Правила эксплуатации турбобуров
Существуют определенные правила эксплуатации турбобуров. Они сводятся к следующему.
Каждый новый турбобур, получаемый с завода, перед отправкой на буровую должен проходить проверку в турборемонтном цехе предприятия бурения (экспедиции). Проверяются крепления гайки, переводника, ниппеля и вращение вала. Турбобуры снабжаются предохранительным колпаком на валу и заглушкой в переводнике во избежание засорения и порчи турбины во время ее транспортирования и хранения.
Каждый турбобур имеет заводской паспорт влдном экземпляре и вкладную карточку, представляющую собой учетную карточку работы и ремонта турбобура. Паспорт турбобура хранится в ремонтной базе бурового предприятия, а вкладная карточка в период его пребывания на буровой — у бурового мастера. Во время нахождения турбобура в ремонте карточка сдается на базу или на завод. Турбобуры необходимо перевозить на специальных лафетах или автомашинах, оборудованных подъемными устройствами для их погрузки и выгрузки. При разгрузке турбобуры нельзя сбрасывать, так как от сильного удара может погнуться вал турбобура. Перед спуском в скважину новою или поступившего из ремонта турбобура следует проверить его работу на поверхности. Для этого турбобур соединяют с ведущей трубой и проверяют плавность его запуска при производительности насосов, соответствующей нормальному режиму его работы.
Запускают буровые насосы при открытой пусковой задвижке. Затем задвижку постепенно перекрывают и следят за давлением на манометре. Хорошо собранный и отрегулированный турбобур запускается при давлении до 2 МПа. Проверяют также осевой люфт вала, герметичность резьбовых соединений и отсутствие биения вала. Все данные опробования заносятся в буровой журнал. Если при опробовании обнаруживаются дефекты, то турбобур в скважину не спускают. В отдельных случаях, при отсутствии запасного турбобура, не вращающийся на поверхности турбобур все же спускают в скважину. Он может начать работать после того, как будет дана некоторая осевая нагрузка на долото. Если опущенный на забой турбобур работать все же не начинает, то его следует вращать («расхаживать») ротором, сохраняя нагрузку на забой. «Расхаживание» разрешается вести не более 20.„30 мин. Контроль за нормальной работой турбобура на забое осуществляется на буровой по показаниям манометра и индикатора веса.
При постоянной производительности насосов перепад давления в турбобуре с изменением режима его работы почти не меняется. Резкое снижение или повышение давления на нагнетательной линии свидетельствует о ненормальной работе турбобура. О неполадках в турбобуре можно также судить по уменьшению принимаемой турбобуром осевой нагрузки и резкому снижению скорости бурения (если это не вызвано износом долота). Для непрерывного контроля за одним из основных параметров турбобура — скоростью вращения его вала в процессе бурения скважин — рекомендуется использовать турботахометр.
Снижение давления в нагнетательном трубопроводе вызывается уменьшением количества жидкости, поступающей в турбобур. Причинами этого могут быть:
]) неисправность буровых насосов (нарушение герметичности поршней, уплотнений клапанов, засасывание насосом воздуха, засорение приемной сетки, уменьшение числа ходов насоса и т. д.);
2) утечки в резьбовых соединениях бурильных труб и переводников.
Дня проверки герметичности колонны бурильных труб следует при их подъеме через каждые пять-шесть свечей прокачивать буровой раствор. Повышение даапения при прокачивании указывает на течь в одной из свечей, поднятой в последней партии. Если в трубах течи не обнаруживается, то проверяют турбобур (возможны течи в переводнике турбобура). Резкое внезапное падение давления (почти до нуля) показывает, что произошла авария с переводником турбобура, срыв резьбы замков или труб.
Давление чаще всего повышается из-за засорения каналов турбины турбобура. Для предотвращения этого при бурении и опробовании турбобуров устанавливают фильтры. Когда буровой раствор загрязнен, частицы шлама после прекращения циркуляции выпадают из бурового раствора и осаждаются на турбине. Если при включении насоса полностью закрыть пусковую задвижку, то шлам (выбуренная порода) забьет турбобур.
Полностью закрывать задвижку следует после промывки турбины в течение 5… 10 мин. Аналогичное засорение турбины шламом произойдет, если во время бурения после выключения насоса сразу открыть пусковую задвижку. При этом возникает обратная циркуляция и осаждающийся на забой шлам засасывается в турбобур. Особенно часто встречается это явление при использовании воды в качестве промывочной жидкости. Для избежания засорения турбобура необходима тщательная его промывка перед остановкой насосов.
Очень часто бывают случаи, когда давление в нагнетательной линии не падает, а турбобур не принимает нагрузку. Причинами этого могут быть заклинивание шарошек долота, большая сработка опор долота, неисправность турбобура. Чтобы выяснить истинную причину ненормальной работы турбобура, поднимают бурильную колонну.
Турбины турбобура выходят из строя главным образом вследствие механического износа наружных, внутренних и торцовых поверхностей. Предупреждение износа турбин является одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы турбобура.
После каждого рейса при подъеме турбобура необходимо проверять его осевой люфт. Для этого вал турбобура опирают на стол ротора и у торца ниппеля на валу наносят риску, затем турбобур приподнимают и на валу точно также наносят вторую риску. По расстоянию между рисками определяют величину осевого люфта.; Величину осевого люфта после каждого долбления необходимо заносить в суточный рапорт и передавать по вахте. Допустимая величина осевого люфта неодинакова для турбобуров различных типов и составляет от 3 до 8 мм.
Не более чем через каждые два рейса в зависимости от условий бурения необходимо проверять и подкреплять машинными ключами резьбы ниппеля и переводника.