Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Автомобили на топливных элементах

Как вы убедились, водород, метан, пропан и другие виды топли­ва можно просто сжигать, чтобы обеспечить движение автомобиля.

Однако их можно использовать и не в такой непосредственной фор­ме, а в виде изготовленных по специальной технологии топливных элементов.

Автомобили, которые на них работают, так и называют — авто­мобили на топливных элементах.

ЧТО ТАКОЕ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ?

В конце XX века появился новый вид электрохимических ис­точников питания, которые можно отнести к области альтернативной энергетики, — топливные элементы. Наибольшее внимание на пер­вых этапах научно-исследовательских работ уделялось водородным топливным элементам.

Как показывает название, электричество они вырабатывают, ис­пользуя водород. Процесс состоит в том, что водород соединяется с кислородом (т. е. окисляется), при этом выделяется тепловая энер­гия и образуется вода, а также немного закиси азота, если использо­вался атмосферный воздух. После того как водородный топливный элемент начинает производить ток, все, что требуется, — это добав­лять водород.

Таким образом, процесс горения водорода заменяется в топлив­ных элементах процессом окисления, который является более кон­тролируемым И происходит при существенно более НИЗКОЙ темпе- 107

ратуре[26]. Существует несколько технических решений реализации такого процесса. Один из наиболее широко распространенных ва­риантов — это топливные элементы с протонно-обменными мем­бранами (ПОМ). Один такой топливный элемент обеспечивает по­стоянное напряжение примерно 0,7 В, т. е. чуть меньше половины напряжения типичного электрохимического сухого элемента. Для того чтобы получить большее напряжение, одиночные элементы со­единяются последовательно. При этом напряжение, обеспечиваемое отдельными элементами, суммируется. Например, чтобы получить постоянное напряжение 14 В, необходимо соединить последователь­но 20 элементов. Комплект соединенных последовательно топлив­ных элементов, представляющий собой, по сути, аккумулятор, на­зывается стэк. Чтобы увеличить емкость и вырабатываемый ток, топливные элементы, или стэки, нужно соединить параллельно. При этом ток от отдельных топливных элементов, ИЛИ СТЭКОВ, будет суммироваться; например, если соединить параллельно пять стэков, каждый из которых обеспечивает постоянное напряжение 14 В и ток до 10 А, то полученное устройство будет выдавать постоянное напряжение 14 В, а ток — до 50 А.

Стэки из топливных элементов могут быть разных размеров. Стэк, имеющий размеры кейса с книгами, может питать маленький электромобиль. Топливные элементы меньших размеров, называе­мые микротопливными элементами, могут использоваться для пи­тания любых устройств, которые работают на обычных элементах питания: ноутбуков, портативных радиоприемников, электрических фонариков.

Водород — не единственное вещество, которое может применять­ся для создания топливных элементов. Были проведены исследования почти всех веществ, которые могут вступать в реакцию с кислородом с выделением энергии. Созданы топливные элементы на метаноле (метиловом спирте), который имеет преимущества перед водородом, так как он проще в хранении и транспортировке, потому что нахо­дится при комнатной температуре в жидком состоянии. В топливных элементах применялся пропан. Он хранится в баллонах для кухон­ных плит или обогревателей, используемых в сельских местностях. Нашел свое применение и метан. Однако некоторые ученые и ин­женеры возражают против пропана и метана, так как общество уже

Автомобили на топливных элементах

слишком сильно от них зависит, при том что относить их к «чистым» альтернативным видам топлива нельзя.

КАК РАБОТАЮТ АВТОМОБИЛИ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ

Автомобили на топливных элементах — это, по существу, элек­тромобили, в которых используется топливный элемент вместо ак­кумулятора или вместе с ним. На рисунке 8.5 представлена функ­циональная схема автомобиля на водородных топливных элементах. Электродвигатель соединен с колесами с помощью системы приво­дов, похожей на трансмиссию в автомобиле на ископаемом топли­ве. Скорость автомобиля зависит от скорости, с которой вращается вал двигателя, а также от коэффициента передачи между двигателем и колесами.

