошек и трением калибрующих зубьев о стенки скважины, незначительны.
Большое число породоразрушающих зубьев позволяет равномерно распределять нагрузку в долоте и при незначительной площади контакта создавать высокие удельные давления.
При перекатывании шарошки по забою передача нагрузки на породу носит кратковременный характер, что уменьшает износ вооружения долота. Создаваемые при этом динамические нагрузки способствуют интенсивному разрушению породы.
Кинематика работы шарошки состоит в том, что при вращении долота она совершает сложное движение, участвуя в относительном движении вокруг собственной оси и переносном вращательном движении вокруг оси долота (рис. 8.2) При сложении двух вращательных движений шарошка совершает вращение вокруг некоторой мгновенной оси. В зависимости от положения мгновенной оси меняется характер взаимодействия зубца с забоем.
Рассмотрим условия работы одноконусных шарошек на забое. Шарошки вращаются вокруг оси долота ОА по часовой стрелке с угловой скоростью Юд и вокруг своей оси ОБ, пересекающейся с осью долота в точке О, против часовой стрелки с угловой скоростью 0)ш.
Вектор абсолютной скорости угловой ша определяет положение мгновенной оси вращения МЛГ, проходящей через точки О и О’. Точка О’ в момент контакта шарошки с забоем неподвижна, а все другие точки, расположенные на образующей
а |
Рис. 8.2. Характер взаимодействия вооружения шарошки с забоем: а — без скольжения; б — со скольжением |
м |
б
шарошки, описывают дуги окружностей, радиусы которых равны расстоянию этих точек до мгновенной оси. В результате зубья (штыри) шарошки, расположенные слева и справа от точки О’, проскальзывают по забою и поэтому наряду с дроблением породы будут скалывать ее. След, остающийся при этом на забое, показан на рис. 8.2, б.
Если ось вращения шарошки совпадает с линией контакта конуса шарошки с забоем, то взаимодействие зубцов с забоем происходит без их относительного смещения (рис. 8.2, а).
При пересечении мгновенной оси с линией контакта шарошки с забоем (см. рис. 8.2, б) зубцы шарошки, удаленные от точки А, будут проскальзывать по забою в момент вращения шарошки, производя скол породы. Скольжение зубцов шарошечного долота оценивается коэффициентом скольжения Ксю который представляет собой отношение суммарной площади, описываемой зубцами долота за один его оборот при их проскальзывании по забою, к площади забоя. Коэффициент скольжения Кск находится в пределах от 0 до 0,15. Он зависит от формы шарошек и смещения их осей. У шарошечных долот, предназначенных для бурения мягких пород, шарошки имеют многоконусную форму; их оси смещены относительно оси долота. Эти долота характеризуются большим коэффициентом скольжения и осуществляют при вращении усиленное скалывание породы. Они относятся к долотам дробяще-скалываю — щего действия. Шарошечные долота, применяемые в твердых и абразивных породах, имеют шарошки в виде правильного конуса, вершина которого лежит на оси долота. Они работают без проскальзывания и относятся к долотам дробящего действия. Коэффициент скольжения таких долот теоретически равен нулю.
При работе шарошечного долота на забое одновременно в контакте с породой находятся не все зубцы шарошки, а только их часть. В результате этого на забое остаются участки неразрушенной породы, расположенные концентрическими кругами. Степень поражения забоя зубцами шарошки характеризуется коэффициентом перекрытия Кп, который представляет собой отношение суммы длин зубцов, выделенных по одной образующей на каждой шарошке, к радиусу долота. Для долот, применяемых в мягких породах, Кп = 1,101, а для долот, используемых в крепких породах Кп = 1,4.
Срок службы шарошечных долот во многом зависит от износостойкости опоры шарошки. Опора шарошки включает в себя несколько подшипников, один из которых шариковый служит для закрепления шарошки на цапфе и называется замковым, остальные подшипники качения (шариковые или роликовые) или скольжения.
Создание герметизированных маслозаполненных опор обеспечивает благоприятные условия работы подшипников и повышает долговечность долота в несколько раз. Увеличению долговечности долот также способствует применение эмульсионных промывочных жидкостей, обладающих антифрикционными свойствами.