Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Винтовые забойные двигатели

Гидравлические винтовые забойные двигатели (ВЗД) подраз­деляются на двигатели:

• общего назначения;

• для наклонно направленного и горизонтального бурения;

• для отбора керна;

• для ремонта скважин;

• с разделенным потоком;

• турбовинтовые.

По принципу действия ВЗД являются объемной (гидростати­ческой) машиной, многозаходные рабочие органы которой пред­ставляют собой планетарно-роторный механизм с внутренним косозубым зацеплением.

ОАО НПО «Буровая техника» и Пермским филиалом ВНИИБТ1 разработаны высокоэффективные винтовые забойные двигатели общего назначения типов Д и ДС с высокими энергетическими и эксплуатационными параметрами и повышенной надежности.

Выпускаемые в России ВЗД общего назначения выполняются по единой схеме, имеющей неподвижный статор и вращающийся ротор, соединяемые со шпинделем; диапазон диаметров корпу­са — от 127 до 240 мм; предназначены для привода долот шаро­шечных и безопорных, бурголовок, фрезеров и райберов диамет­ром от 139,7 до 295,3 мм с обеспечением минимального техноло­гически требуемого зазора между корпусом двигателя и стенками скважины в конкретных горно-геологических условиях разрезов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.

Эксплуатируются ВЗД с использованием воды и буровых ра­створов плотностью от I ООО кг/м3 и менее до 2 ООО кг/м3, включая аэрированные растворы и пены (при бурении и капитальном ре­монте скважин), с содержанием песка не более 1 % по массе и максимальным размером частиц не более 1 мм, при забойной тем­пературе не выше 100 °С.

Двигатели общего назначения для бурения выпускаются типов Д, ДО, ДІ, Д2, ДЗ, Д4 и Д5.

Односекционные ВЗД типа Д. Они включают в себя двигатель­ную и шпиндельную секции и переливной клапан, корпусы кото­рых соединяются между собой с помощью конической резьбы (рис.

8.3) . Рабочими органами двигательной секции являются многоза- ходные винтовые ротор и статор. Внутри стального статора при — вулканизирована резиновая обкладка с винтовыми зубьями лево­го направления. На наружной поверхности стального ротора наре­заны зубья того же направления. Число зубьев ротора на единицу меньше числа зубьев статора, а отношение шагов винтовых ли­ний пропорционально числу зубьев. Узел соединения ротора и выходного вала шпинделя, который может быть выполнен в виде двухшарнирного карданного соединения или гибкого вала, пред­назначен для преобразования планетарного движения ротора во вращение вала шпинделя и передачи осевой гидравлической силы с ротора на подшипник шпинделя.

Шпиндельная секция ВЗД различных типоразмеров имеет от­личительные особенности и в общем виде включает в себя кор­пус, выходной вал, осевую опору — многорядный упорно-ради­альный подшипник качения и радиальные резинометаллические опоры. На нижнем конце выходного вала установлен наддолот — ный переводник для соединения вала с долотом.

Технические характеристики односекционных ВЗД для буре­ния скважин при различных расходах воды конструкции ОАО НПО «Буровая техника» приведены в табл. 8.4, конструкции Персмско — го филиала ВНИИБТ — в табл. 8.5.

Винтовые забойные двигатели

Рис. 8.3. Односекционный винтовой забойный двигатель типа Д:

I, 6 — переводник соединительный; 2 — статор; 3 — ротор; 4 — торсион; 5

шпиндель

£3 Таблииа 8.4

ОО

Технические характеристики односекционных ВЗД для бурения скважин при различных расходах воды конструкции

ОАО НПО «Буровая техника»

Показатели

Д1-І45

Д-155

Д-155*

Д5-172**

Д5-І72М

ДВ-172

ДП-172

Наружный диаметр корпуса, мм

145

155

155

172

172

172

172

Длина, мм: общая

4 670

4 870

4 330

5 660

6 160

4 860

3 870

в том числе от торца наддо — лотного переводника до середи­ны искривленного переводника

2 250

—“

1 600

2 600

2600

2 600

1 750

Масса, кг

418

500

475

710

770

590

455

Присоединительная резьба по ГОСТ 28487: к трубам

3-117

3-133

3-133

3-147

3-147

3-147

3-147

к долоту

3-88

3-І 17

3-І 17

3-117

3-117

3-І 17

3-117

Диаметры применяемых долот, мм

159… 191

191 …216

191 …216

191 …216

191 …216

191 …216

191…216

Расход воды, л/с

15…20

24…30

24…30

‘-35… 35

25…35

24…32

24…35

Частота вращения вала, об/мин

120… 180

125…220

125…220

80… 100

90… 120

180…220

150… 190

Перепад дашіения на ВЗД, МПа

7…9

6,5.„7,5

6,5…7,5

4,5…6,0

7,4…9,8

5,0…6,5

3,5…4,0

Момент силы на валу, кН • м:

