Тандем - 2, шлакоблочные станки, бетоносмесители


Производство оборудования и технологии
Рубрики

Виды аварий

Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивания буриль­ных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину. Очень часто прихват инструмента в силу некачествен­ных и несвоевременных работ по его ликвидации переходит в аварию.

В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происхо­дят по следующим причинам:

• перепад давлений в скважине в проницаемых пластах и не­посредственный контакт некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени;

• резкое изменение гидравлического давления в скважине вслед­ствие выброса, водопроянления или поглощения бурового раствора;

• нарушение целостности ствола скважины, вызванного обва­лом, вытеканием пород или же сужением ствола;

• образование сальников на долоте в процессе бурения или при спуске и подъеме бурильного инструмента;

• заклинивание бурильной и обсадной колонн в желобах, зак­линивание бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивание нового долота в суженой части ствола из-за обработки по диаметру предыдущего долота;

« оседание частиц выбуренной породы или твердой фазы гли­нистого раствора при прекращении циркуляции бурового ра­створа;

• неполная циркуляция бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны;

• преждевременное схватывание цементного раствора в коль­цевом пространстве при установке цементных мостов;

• отключение электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Для предупреждения прихватов необходимо:

• применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин;

• обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раство­ра в соответствие с указанным в ГТН;

• обеспечивать полную очистку глинистого раствора от облом­ков выбуренной породы;

• регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возмож­ного интенсивного образования толстых корок;

• утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной ко­лонны;

• следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение последней свиде­тельствует о появлении размыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота;

• при вынужденных остановках через каждые 3…5 мин «расха — |

живать» бурильную колонну и проворачивать ее ротором; <

• при отсутствии электроэнергии подключись аварийный ди — I зель-генератор и бурильную колонну периодически «расхаживать»; при его отсутствии бурильной инструмент следует разгрузить при­мерно на вес, соответствующий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интервале ствола, и прекратить про­мывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке; !

• в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного механизма следует немедленно установить аварийные болты и «расхаживать» бурильную колонну или поднимать ее.

Для предотвращения прихвата бурильной колонны при исполь — і зовании утяжеленного глинистого раствора следует систематически применять профилактические добавки: нефть (10… 15%), графит (не более 0,8 %), поверхностно-активные вещества, например суль — фотол в виде I… 3%-го водного раствора, смазочные добавки СМАД-1 (до 3%) и СГ (до 2%). 1

Подбор рецептур в каждом определенном случае должен уточ — ! няться лабораторией глинистых растворов. При бурении разведоч­ных скважин добавлять нефть и другие добавки на нефтяной ос — , нове не рекомендуется, чтобы не исказить представление о про — ; дуктивности горизонтов (пластов). |

Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при от-‘ сутствии надлежащей их проверки, чрезмерными нагрузками на. долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек, на за­бое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Основные при-, знаки поломки долота во время бурения — прекращение углуб-‘ ления скважины и сильная вибрация бурильной колонны. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых; и трехшарошечных долот. При этом забойный двигатель переста-

ет принимать нагрузку, а при роторном бурении бурильная ко­лонна начинает заклиниваться. Поломку долота при проработке ствола скважины очень трудно обнаружить до подъема буриль­ной колонны. Поэтому необходимо особенно тщательно прове­рять долота, применяемые для проработки и ограничивать время их работы.

Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:

• перед спуском долота в скважину проверить его диаметр коль­цевым шаблоном, проверить замковую резьбу, сварочные швы лап и корпуса и промывочные отверстия — наружным осмотром, насадку шарошек на цапфах — вращением от руки;

. бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку буро­вого раствора;

• поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи до — лотной доски, вставленной в ротор, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.

Рекомендуется периодически очищать забой скважины от ме­талла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.

Поломки турбобура происходят вследствие разъединения бу­ровым раствором, развинчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и отвинчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины. Признак таких поломок — резкое падение давления на буровых насосах и прекращение про­ходки.

Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, переводника, ниппеля и вращения вала у каж­дого турбобура. Такая проверка турбобура, поступившего с заво — да-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта, — на буровой. Перед спус­ком в скважину нового турбобура или турбобура, поступившего из ремонта, необходимо проверять плавность его запуска при про­изводительности насосов, соответствующей нормальному режи­му его работы, осевой люфт вала, перепад давления, герметич­ность резьбовых соединений и отсутствие биения вала. Все данные нужно заносить в журнал.

Аварии с бурильными трубами часто бывают при роторном бурении скважин. Одна из основных причин этих аварий — сово­купность всех напряжений, возникающих в трубах, особенно при местных пороках в отдельных трубах. К последним относятся раз — ностенностьтруб, наличие внутренних напряжений в трубах, осо­бенно в их высаженной части, как следствие неправильно прове­денного технологического процесса по изготовлению труб, и де­фекты резьбового соединения труб. К основным причинам воз­никновения аварий с бурильными трубами относится также не­достаточная квалификация мастеров, бурильщиков и других ра­ботников буровых бригад. Наибольшее число аварий с бурильны­ми трубами в турбинном бурении связано с разъеданием резьб буровым раствором.

Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:

• организация учета и отработка бурильных труб в строгом со­ответствии с инструкцией;

• технически правильный монтаж труб и замков, обеспечива­емый их предварительным осмотром и обмером, калибровкой резь­бы гладкими и резьбовыми калибрами, подбором замков к тру­бам по натягу и принудительным закреплением замка в горячем состоянии;

• организация обязательной профилактической проверки всех труб после окончания бурения скважины путем наружного ос­мотра, проверки основных размеров и гидравлического испыта­ния;

• обязательное крепление всех замковых соединений машин­ными ключами при наращивании и спуске колонны при турбин­ном бурении;

• использование предохранительных колпаков или колец, на­винчиваемых на резьбу замков;

• бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.

Падение бурильной колонны в скважину, являющееся од­ним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках сква­жины, открытия элеватора при случайных задержках буриль­ной колонны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправности тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор. Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной ко­лонны бурильщикам необходимо знать состояние ствола сква­жины, наличие в ней уступов и при приближении к ним замед­лять спуск.

Плашки и цепи механических ключей, звенья роторной цепи, болты, гайки другие детали — таков неполный перечень мелких предметов, падающих на забой скважины. Их падение происходит во время спускоподъемных операций и объясняется использова­нием неисправного инструмента. Иногда после подъема буриль­ной колонны начинают производить работы над открытым устьем скважины, и это приводит к тому, что на забой скважины падают долота, кувалды и другие предметы. Надо всегда помнить, что над открытой скважиной категорически запрещается проводить ка­кие-либо работы. После того как из скважины извлечен инстру­мент, ее устье следует немедленно закрыть специальной крыш­кой.

Оставить комментарий