ЗАЧЕМ НУЖНО ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ?
Задумывались ли вы, зачем для передачи электроэнергии на большое расстояние нужно такое высокое напряжение, заставляющее строить высокие башни-опоры и гигантские изоляторы? Почему бы не передавать электричество низкого напряжения по сверхпрочным проводам, протянутым между скромными сооружениями или даже под землей? Тому есть причина.
Для заданной мощности электроэнергии, потребляемой конечными потребителями (нагрузка сети), сила тока в линиях электропередачи с ростом напряжения понижается. Уменьшение силы тока сокращает
потери электроснабжения в линии электропередачи. Обратившись к формуле из школьного курса физики, вы поймете почему:
Р = ЕІ,
где Р — мощность в ваттах, Е — напряжение в вольтах, а I — сила тока в амперах. Из нее следует, что на данном уровне мощности сила тока обратно пропорциональна напряжению:
I = Р/Е.
Потери электроснабжения (т. е. потери мощности) в линии электропередачи пропорциональны квадрату силы тока. Эти потери — мощности, которые не доходят до конечных потребителей; они уходят на нагрев проводов. Это соотношение описывается следующей формулой:
Р = I2R,
где Р — мощность в ваттах, I — сила тока в амперах, a R — сопротивление провода в омах. Конструкторы не могут изменить сопротивление провода или мощность нагрузки сети, но они могут довести до максимума напряжение, минимизируя таким образом «лишний» ток, который вынуждена нести линия передачи для обеспечения потребности сети.
Предположим, напряжение, подаваемое в сеть, повышается десятикратно, а потребительские нагрузки в сети постоянны. Рост напряжения уменьшает силу тока в десять раз, и в результате потери мощности сокращаются в (1/10)2, т. е. в сто раз! Разумеется, использовать повышающий трансформатор в одном месте проще и дешевле, чем протягивать на многие километры провода, тяжесть которых (без трансформатора) оказывалась бы в сто раз больше.
Вид высоковольтной линии переменного тока под напряжением, скажем, 500 000 вольт страшноват? Возможно. Но угрозу здоровью, исходящую от линий электропередачи (реальный уровень этой угрозы — вопрос спорный), на самом деле несут магнитные поля, генерируемые этими линиями. Сила этих колеблющихся полей прямо пропорциональна силе тока, а не напряжению. Если бы такая линия, проходящая по вашему пригороду, имела напряжение в 500 вольт, а не в 500 000, магнитные поля, окружающие ее, были бы гораздо интенсивнее и потенциальная угроза здоровью, соответственно, выше.
ПО ЛИНИИ
Высокое напряжение прекрасно подходит для передачи электричества на большие расстояния, но совершенно ни к чему для обычного потребителя. Провода высоковольтных линий производятся с со-
блюдением мер предосторожности, предотвращающих дуговой пробой (искрение) и короткие замыкания. Работники электростанций и электросетей должны находиться как минимум за несколько метров от высоковольтных проводов. Представьте попытку подключить любой бытовой прибор, скажем, персональный компьютер к высоковольтной сети с напряжением 500 000 вольт напрямую — вас убьет прежде, чем вы вставите вилку в розетку.
Для понижения напряжения в сетях неподалеку от скопления конечных потребителей сооружаются электрические подстанции промежуточного напряжения, оборудованные понижающими трансформаторами. Кабели промежуточного напряжения от них распределяются дальше, к еще более низковольтным линиям. В конце концов одна или несколько линий от каждого трансформатора подключаются к отдельным зданиям. Каждый трансформатор должен быть оборудован проводами достаточного сечения, чтобы выдерживать пиковое напряжение, необходимое всем потребителям, которых он обслуживает.