3,0…4,5

3…4

3…4

4,5.„6,0

7,4…9,8

5,0…6,5

3,5…4,0

| Максимальный угол перекоса, 4

1,5

3,0

1.5 (3,0)

… .!•« ,

3,0

1 Наружный диаметр корпуса, мм

1 176

195

195

195

195

195

240 1

240 I

Длина, мм: общая

5 325

5 960

6 000

6 400

6 600

6 870

6 930

7280

в том числе от торна наддолотного пере­водника до середины искривленного переводника

1 565

2 890

2215

2 890

2 890

3040

2975

3 160

Масса, кг

750

1 020

1 080

1 190

1 100

1 300

1 660

1 860

Присоединительная резьба по ГОСТ 28487: к трубам

3-147

3-147

3-147

3-171

3-147

3-171

3-171

3-171

к долоту

3-117

3-117

3-117

3-117

3-117

3-117

3-152

3-152

Диаметры применяемых долот, мм

216

216…245

216-245

216…245

2І6…245

216-245

270-295

270…295

Расход воды, л/с

25…35

24…30

24…30

25…35

25…35

24-32

24…35

Частота вращения вала, об/мин:

90… 120

90… 115

80…110

120… 160

80… 190

80… НЮ

70-130

70…130

Перепад давления на ВЗД, МПа

7,4…9,8

5,2-7,0

9,5… 11,0

8,0-10,5

10,5-14,0

9,5-11,0

10,0-14,0

10,0-14,0

Момент силы на валу, кН ■ м:

7,4-9,8

5,2 …7,0

9,5…11,0

8,0…10,5

10,5-14,0

9,5-11,0

10,0-14,0

10,0… 14,0

го

чО

оо

о

Показатели

ДГ-176

Д2-195**

Д5-І95*

Д4-195

ДЗ-195

ДГ-195

Д1-240

Д0-240

Максимальный угол перекоса, °

3,0

1,5 (3,0)

1,0 (3,0)

1,5

1,0

2,0

1,0

3,0

Примечание. Сечение рабочих органов двигателей с заходностью 6:7, 7:8 и 9:10.

* Двигатели могут быть изготовлены с искривленным переводником с регулируемым углом перекоса.

** Возможно изготовление специального варианта двигателя — отклонителя с увеличенным углом перекоса.

Табл и ца 8.5

Технические характеристики односекционных ВЗД для бурения скважин при различных расходах воды конструкции

Пермского филиала ВНИИБТ

Показатели

Д1-145

Д5-172**

Д5-172М

ДП-172

ДГ-176М

ДР-І76М

ДГЭ-176

ДВ-176

Наружный диаметр кор­пуса, мм

145

172

176/195

Длина двигателя (без клапана), мм*

4650

5 630/

6 060

5 830/

6 260

3 870

5315

5 330

6440

5 835

Масса, кг

418

610

770

455

750

780

910

754

Диаметры применяемых долот, мм

165,1… 190,5

190,5…215,9

215,9

П р исоеди н ител ьная резьба по ГОСТ 28487: к трубам

к долоту

3-117

3-88

3-147

3-117

3-147

3-117

Длина шпинделя до ис — кришіения, мм

2 250

2 600

2 600

1 720

1515 1705

Углы искриапения меж­ду секциями, °

0,0… 1,5

0… 1(3)

0…3

0,0…2,5

Длина активной части статора, мм

1 800

1 800

2 400

1460

2400

3000

2 400

Заходность рабочих ор­ганов, ***, мм

7/8

9/10

6/7

9/10

6/7

Расход рабочей жидкости, л/с

15… 20

25.,.35

25…35

Частота вращения вы­ходного вала на холос­том ходу, об/мин:

150… 240

108…150

180… 270

108… 150

210…300

Частота вращения вы­ходного вала в режиме максимальной мощно­сти, об/мин

120…180

90… 115

120…210

90… 120

150…240

Момент силы на выход­ном валу валу в режиме максимальной мощно­сти, кН ■ м

3,0…4,0

5,2…7,0

7,0…9,0

4,0…5,5

7,0…9,0

9,0…12,0

5,5…7,0

Перепад давления в ре­жиме максимальной мощности, МПа

7,0…9,0

5,0… 7,0

6,0…9,0

7,0…9,5

6,0…9,0

8,0…11,0

8,0-12,0

Ю

ОС

Показатели

Д1-145

Д5-172**

Д5-172М

ДП-172

ДГ-176М ДР-176М

ДГЗ-176

ДВ-176

Мощность максималь­ная, кВт

35…75

о!

