РАЦИОНАЛЬНАЯ ОТРАБОТКА ДОЛОТ
Механическая скорость бурения может быть представлена формулой
ум = у0е~кТА, (22.43)
где у0 — начальная механическая скорость проходки, м/ч; тд —
время пребывания долота на забое, ч; к — коэффициент, ха
рактеризующий скорость износа долота.
Рейсовая скорость бурения по аналогии с формулой (22.39) может быть выражена соотношением
ур=—^, (22.44)
тд тсп
где тд — продолжительность работы долота на забое, ч; тсп — продолжительность СПО, ч; Лр — проходка за рейс, м;
Лр=^(і-е-^). (22.45)
Подставив (22.45) в (22.44), получим
ур“Т'(1-е"1,А)/(тд-т«)- (22Л6)
Зависимости ум, ур от тд представлены на рис. 22.25.
При тд > тэ возрастает износ долота, механическая скорость уменьшается настолько, что вызывает снижение рейсовой скорости (здесь тэ = Г’ЗТсп — экономически выгодное
время работы долота на забое; кэ = 1п^-тд — коэффициент,
зависящий от типа долота, вида бурения, твердости породы, типа промывочной жидкости).
576
Рис. 22.26. Зависимость величины экономического показателя к3 от отношения уи/уо: 0,5; 1,0; 2,0 — время, затрачиваемое на СГТО, ч |
Рис. 22.25. Зависимость и, и кр от времени пребывания долота на забое Тд |
Зависимость кэ от ум/у0 представлена на рис. 22.26. Зная характер зависимости скорости бурения от времени пребывания долота на забое для конкретных условий находят тэ. При бурении в аналогичных условиях по изменению ум контролируют значение кэ и определяют текущее значение тэтек, добиваясь, чтобы оно было не более тэ.
Таким образом, механическая скорость ум не может быть решающим фактором для оценки производительности труда при бурении скважин, поскольку при неумеренно высокой механической скорости растет износ долот, увеличиваются затраты на СПО и др. Для определения наиболее выгодной продолжительности работы долота на забое следует пользоваться рейсовой скоростью проходки, которая учитывает также продолжительность работы, связанной с заменой долота.
Рис. 22.27. Зависимость и,, Ар и гр от Рис. 22.28. График рациональной от — продолжительности работы долота тд работки долот по Рл и л
Зависимости ум, Лр, ур от тд графически представлены на рис. 22.27.
График рациональной отработки долот по Рд и л представлен на рис. 22.28, где / — область неэффективного использования инструмента; 2 — область рациональной отработки долота; 3 — область катастрофического разрушения опор долота. При повышении твердости и абразивности породы рациональный режим бурения выбирается в правой части области
2, т. е. силовой режим, и наоборот.