Автомобили на водородном топливе
Самый легкий и наиболее распространенный элемент во Вселенной — это водород. Когда он горит в присутствии чистого кислорода, выделяется только тепловая энергия и водяной пар. При горении в атмосфере, содержащей около 71% азота, образуется также некоторое количество закиси азота. Возможно переоборудование обычных автомобилей на ископаемом топливе в автомобили, работающие на водородном топливе (также как возможна модификация обычных автомобилей, чтобы обеспечить их работу на метане или пропане).
ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА
Водород нужно выделять из различных природных соединений. В свободном состоянии водород в природе отсутствует. Самый общепринятый способ получения водорода — выделение его из метана в процессе паровой конверсии метана. Чтобы отделить водород от углеродной основы в метане, требуются пар и тепловая энергия, что и происходит в специальных паровых реформерах на каталитических поверхностях. В процессе паровой конверсии на первом этапе метан и водяной пар в присутствии никеля в качестве катализатора расщепляются на водород и окись углерода (побочный продукт), а на втором этапе окись углерода и вода превращаются в двуокись углерода (побочный продукт) и дополнительное количество водорода.
Другой известный метод — электролиз воды. Он обеспечивает получение чистого водорода в одну технологическую ступень. Молекула чистой воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединенных химической связью. Эту связь можно разорвать, если пропустить через воду электрический ток. Для обеспечения процесса электролиза и увеличения способности воды пропускать ток к ней необходимо добавить электролит — поваренную соль, бикарбонат натрия или серную кислоту, чтобы увеличить ее электропроводимость. Если погрузить в раствор электролита два электрода и приложить к ним постоянное напряжение, то на отрицательном электроде появятся пузырьки водорода, а на положительном — пузырьки кислорода (рис. 8.4). Газ из этих пузырьков собирают и запасают. В процессе электролиза не выделяется никаких опасных побочных продуктов. Отметим, что для электролиза можно применять только постоянный ток, но не переменный, — не тот, который мы получаем из сетевой розетки. Дело в том, что если исполь-
зовать переменный ток, то и водород, и кислород будут появляться на обоих электродах и разделить их окажется невозможно.
Источник постоянного
напряжения
Рис. 8.4. Разделение воды на водород и кислород с помощью электролиза |
Электролиз — это дорогой и неэффективный процесс. Чтобы получить водород методом электролиза, требуется в 1,5 раза больше энергии, чем будет выделено потом при полном сгорании полученного водорода. Для того чтобы производить водород путем электролиза в больших масштабах, было предложено использовать альтернативную энергетику — солнечные батареи и ветряные установки, и это выгодно в тех странах, которые обладают дешевыми ресурсами в этих областях. Для получения большого количества водорода не требуется много воды, кроме того, во многих странах существуют соленые озера, которые уже содержат необходимые для электролиза вещества.
Существуют также и другие методы электролиза, позволяющие разделить молекулу воды для получения водорода. В этих методах используются определенные химические соединения и/или подо-
грев. Разрабатываются также методы получения водорода из угля или биомассы, содержащих большое количество углеводов[24] [25].
ХРАНЕНИЕ ВОДОРОДА
Резервуар для хранения водорода — это еще одна техническая проблема, которая должна быть решена для того, чтобы водород нашел практическое применение в качестве топлива для автомобилей. Водород можно сжать и закачать в металлический баллон так же, как это делается с другими газами. Но для того чтобы иметь количество водородного топлива, которое позволит автомобилю проехать приемлемое расстояние между заправками, баллон должен быть настолько большим и тяжелым, что эффективность автомобиля окажется низкой. Кроме того, баллоны со сжатым водородом могут представлять реальную опасность. В случае, если горлышко баллона отломится, выходящий под большим давлением водород превратит баллон в смертоносную ракету. Поэтому одна из важнейших задач научно-исследовательских работ в этой области — найти безопасный и эффективный способ хранения водорода под высоким давлением в резервуарах приемлемых размеров и массы.
Разрабатываются новые технологии хранения водорода. Одна из технологий основана на использовании металл-гидридов — соединений металла и водорода, из которых водород при определенных условиях может выделяться с управляемой скоростью. Еще одна технология основана на применении массивов сверхмалых углеродных структур — нанотрубокА. Водород может конденсироваться внутри
нанотрубок с уровнем плотности, сравнимым с тем, который созда — ется в самых лучших баллонах. При этом не возникает опасности, которая всегда существует при использовании баллонов. Использование нанотрубок позволяет обеспечить управляемое выделение водорода, который можно употреблять непосредственно в качестве топлива. Обе эти технологии на момент написания данной книги находятся на стадии проведения научно-исследовательских работ.
ПРЕИМУЩЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА ВОДОРОДНОМ ТОПЛИВЕ
• Водород при горении в среде чистого кислорода не выделяет никаких загрязняющих веществ.
• Массовое производство и использование водорода может облегчить проблемы, связанные с меняющимися ценами и перерывами в поставках обычных видов топлива.
• Рост производства водорода мог бы, как дополнительный выигрыш, стимулировать рост поставок водорода для отопления домов и офисов.
• Во многих странах, включая США, уже существуют сети трубопроводов для метана. Некоторые из них можно было бы адаптировать для прокачки водорода и доставки его к заправочным станциям.
• Водород можно получать как в малых масштабах на местных предприятиях, так и массово на крупных централизованных производствах. Это способствует повышению безопасности цивилизованного мира благодаря распределению энергетических ресурсов и благ в его пределах.
НЕДОСТАТКИ АВТОМОБИЛЕЙ НА ВОДОРОДНОМ ТОПЛИВЕ
• В горючей форме водород при комнатной температуре и нормальном давлении представляет собой газ. Это вызывает трудности при его хранении, переноске и перевозке. Особенно сложная проблема — это конструирование безопасных баллонов или других резервуаров для автомобилей на водородном топливе.
• На момент написания этой книги водород не распространен широко на заправочных станциях в большинстве стран, включая США.
• Баллоны с водородом требуют периодической проверки и сертификации. Это может выполняться только квалифицированным персоналом, имеющим лицензию.
• На момент написания этой книги водород считается достаточно дорогим топливом, в основном из-за высокой стоимости процессов, необходимых для выделения его природных соединений — метана и воды.
Задача 8.3
Какое расстояние может преодолеть автомобиль на водороде, полученном методом электролиза из 1 л воды?
Решение 8.3
Автомобиль на водородном топливе, работающий с высокой эффективностью, может проехать то же расстояние на водороде, полученном из 1 л воды, что и обычный автомобиль тех же размеров на 1 л бензина.