Автомобили на топливных элементах

Рис. 8.5. Функциональная схема автомобиля на водородных топливных

элементах

Электродвигатель питается электричеством, получаемым от то­пливных элементов, а в некоторых моделях — и от подзаряжаемого аккумулятора. В то же время аккумулятор может подзаряжаться и от топливных элементов, а также от системы регенеративного тормо­жения того же типа, который используется в усовершенствованных электромобилях и гибридных электромобилях. Вообще очень удобно иметь аккумулятор, который позволит проехать определенное рас­стояние, даже если топливо закончилось.

В типичном автомобиле на топливных элементах около 50% энер­гии, содержащейся в водороде, может преобразоваться в полезную энергию. Оставшаяся энергия превращается в тепло, которое должно быть рассеяно системой охлаждения, конструктивно напоминающей радиатор в автомобиле на ископаемом топливе. Так как водород горит чище, чем ископаемое топливо, то очевидно, что хорошо сконстру­ированный автомобиль на водородных топливных элементах будет иметь больший коэффициент полезного действия, чем традиционный автомобиль на ископаемом топливе, хотя в то же время и несколько меньший, чем автомобиль на водородном топливе, в котором проис­ходит непосредственное сжигание водорода для обеспечения работы двигателя.

ПРЕИМУЩЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ

• Использование автомобилей на топливных элементах может по­мочь индустриально развитым странам уменьшить зависимость от использования иностранной нефти.

• Рост производства водорода мог бы, как дополнительный вы­игрыш, стимулировать рост поставок водорода для отопления домов и офисов.

• Существующие трубопроводы для метана можно было бы адап­тировать для обеспечения заправочных станций для автомоби­лей на топливных элементах, используя как метан, так и водо­род в качестве топлива.

• Суммарное загрязнение, обусловленное автомобилями на то­пливных элементах, — это лишь часть загрязнения, порождае­мого автомобилями с двигателями на ископаемом топливе (при одинаковом пробеге), даже с учетом загрязнения, которое связа­но с производством водорода и изготовлением аккумуляторов.

• Водород можно выпускать в малых объемах на местных пред­приятиях.

• В некоторых районах для тех, кто использует автомобили на альтернативном топливе, в том числе и автомобили на топлив­ных элементах, отменяются или уменьшаются налоги.

НЕДОСТАТКИ АВТОМОБИЛЕЙ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ

• Максимальный пробег автомобиля на водородных топливных элементах меньше, чем пробег автомобиля на ископаемом то­пливе. Если используются другие топливные элементы (напри­мер, на метане или пропане), то максимальный пробег автомо-

билей на топливных элементах и автомобилей на ископаемом топливе будет сравним.

• В некоторых районах получение сервисного обслуживания ав­томобилей на топливных элементах может быть затруднено из — за отсутствия запчастей и квалифицированного персонала.

• Проблема хранения топлива в автомобиле на водородных то­пливных элементах представляет серьезное препятствие для широкого распространения этих автомобилей.

• Автомобили на водородных топливных элементах достаточно дороги в эксплуатации, в основном из-за стоимости процессов, необходимых для выделения водорода из природных соеди­нений.

Задача 8.4

Если водород можно непосредственно сжигать в двигателе вну­треннего сгорания в автомобиле на водородном топливе, то зачем использовать в автомобилях топливные элементы на водороде как дополнительное звено, когда автомобиль и так будет работать? Не является ли это лишней ступенью, просто снижающей коэффициент полезного действия?

