Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Основные правила спуска обсадной колонны в скважину

Успешный спуск обсадной колонны в скважину определяется правильной подготовкой обсадных труб, нижней и верхней час­тей обсадной колонны, буровой вышки, бурового оборудования, инструмента и ствола скважины.

Подготовка обсадных труб. Обсадные трубы, предназначенные для спуска в скважину, за 2…4 дня до спуска^цосташіяются на буровую. Погрузку и разгрузку обсадных труб при перевозке с базы технического снабжения на трубную базу и на скважину необхо­димо производить только по специальным накатам или автокра­ном. Разгрузка обсадных труб путем сбрасывания категорически запрещается. Доставленные на буровую обсадные трубы осматри­вают для отбраковки негодных.

При осмотре труб необходимо обращать внимание на кривиз­ну, наличие плен, расслоение металла, деформацию муфт и на­резанных концов. Трубы проверяют на овальность и шаблониру — ют, затем трубы укладывают на приемном мосту в штабель в по­рядке последовательности спуска их (і скважину. При этом каж­дую трубу нумеруют, замеряют стальной рулеткой (длину каждой трубы следует определять от свободного торца муфт или от торца муфтовой части трубы до того места на конце трубы с наружной резьбой, которое соответствует положению торца муфты при зак­реплении соединения), а результаты замера записывают по фор­ме, представленной на рис. 11.9.

Нарезку труб и муфт тщательно очищают жесткой волосяной щеткой, промывают керосином и проверяют калибром. Запреща­ется очистка резьб металлическими скребками, металлическими

Диа­

метр

трубы,

мм

№ Трубы по по­рядку

Завод-

изгото-

витель

Марка

стали

Тол­

щина

стенки,

мм

Завод­

ской

номер

плавки

Дата

изго­

тов­

ления

Длина

трубы,

м

Суммар­ная длина труб, м

Рис. 11.9. Форма записи результатов замера

щетками, концами расплетенного талевого каната и т. д. После очистки резьбы муфт и труб на них навинчивают ниппели и пре­дохранительные кольца.

На случай замены некачественных труб необходимо иметь за­пасные трубы из расчета не менее 20 м на каждые I ООО м колонны. Обсадные трубы до спуска их в скважину подлежат опрессовке во­дой при давлении, на 20% превышающем давление опрессовки при испытании колонны на герметичность, но не выше макси­мальных опрессовочных давлений, предусмотренных ГОСТ 632—80. После подъема давления в трубе до установленной величины оно должно выдерживаться в течение 30 с. Для труб с пропусками в резьбе муфтового соединения после докрепления необходимо про­изводить повторную опрессовку.

Вместе с трубами на буровую доставляются; башмак и башмач­ный патрубок колонны, привинченные и приваренные к первой трубе на трубной базе, со свинченной и приваренной к башмаку чугунной направляющей пробкой; обратный клапан, опрессован — ный на давление, предусмотренное планом спуска колонны; упор­ное кольцо, центрирующие фонари (центраторы), скребки и тур — булизаторы, а также при необходимости заколонные пакеры и оборудование верхней части обсадной колонны.

Подготовка вышки и бурового оборудования. Перед началом спус­ка колонны тщательно проверяют состояние вышки и бурового оборудования. При осмотре вышки все дефекты и нарушения в соединениях отдельных узлов, поясов, диагоналей и крепления ног немедленно устраняют. Проверяют вертикальность вышки и равномерность натяга угловых оттяжек.

При проверке лебедки и привода обращают внимание на проч­ность крепления лебедки, редуктора и двигателей к фундамен­там, а также на состояние цепных колес, кулачковых сцеплений, шпонок и тормозов.

Для предупреждения осложнений с талевой системой прове­ряют диаметр работающего талевого каната и возможность спуска обсадной колонны на этом канате и оснастке; в случае необходи­мости талевый канат заменяют новым перед последней промыв­кой скважины. Особенно тщательно должно быть проверено со­стояние крюка, талевого блока, кронблока и индикатора массы (веса).

При подготовке буровых насосов к спуску и цементированию колонны проверяют состояние штоков, сальниковой набивки, гнезд, клапанов, соединений в приводной части и все замечен­ные дефекты ликвидируют, а сработанные детали заменяют но­выми. При проверке подготовленных двигателей выясняют их со­стояние и возможность работы в тяжелых условиях спуска обсад­ной колонны и продавки цементного раствора при высоком дав­лении.

Подготовка скважины к спуску обсадной колонны. К началу спус­ка колонны в скважине должны быть завершены все исследова­тельские и измерительные работы (каротажи, кавернометрия, ин­клинометрия, опробование перспективных объектов и т. д.). Пе­ред последней промывкой скважины бурильные трубы подверга­ют контрольному замеру при помощи стальной рулетки.

Места сужения ствола по данным кавернометра прорабатыва­ют со скоростью 20…50 м/ч. Перед проработкой по согласованию с геологической службой к раствору добавляется нефть или дру­гие вещества, снижающие липкость глинистой корки. При про­мывке перед спуском колонны параметры бурового раствора тща­тельно контролируются и доводятся до установленной для дан­ной скважины нормы. После проработки и промывки скважины ее ствол часто шаблонируют. Для этой цели в скважину спускают на бурильной колонне компоновку из трех-четырех обсадных труб и убеждаются в том, что они доходят до забоя посадок. По окон­чании шаблонирования скважину промывают, длительность про­мывки — один-два цикла циркуляции.

