Двигатели на метане, пропане и биотопливе
Чтобы узнать, могут ли бензиновые и дизельные двигатели работать на каких-либо других видах топлива, были проведены испытания, при которых исследовалась возможность применения в таких двигателях различных горючих жидкостей и газов вместо бензина и биодизельного топлива или вместе с ними. И некоторые из них в результате нашли практическое применение. В этой главе мы рассмотрим несколько видов альтернативного топлива, пригодного для применения в двигателях наземного транспорта.
Использование метана в качестве топлива для
двигателей
Метан известен прежде всего как топливо для систем отопления жилых помещений, но его также можно использовать как альтернативу бензину1. Первые автомобили на метане были созданы еще до того, как бензин появился в широкой продаже. Но, подобно паровым автомобилям, автомобили на метане были вытеснены в начале XX века мощными, доступными, серийно выпускаемыми транспортными средствами на ископаемом топливе. Метан для двигателей автомобилей, грузовиков и судов обычно добывается из недр земли таким же способом, как и метан для отопления домов. Но существуют и другие технологии, из которых наиболее известна ферментация, или компостирование, отходов растений и животных. Метан, производимый таким способом, иногда называется биогазом[18] [19]. При приме-
нении в двигателях метан работает, по существу, таким же образом,
как и пропан, который будет обсуждаться в следующем разделе.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТАНА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
• Двигатели на метане в основном имеют больший коэффициент полезного действия, чем бензиновые двигатели, т. е. эффективнее преобразуют потенциальную тепловую энергию в полезную механическую.
• Массовое производство и использование метана могут облегчить трудности, связанные с нестабильными ценами и перерывами в поставках бензина и дизельного топлива.
• Наращивание производства биогаза для использования в транспортных средствах позволило бы одновременно увеличить поставку метана для отопления домов и офисных помещений, а также для работы электростанций.
• Во многих странах, в том числе в Америке, сети трубопроводов для промышленно производимого метана уже существуют. Было бы несложно и недорого создать обширную сеть заправочных станций для транспортных средств на метане.
• Биогаз можно производить на небольших компостных установках. Для его получения необязательно использовать исключительно централизованные источники. Это способствует обеспечению энергобезопасности, так как позволяет рассредоточить энергетические ресурсы, что снижает риски от природных катастроф и воздействия «человеческого фактора».
НЕДОСТАТКИ МЕТАНА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
• В том виде, в котором он может гореть, при комнатной температуре и нормальном давлении метан представляет собой газ. Это порождает такие же проблемы при переноске и транспортировке, какие возникают для любого промышленного газа.
• Несмотря на то что двигатели на метане имеют высокий коэффициент полезного действия, они по своим характеристикам не достигают уровня лучших бензиновых двигателей. Если вы автогонщик, то метан — не для вас.
• Метан нечасто можно найти на заправочных станциях в большинстве стран (в том числе в Америке) на момент написания этой книги.
• Производство биогаза с помощью технологий компостирования может сопровождаться неприятными запахами. Есть также
опасения, что этот процесс, если он не выполняется должным образом, может привести к размножению и распространению микроорганизмов, способствующих развитию заболеваний.
• Баки с метаном требуют периодической проверки и сертификации квалифицированным персоналом, имеющим лицензию. Это может быть неудобно и дорого.
Задача 7.1
Начертите схему, которая иллюстрирует процесс производства, распределения и использования биогаза из компостируемых отходов животных и растений.
Решение 7.1
На рисунке 7.1 представлен процесс, с помощью которого все это может быть реализовано в областном или региональном масштабе.