Порой, в часы жары, например, потребность в электричестве возрастает выше обычных пиковых нагрузок. Возникает дефицит мощности — сеть нагружена так, что происходит временное падение (провал) напряжения. Если же потребление возрастает еще, трансформаторы подвергаются опасным перегрузкам. Защищая их от разрушения, встроенные прерыватели размыкают цепь — происходит временное аварийное обесточивание (блэкаут).
|
А Б
В частных домах или отдельных постройках трансформаторы понижают напряжение до 234 или 117 вольт (в США. — Прим. пер.). Обычно напряжение в 234 вольта подается по трем проводам, называемым фазами, каждый из которых подключен к своему гнезду
сетевой розетки (рис. 10.2, А). Этим напряжением обычно запитывают мощные электробытовые приборы: электрические печи и плиты, электрические камины, стиральные машинки и сушилки. К низковольтным (11 вольт) розеткам с двумя или тремя гнездами подводится переменный ток одной фазы. Третье гнездо такой розетки — за земление (рис. 10.2, Б).
ПРЕИМУЩЕСТВА УГЛЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
• Уголь широко распространен, и его месторождений в США множество. Это очевидное преимущество американской экономики в условиях, когда снабжение нефтью и природным газом (метаном) становится ненадежным или цены на них — непредсказуемыми.
• Современные электростанции, работающие на угле, достаточно эффективны и выбрасывают гораздо меньше вредных отходов, чем их ранние предшественники.
• Камеры сгорания электростанций, сжигающие угольную пыль, достаточно гибки — их можно легко переналадить. Они способны сжигать как любой вид угля — от лигнита (бурого или мягкого угля) до антрацита (каменного или твердого угля), так и нефть и/или метан.
НЕДОСТАТКИ УГЛЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
• Запасы доступного угля велики, но не бесконечны. В лучшем случае использование угля предоставит отсрочку, необходимую для радикального решения глобальной проблемы электроэнергообеспечения.
• Сжигание угля приводит к меньшим, чем это было раньше, выбросам вредных веществ, однако при этом все же выделяются углекислота (диоксид углерода — С02, известный как парниковый газ), угарный газ (окись углерода — СО), окиси серы и азота (SO и NO), а также ртутные соединения. Современные контрольно-измерительные приборы и автоматика сокращают выбросы и уменьшают загрязнение окружающей среды, но в странах с развивающейся экономикой они используются не всегда.
• Угольные шахты надолго оставляют уродливые шрамы на теле Земли, а их работа чревата утечкой токсичных материалов — свинца, ртути или мышьяка.
• Угольные поезда затрудняют транспортное сообщение в горо дах, не имеющих достаточно разветвленной сети дорог с моста-
ми и тоннелями. Это не просто неудобство, а потенциальная угроза, если движение угольных поездов помешает передвижению спецтранспорта (пожарных, медицинских, полицейских или иных автомобилей).
• Шум, производимый поездами, может раздражать людей, проживающих около железных дорог.
• Перевозка угля по железной дороге связана с потреблением горючего, что увеличивает загрязнение окружающей среды и фактически снижает эффективность.
• Вода, используемая в котлах электростанций, работающих на угле, аккумулирует загрязнители окружающей среды. При замене этой воды от них необходимо избавляться, что повышает затраты на выработку электроэнергии.
Задача 10.1
Почему нельзя строить мощные электростанции рядом с угольными шахтами и разрезами, избавляясь таким образом от угольных поездов?
Решение 10.1
Теоретически можно. Однако большинство доступного угля залегает далеко от основных центров сосредоточения населения. Это потребует сооружения чрезвычайно длинных линий электропередачи. Затраты на строительство, эксплуатацию и обслуживание этих ЛЭП превосходят затраты на доставку угля по железной дороге к относительно небольшим электростанциям, расположенным поблизости от конечных потребителей.
Электростанции на нефтепродуктах
В США нефть используется в основном для обогрева и выработки горючего для транспорта, а не для теплоэлектростанций[39]. Хотя в некотором смысле нефть можно назвать жидким углем. Ее выкачивают из-под земли, а не добывают в шахтах или разрезах, но ее — так же, как и уголь — необходимо доставить из нефтедобывающих районов в места переработки, а оттуда — в места потребления.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Электростанции, работающие на продуктах нефтепереработки (мазуте), подразделяются на три типа в зависимости от принципа работы — обычные паровые, газотурбинные и электростанции смешанного цикла[40].
