Турбинно-винтовые забойные двигатели
Забойные турбинно-винтовые двигатели (ТВД) предназначены для бурения глубоких вертикальных и наклонно направленных скважин различного назначения. Они могут выполнять также функции забойного привода керноотборных устройств (при бурении с отбором керна) и двигателя-отклонителя (при замене обычного шпинделя на шпиндель-отклонитель).
Эти двигатели выпускаются с наружным диаметром 195 …240 мм и применяются при бурении скважин в сочетании с шарошечными (всех типов и серий), лопастными и алмазными (в том числе армированными алмазно-тиердосплавными пластинами (АТП)) долотами и бурильными головками соответствующих диаметров, обеспечивающих минимальный, технологически обоснованный зазор между корпусом двигателя и стенками скважины.
Турбинно-винтовой двигатель (рис. 8.5) представляет собой универсальный забойный двигатель, содержащий три основных
Рис. 8.5. Турбинно-винтовой двигатель:
I — шпиндель; 2 — турбинная секция; 3 — винтовой модуль
Узла: одну, две или три турбинных секции 2, одни винтовой модуль 3 и шпиндель 1 с осевой опорой (при необходимости — шпиндель-отклонитель).
По сравнению с известными турбобурами и винтовыми забойными двигателями забойный ТВД обладает рядом достоинств. Он органично сочетает стабильность во времени энергетической ха
рактеристики, свойственную турбинному приводу, а также высокое соотношение параметров М/п (Л/ — момент вращения двигателя; п — число оборотов двигателя) и высокую жесткость линии моментов, свойственную объемным гидромашинам.
Этот двигатель избавлен от недостатков турбобура (относительно низкий момент силы на валу и «мягкость» линии моментов) и недостатков винтового забойного двигателя (низкий срок службы винтовой пары и отрицательное воздействие на долото поперечных колебаний, генерируемых близко расположенной к нему винтовой рабочей парой).