ос 1 о

65…110

1_/1

О

м

о

О

ОС

©

65…110

50… 120

Максимальный эффек­тивный КПД, %

45

40

45

50

45

50

Допустимая осевая на­грузка, кН

150

200

200

Показатели

Д2-195**

Д5-195

ДГ-195

Д4-195

Д4-195М

ДЗ-195

ДВ-195

Д1-240

Д0-240

Наружный диаметр корпуса, мм

195

195

240

Длина

двигателя

(без

клапана),

мм*

5 330/ 5 620

6 000/ 6 375

6870

6 000/ 6 375

6 840/7 215

6 375

6 985

7 280

Масса, кг

890

1 030/1 080

1 330

1 030/1 080

1 030/108

1 060/117

1 135/ 1 180

1660

1 860

Диаметры применяе­мых долот, мм

215,9…244,5

215,9.„244,5

269,9…295,3

Присоеди­нительная резьба по ГОСТ 28487: к трубам

к долоту

3-171

3-147

3-147

3-171

3-171

3-117

3-117

3-152

Длина шпинделя до искрив­ления, мм

2 750

2 890

3 040

2 750

2 890

2 975

3 160

Углы ис­кривления между сек­циями, °

0…1(2)

0…2

0,0… 1,5

ОД..1,5

0…1

1…3

Длина ак­тивной части статора, мм

1 800

2 400

3000

2 400

3000

Заходносчъ рабочих ор­ганов,

4/^т ***.

мм

9/10

7/8

7/8

9/10

6/7

7/8

Расход рабо­чей жидко­сти, л/с

25 …35

25 …35

30… 50

Показатели

Д2-І95**

Д5-І95 ДГ-195

Д4-І95

Д4-І95М

ДЗ-195

ДВ-195

Д1-240 Д0-240

Частота вра­щения вы­ходного ва­ла на холос­том ходу, об/мин

О

ОО

О

140… 190

140..Л90

110… 150

210… 300

90… 150

Частота вра­щения вы­ходного ва­ла в режиме максималь­ной мощно­сти, об/мин

90…115

90… 120

110… 145

НО… 140

90… 120

150… 240

70… 130

Момент силы на выход­ном валу и режиме мак­симальной мощности, кН м

5,2…7,0

7,0…9,0

6,0…8,0

8,0… 10,0

9,0… 11,0

5.5 …7,0

10,0… 14,0

Перепад даштения в режиме мак­симальной мощности, МПа

5,0… 7,0

6,0…9,0

7,0…9,0

9,0… 12,0

8,0… 11,0

ОО

о

о

6,0… 8,0

Мощность максималь­ная, кВт

50… 80

65…110

70… 120

90… 150

85… 150

85… 175

75 …190

Максималь­ный эффек­тивный КПД, %

40

45

45

50

45

Допустимая осевая на­грузка, кН

250

250

350

* Длина двигателя зависит от применяемого шпинделя.

** Характеристики двигателей Д5-І72 и Д2-195 приведены для сравнения. *** — число заходов ротора; Д., — число заходов статора.

Секционные винтовые забойные гидравлические двигатели. Они

предназначены для бурения вертикальных (типа ДС) и наклонно направленных (типа ДГ) скважин различного назначения с ис­пользованием буровых растворов при температуре не выше 100 °С.

Поскольку энергетическая характеристика односекционного ВЗД ухудшается по мере износа рабочих винтовых пар и при зазо­ре в них более 1,0 мм, применение такого двигателя становится практически нецелесообразным. Поэтому секционирование рабо­чих органов, в том числе повторным использованием отработан­ных винтовых пар, является одним из наиболее перспективных направлений повышения долговечности винтовых пар — межре­монтного периода работы ВЗД в целом. Последнее обстоятельство обусловливается тем, что при таком конструктивном решении сни­жаются удельные нагрузки в рабочей паре, а требуемый момент силы на выходном валу обеспечивается при сниженном расходе бурового раствора, вследствие чего уменьшается износ рабочих пар. Благодаря этому расширяется область эффективного приме­нения ВЗД в районах с осложненными условиями бурения с промывкой буровыми растворами на водной основе различных типов — от облегченных до утяжеленных.