Во всех трех типах нефть после переработки доставляется на электростанцию и обычно хранится в цистернах вне станции. Доставка с нефтеперерабатывающих заводов на электростанции осуществляется как танкерами, поездами или автомобилями, так и по топливопрово
дам[41]. На обычной паровой электростанции нефть сжигается практически так же, как и в домашней печи на жидком топливе, но гораздо большего масштаба. Полученная в результате горения теплота нагревает воду до кипения. Образовавшийся пар приводит в действие турбину (см. рис. 10.3). За исключением топлива эта система идентична той, что используется на электростанциях, работающих на угле. На газотурбинных электростанциях продукт горения нефтепродуктов на высокой скорости проходит через газовую турбину, напоминающую ветряную мельницу, способную работать на огромной скорости. Турбина вращает вал электрогенератора (см. рис. 10.4).
К линиям …………… Нефтетопливо электроснабжения Рис. 10.4. Упрощенная функциональная схема работы газотурбинной электростанции на нефти |
Электростанции смешанного цикла оборудованы теми же агрегатами, что и газотурбинные электростанции, но выходящие из газовой турбины продукты сгорания используется для получения пара в котле, выходящий под высоким давлением пар приводит в действие вторую турбину. Таким образом для производства электричества используется большая часть энергии, и эффективность всей системы возрастает.
ПРЕИМУЩЕСТВА МАЗУТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
• Мазут — достаточно безопасное горючее. Утечка или разлив нефти могут вызвать пожар, но не создают угрозы взрыва, как огнеопасные газы.
• Мазут — топливо с высокой плотностью. Цистерна среднего размера содержит достаточно мазута для выработки большого количества электроэнергии.
• Мазут можно смешивать с биотопливом. Большинство электростанций, работающих на мазуте, проектируются с учетом работы на такой смеси, называемой гибридным топливом1.
• Газотурбинные электростанции проектируются или легко модифицируются под использование в качестве топлива при необходимости угля или метана.
• Современные электростанции на мазуте загрязняют окружающую среду в меньшей степени, чем более ранние конструкции, благодаря использованию оборудования, снижающего вредные выбросы.
НЕДОСТАТКИ МАЗУТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
• Сгорание мазута — пусть и более «чистое», чем было раньше — загрязняет окружающую среду тем же образом и такими же отходами, как и сгорание угля. Системы снижения токсичности выбросов помогают понизить уровень загрязнения, но только в том случае, если они функционируют штатно. Некоторые страны с формирующейся экономикой не могут себе позволить эффективной системы борьбы с загрязнием, что приводит к загрязнению окружающей среды и выбросам «парниковых» газов.
• Цена мазута напрямую зависит от цены на сырую нефть, которая может вырасти скачкообразно, и в любом случае в долгосрочной перспективе будет повышаться.
• Большинство мировой добычи несЬти сосредоточено в политически нестабильных регионах мира, что повышает постоянные риски внезапных и непредсказуемых прекращений поставок.
• Временное сокращение поставок нефти также может происходить в результате природных катаклизмов — ураганов, землетрясений и повреждений (коррозии) нефтепроводов.
• Протечки и разливы нефтепродуктов наносят урон окружающей среде.
• Транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов по морю железным и автомобильным дорогам связана с потреблением энергии. Это фактически снижает эффективность всей системы.
• Мировые запасы нефти конечны и невозобновляемы.
Задача 10.2
Требуют ли теплоэлектростанции установки систем охлаждения для того, чтобы предохранять оборудование от перегрева? Оказывает ли какое-либо воздействие на окружающую среду излучаемое такими электростанциями тепло?
Решение 10.2
Ответ на оба вопроса один: «Да». Системы охлаждения не показаны на приведенных в этой главе схемах ради простоты и удобства восприятия. Теплоэлектростанции обычно располагаются около водоемов, обеспечивающих изобилие «охлаждающей жидкости» (морскую воду для использования в системах охлаждения приходится опреснять). Нагретая вода из систем охлаждения в конечном счете возвращается в источник, поднимая температуру озера, реки или океана. Это оказывает влияние на окрестную водную (морскую) флору и фауну, но это влияние не всегда отрицательное. Например, если в результате работы электростанции, расположенной на берегу северной речки, вода в ней зимой не замерзает, в холодные периоды животные будут стремиться в этот район.