ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ШАРОШЕЧНЫХ ДОЛОТ
Долговечность работы долота во многом зависит от правильной его эксплуатации.
При поступлении с завода-изготовителя долота следует тщательно осматривать их и замерять по наружному диаметру. Новые долота не должны иметь явных дефектов — трещин, изломов, трещин в сварных швах, смятия резьбы и др. Люфты шарошек в новых долотах не должны превышать максимально допустимых значений, указанных в паспорте.
При обнаружении в долоте дефектов, ликвидировать которые на буровой невозможно, долото необходимо отправить на исправление в механическую мастерскую или на склад для предъявления претензий заводу-изготовителю.
Перед навинчиванием долота для его спуска в скважину необходимо проверить соответствие долота запланированному для данного интервала бурения и убедиться в отсутствии внешних дефектов — трещин изломов в деталях и сварных швах, смятия резьбы.
Спускать долото в скважину можно без ограничения скорости. В местах смены диаметра или сужения ствола скорость спуска снаряда должна снижаться во избежание резких ударов долота. При задержке инструмента во время спуска надо проработать соответствующий участок скважины. Проработка ствола скважины производится при плавной подаче инструмента и при осевой нагрузке, не превышающей 1/3 нагрузки на долото, указанной в геолого-техническом наряде.
Для предохранения долота от заклинивания в призабойной части скважины необходимо на последних 1,5-2 м спускать его с небольшой скоростью. В этом случае присоединяют ведущую трубу и включают вращение и промывочный насос.
Каждое долото перед началом бурения должно быть приработано в течение 10-15 мин при небольшой осевой нагрузке (10-20 % от оптимальной) и минимальной окружной скорости.
После приработки долота на забое рекомендуется при обязательном вращении бурового инструмента быстро и плавно довести осевую нагрузку на долото до оптимального значения.
При вынужденных перерывах в бурении скважину необходимо очистить от шлама. Для этого после прекращения уг — лубки скважину продолжают промывать с одновременным вращением приподнятого от забоя долота в течение времени, необходимого до полной очистки скважины от частиц выбуренной породы.
После окончания бурения опоры долота рекомендуется промыть и смазать жидким смазочным материалом.
Наиболее сложной задачей является определение времени срабатывания долота на забое. Основные признаки срабатывания долота на забое следующие.
1. Резкое снижение механической скорости бурения или полное прекращение углубки, сопровождающееся неравномерным вращением инструмента (с рывками), что является признаком заклинивания опор шарошек или полного износа долота. Часто у поднятого из скважины долота шарошки не вращаются, так как опоры долота забиты шламом. В этом случае надо промыть и раскрутить шарошки.
2. Постепенное снижение механической скорости бурения по однородным породам. Если при увеличении осевой нагрузки скорость бурения не возрастает, то износилось вооружение шарошек.
Когда трудно определить окончание рейса по износу долота, допускается устанавливать момент подъема инструмента по времени работы долота на забое. Это время указывается в геолого-техническом наряде на основании расчета или по данным анализа отработанных на этом месторождении долот.
С эксплуатации снимаются:
долота, у которых твердосплавные зубки изношены более чем на 80 % или зубья шарошек изношены на 2/3 из высоты; скол и выпадение части (до 10-20 %) твердосплавных зубков шарошек не могут считаться причиной прекращения использования долота, так как при работоспособных опорах механическая скорость бурения штыревыми долотами в этом случае мало изменяется;
долота, у которых опоры шарошек имеют люфты более 4 мм для 59- и 76-миллиметровых долот, 5 мм — для 93- миллиметровых долот, 6 мм — для 112 и 132-миллиметровых долот и 7 мм — для 151-миллиметровых долот;
долота, у которых полностью изношены вершины шарошек;
долота, имеющие износ по диаметру более 3 мм.