Транспортные средства с дизельными двигателями
Обычное дизельное топливо применяется в тех же областях, что и бензиновое. Дизельные двигатели используются чаще, чем бензиновые, для больших грузовиков, локомотивов, сельскохозяйственных машин и для других тяжелых транспортных средств.
ЧТО ТАКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО?
Дизельное топливо выделяется из нефти путем переработки (крекинг-процесс. — Прим. ред.). Оно представляет собой смесь углеводородов и в этом отношении похоже на бензин. Но дизельное топливо имеет более высокую энергетическую плотность, чем бензин. В идеальных двигателях литр дизельного топлива теоретически может производить кинетическую энергию[12], примерно равную 4,09 х 107 Дж. При сжигании один галлон дизельного топлива вырабатывает примерно 1,47 х 105 БТЕ теплоты.
Благодаря большей энергетической плотности дизельного топлива в сравнении с бензином дизельный двигатель может обеспечить поездку на большее расстояние, чем бензиновый, при одинаковом объеме двигателей и при той же массе транспортного средства. Дизельное топливо также более плотное в физическом смысле. При одном и том же объеме дизельное топливо весит больше на 18%, чем бензиновое. Некоторые инженеры считают, что дизельное топливо больше похоже на солярку, чем на бензин.
Есть такие виды дизельного топлива, которые наряду с полученными из нефти углеводородами содержат также растительные масла и/или растворенные животные жиры. Доля биологических масел по отношению к нефтепродуктам может меняться в широком диапазоне. Дизельное топливо, полученное из биологических продуктов, получило название биодизельное топливо или биодизель. К преимуществам биодизельного топлива по сравнению с дизельным топливом из нефтепродуктов следует отнести меньшее выделение соединений серы при его употреблении — в биологических продуктах серы со-
держится меньше, чем в нефтепродуктах. Это преимущество может стать ощутимым в том случае, если биодизельное топливо будет широко использоваться, ведь выделение серы является причиной «кислотных дождей», которые разрушают экосистемы.
КАК РАБОТАЕТ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Дизельный двигатель, так же как и бензиновый, является двигателем внутреннего сгорания, в котором благодаря сжатию и последующему воспламенению паров топлива генерируется механическая энергия[13]. Главное отличие состоит в том, что дизельный двигатель не имеет свечей зажигания и соответствующих электрических систем.
Рис. 6.2. Упрощенная функциональная схема одного цилиндра в дизельном двигателе. Отметим, что электрическая система отсутствует |
На рисунке 6.2 представлена упрощенная функциональная схема цилиндра в дизельном двигателе. Процессы в нем практически идентичны тем, которые происходят в цилиндре бензинового двигателя. Только возгорание, а точнее, самовозгорание смеси происходит самопроизвольно вследствие того, что при движении поршня вверх
температура смеси топлива с воздухом из-за сжатия повышается, и смесь в конце концов самовозгорается. Важно подчеркнуть, что смесь топлива с воздухом должна впрыскиваться в цилиндр, когда поршень приближается к верхнему положению цикла возвратнопоступательного движения, а в момент достижения этого положения должно произойти сгорание смеси.
Так же как и в случае бензинового двигателя, важно соблюдение согласованности всех этих процессов во времени для того, чтобы обеспечить работу дизельного двигателя с оптимальным коэффициентом полезного действия и минимальным выбросом вредных веществ. Дизельный двигатель является многоцилиндровым, так же как и бензиновый. С увеличением числа цилиндров увеличивается производимая механическая энергия.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДВИГАТЕЛЯХ
• Дизельное топливо более энергетически плотное, чем бензиновое.
• В некоторых местностях дизельное топливо дешевле бензинового.
• Для больших машин дизельное топливо предпочтительнее, потому что оно обеспечивает большую мощность (механическую энергию за единицу времени).
• Дизельные двигатели имеют больший коэффициент полезного действия, чем бензиновые того же рабочего объема.
• При сгорании дизельного топлива выделяется меньше окиси углерода СО, чем при сгорании того же количества бензина.
• Дизельные двигатели более надежны, чем бензиновые, потому что им не нужны электрические системы. Они проще, поэтому в них меньше того, что может выйти из строя!
НЕДОСТАТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДВИГАТЕЛЯХ
• В дизельном топливе содержится больше серы, чем в бензине, что приводит к выбросу большего количества двуокиси серы и других ее соединений.
• Дизельный двигатель тяжелее, чем бензиновый той же мощности.
• Выхлопные газы дизельного двигателя имеют неприятный для многих людей запах.
• Запустить дизельный двигатель и поддерживать его работу труднее, особенно в холодную погоду, когда дизельное топливо сгущается до гелеобразного состояния. Оно даже может кри-
сталлизоваться. Когда это случается, инжектор не может эффективно подавать топливо в цилиндры.
• Некоторые химические соединения в дизельном топливе увеличивают риск возникновения онкологических заболеваний у человека и животных, если непосредственно воздействуют на них в течение определенного периода времени.
Задача 6.2
Как можно решить проблему загустения дизельного топлива в холодную погоду?
Решение 6.2
В некоторых машинах предусмотрены электрообогреватели для деталей и частей, с которыми соприкасается дизельное топливо: трубок, фильтров, узлов двигателя, цилиндров. В качестве источника электричества во время движения машины можно использовать генератор переменного тока (с приводом от двигателя), а если машина стоит, то внешний источник электропитания.