В период подготовки ствола скважины к спуску колонны в бу­ровой проверяются необходимые для этой операции инструмен­ты и материалы: три исправных и проверенных элеватора, гри точно пригнанных шарнирных ключа, запасной комплект клинь­ев, комплект штропов, круговой ключ для обсадных труб, пень­ковый канат, белила (сурик) или другая смазка, олифа, гвозди и др. Все подготовительные работы по спуску обсадной колонны производятся в период проработки и промывки скважины.

Спуск обсадной колонны в скважину. Этот процесс, как прави­ло, должен осуществляться в один прием (одной сплошной сек­цией). Допускается спуск колонны двумя секциями с применени­ем стыковочных устройств, опрессованных перед спуском в сква­жину на давление, обеспечивающее испытание колонн на герме­тичность.

Работа по спуску обсадной колонны должна быть организова­на так, чтобы каждый член буровой бригады четко выполнял свои обязанности. Во избежание несчастных случаев при пуске обсад­ной колонны в скважину все члены бригады должны быть тща­тельно проинструктированы, рабочее место должно быть очище­но от посторонних предметов. Работами по спуску колонны долж­но руководить одно лицо — буровой мастер, ответственный за работу по спуску колонны, согласно разработанному техническо­му плану.

При организации рабочего места и расстановке рабочей силы для спуска обсадной колонны в каждой вахте выделяется лицо, ответственное за проведение повторного шаблонирования каж­дой трубы, сохранность шаблона во время спуска колонны и про­верку соблюдения установленного порядка спуска труб. Колонну* должны спускать при помощи клиновых захватов или клиньев для обсадных труб, позволяющих докреплять резьбовые соединения в процессе спуска. Можно использовать элеваторы для спуска в сква­жину обсадных труб, когда вес их недостаточен, а также при спуске тяжелых колонн, когда предварительно (до спуска колонны) док — реплены муфты заводского крепления, или используются трубы с муфтами, навинченными на специальных клеевых смазках.

Для обеспечения герметичности резьбовых соединений эксп­луатационных колонн в газовых скважинах следует применять в качестве смазки специальные уплотнительные составы. Применять графитовую смазку или смазку, составленную из цинковых белил и сурика, на газовых скважинах запрещается. Для предотвращения расслабления муфтового соединения промежуточной колонны и кондуктора от последующего воздействия на них бурильной ко­лонны первые 5… 10 труб от башмака после закрепления их ма­шинными ключами приваривают. Во избежание смятия колонны при спуске ее с обратным клапаном каждую навинченную трубу после снятия ее с клиньев или элеваторов спускают с такой ско­ростью, чтоб стрелка индикатора веса колебалась в пределах пяти делений.

При наличии обратного клапана колонну во время спуска за­полняют глинистым раствором через каждые 100 …200 м. Чтобы избежать образования воздушной пробки, колонну следует запол­нять при 50%-й подаче насосов. В процессе спуска обсадной ко­лонны устанавливают систематический контроль за плотностью и вязкостью вытесняемого из скважины глинистого раствора. В слу­чае появления признаков газирования глинистого раствора в муфту последней трубы ввинчивают заливочную головку и заменяют раз — газированный раствор свежим. Скважину во время спуска промы­вают в интервалах, предусмотренных планом спуска. Продолжи­тельность промывки не должна превышать одного цикла цирку­ляции, причем основным критерием для прекращения промежу­точной промывки считается необходимые качество и постоянство показателей глинистого раствора по плотности и вязкости и паде­ние давления на манометре до величин, равных гидравлическим сопротивлениям. Режимы спуска обсадной колонны и последу­ющего ее цементирования должны быть рассчитаны таким обра­зом, чтобы не допустить гидроразрыва пород и связанных с ним осложнений.

Обсадную колонну в наклонную скважину следует спускать по возможности быстрее. Для этого рекомендуется в период подго­товки скважины к креплению собрать часть колонны в колена и установить их за пальцем в буровой вышке. Эти трубы надо спус­кать в скважину первыми, причем их длина должна примерно соответствовать глубине спуска промежуточной колонны. Так как при спуске труб колонна испытывает сильное трение о стенки скважины, необходимо обращать внимание на изменение нагруз­ки на крюке.

Контроль за спуском обсадной колонны должен осуществлять­ся следующим образом: по записям и замеру длины колонны, а также по записям регистрирующего манометра индикатора веса. В записях замера обсадных труб указываются число спущенных труб и суммарная их длина. Спуск обсадных колонн является од­ной из трудоемких и ответственных операций, от темпов которой зависит успех всего процесса бурения. В настоящее время доволь­но широко применяют следующие средства механизации, облег­чающие труд рабочих, а также ускоряющие спуск обсадных труб. В процессе подготовки к спуску эксплуатационной колонны ко 2-му и 3-му поясам вышки прикрепляют хомутами две перекла­дины из насосно-компрессорных труб. Между этими переклади­нами на роликах монтируется двухэтажная люлька для верхового рабочего. Люлька может передвигаться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Находящийся в люльке рабочий центрирует обсадные трубы в момент навинчивания.

Для подъема обсадных труб над ротором вместо обычного эле­ватора применяют легкий шарнирный хомут, подвешиваемый на крюке на двух штропах. Хомуг надевают на трубу одновременно со спуском и установкой колонны на ротор. Навинчиваемая труба находится в подвешенном состоянии на хомуте только до тех пор, пока труба не завинчивается на 3…4 нитки. После этого хомут снимают и продолжают свинчивать при свободном верхнем конце трубы. Если в скважину спускают обсадную колонну со сварными соединительными элементами, то обсадные трубы над устьем сква­жины можно сваривать как автоматической, так и полуавтомати­ческой сварочными установками.

Комментарии запрещены.