Решение 8.4

Существуют две причины, по которым автомобили на водород­ных топливных элементах могут быть предпочтительнее автомобилей на водородном топливе. Во-первых, топливные элементы можно ис­пользовать при столь низких температурах, при которых двигатели внутреннего сгорания на водороде не могут работать. Кроме того, в автомобиле на водородных топливных элементах можно установить аккумулятор, непосредственно от которого электродвигатель будет получать энергию. Аккумулятор также позволяет запасать энергию от системы регенеративного торможения. Таким образом, в автомо­биле на водородных топливных элементах объединились несколько достоинств, свойственных электромобилям, гибридным электромоби­лям и автомобилям на водородном топливе, вместе взятым.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Отвечая на эти вопросы, вы можете пользоваться текстом книги. Восемь правильных ответов — хороший результат. Ответы помеще­ны в конце книги.

1. Какое из нижеприведенных утверждений о водороде непра­вильно?

(а) при его горении в среде чистого кислорода выделяется только энергия и вода;

(б) это самый легкий элемент во Вселенной;

(в) его легко обнаружить в свободном состоянии, так же как нефть и природный газ;

(г) это наиболее часто встречающийся элемент во Вселенной.

2. Сколько топливных элементов с ПОМ нужно соединить после­довательно, чтобы получить стэк, который обеспечит постоянное напряжение 50 В?

(а) 72;

(б) 36;

(в) 18;

(г) невозможно получить постоянное напряжение 50 В, соединив последовательно топливные элементы с ПОМ.

3. Рассмотрим устройство, представленное на рис. 8.6. Предполо­жим, что с его помощью можно провести процесс электролиза. Если это так, то что неправильно на рисунке?

Переменное

напряжение

117В

Автомобили на топливных элементах

Рис. 8.6. Иллюстрация к контрольным вопросам 3, 4, 5

(а) все правильно;

(б) напряжение слишком высокое;

(в) полярность напряжения неправильная;

(г) напряжение должно быть постоянным, а не переменным.

4. Если устройство, показанное на рис. 8.6, используется точно так, как это показано на рисунке, то что должно появиться на электроде X?

(а) ничего;

(б) пузырьки водорода;

(в) пузырьки кислорода;

(г) пузырьки водорода и кислорода.

5. Если устройство, показанное на рис. 8.6, используется точно так, как это показано на рисунке, то что должно появиться на электроде Y?

(а) ничего;

(б) пузырьки водорода;

(в) пузырьки — кислорода;

(г) пузырьки водорода и кислорода.

6. Свинцовый аккумулятор в гибридном электромобиле нельзя под­зарядить с помощью:

(а) внешнего зарядного устройства;

(б) электролиза;

(в) солнечной батареи на крыше;

(г) регенеративного торможения.

7. Что из нижеприведенного является преимуществом никель — металлгидридного аккумулятора перед никель-кадмиевым акку­мулятором?

(а) никель-металлгидридный аккумулятор может вырабатывать как переменное напряжение, так и постоянное;

(б) никель-металлгидридный аккумулятор может запасти больше энергии на единицу объема;

(в) никель-металлгидридный аккумулятор в большей степени об­ладает свойством памяти;

(г) ничего из вышеперечисленного; никель-кадмиевый аккумуля­тор лучше никель-металлгидридного аккумулятора.

8. Что из нижеприведенного демонстрирует существенный недоста­ток водорода в качестве топлива для непосредственного сгорания в среде чистого кислорода в двигателях автомобилей?

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА без тайн

(а) он может выделять слишком большую мощность;

(б) он выделяет газ сульфид водорода;

(в) он выделяет много закиси азота;

(г) он дорог при производстве, хранении и транспортировке.

9. Свинцовые аккумуляторы при неправильной утилизации могут вызвать загрязнение окружающей среды в виде:

(а) выделения закиси азота;

(б) загрязняющих частиц;

(в) загрязнения тяжелыми металлами;

(г) адсорбции водорода.

10. В каких из нижеприведенных единиц выражается емкость никель-металлгидридного аккумулятора (речь идет о токе, вы­рабатываемом за определенное время)?

(а) В х ч;

(б) А х ч;

(в) Вт х ч;

(г) кВт х ч.

Комментарии запрещены.