Секционный забойный двигатель типа ДС-195 собирается в промысловых условиях из двух или трех двигательных секций,

Винтовые забойные двигатели

Рис. 8.4. Двигательная секция двухсекционного двигателя типа Д1-195 с соединением роторов при помощи шарнира:

/ — клапан; 2— переводник соединительный; 3 — втулка распорная; 4 — статор, 5 — ротор; 6 — муфта; 7, 9, 10 — переводники; 8 — шарнир; // — вал

состоящих из пинтовых пар серийных двигателей типа Д1-195 (рис.

8.4) и одной шпиндельной секции с шаровой или резинометалли­ческой опорой. Они выпускаются с наружным диаметром 195 мм и применяются при бурении скважин в конкретных горно-геоло- гических условиях разрезов нефтяных, газовых и газоконденсат­ных месторождений.

Для секционирования рабочих органов двигателя разработаны различные варианты сочленения роторов и статоров и приспо­собления для осуществления их сборки. Конструктивное исполне­ние секционных двигателей может быть следующим:

. сборка с ориентированием рабочих органов по винтовой ли­нии с жестким соединением статоров и роторов с помощью пере­водника;

* сборка без ориентирования рабочих органов с жестким со­единением статоров и соединением роторов с помощью шарнира или гибкого вала.

Сочленение на конусах может быть надежным при выполне­нии обязательного условия установки сверху винтовой пары с меньшим зазором, т. е. верхняя секция должна быть ведущей. В про­тивном случае возможен подъем верхней секции ротора, рассо­единение конусов и, как следствие, нарушение сочленения.

Для соединения ротора двигательной секции с валом шпин­дельной секции может применяться карданный или гибкий вал.

Секционный двигатель позволяет работать при перепадах дав­ления в насадках используемых долот до 8… 10 МПа.

При спуске ВЗД в скважину за 10… 15 м от забоя следует вклю­чить буровой насос и промыть призабойную зону скважины при работающем двигателе. Незапуск двигателя фиксируется по резко­му подъему давления на выкиде насосов. В этом случае следует запускать двигатель с вращением бурильной колонны ротором при одновременном прокачивании жидкости. Запуск двигателя удара­ми о забой не допускается. Во избежание левого вращения инст­румента под действием реактивного момента двигателя ведущую трубу фиксируют от проворачивания в роторе с помощью клинь­ев.

По своим энергетическим характеристикам винтовые двигате­ли позволяют создавать на долоте высокие осевые нагрузки (двига­тель типа Д-195 — до 250…300 кН; двигатель типа Д-85 — до 30 кН), однако приработку нового долота в течение 10… 15 1^ин необходи­мо вести при пониженных осевых нагрузках.

При выборе типа долота предпочтение следует отдавать низко­оборотным долотам с маслонаполненной опорой, а также гидро­мониторным долотам, так как сниженный по сравнению с турбо­бурами перепад давления в винтовом двигателе создает резерв мощности на выкиде насосов. Тип вооружения долота выбирают в соответствии с твердостью и абразивностью проходимых пород.

При выборе рациональных параметров режима бурения винто­вым забойным двигателем необходимо учитывать особенности его характеристик: пропорциональность частоты вращения расходу бурового раствора; сравнительно «жесткую» скоростную характе­ристику под нагрузкой (в зоне устойчивой работы двигателя от режима холостого хода до режима максимальной мощности час­тота вращения падает на 15… 20%); линейную зависимость пере­пада давления на двигателе от момента на долоте.

При бурении винтовым забойным двигателем буровой инстру­мент необходимо подавать плавно, без рывков. Периодически ин­струмент следует проворачивать. Расход промывочной жидкости при бурении винтовым забойным двигателем нужно выбирать ис­ходя из условий необходимой очистки забоя. По мере износа ра­бочей пары двигателя для сохранения его рабочей характеристи­ки целесообразно увеличивать расход промывочной жидкости на

20.. .25% от начальной величины.

Для предотвращения зашламления двигателя ^теред наращива­нием инструмента или перед подъемом его дЛя замены долота необходимо промыть скважину в призабойной зоне, затем при­поднять инструмент над забоем на 10… 12 м и только после этого остановить насосы и открыть пусковую задвижку.

В процессе эксплуатации винтовых двигателей необходимо пе­риодически проверять их пригодность к работе. Двигатель отправ­ляют на ремонт при значительном снижении его приемистости к осевым нагрузкам, увеличении сверх допустимого осевого люфта шпинделя, а также при затрудненном запуске или незапуске над устьем скважины или зашламовании двигателя.

Комментарии запрещены.