Винтовые забойные двигатели
Гидравлические винтовые забойные двигатели (ВЗД) подразделяются на двигатели:
• общего назначения;
• для наклонно направленного и горизонтального бурения;
• для отбора керна;
• для ремонта скважин;
• с разделенным потоком;
• турбовинтовые.
По принципу действия ВЗД являются объемной (гидростатической) машиной, многозаходные рабочие органы которой представляют собой планетарно-роторный механизм с внутренним косозубым зацеплением.
ОАО НПО «Буровая техника» и Пермским филиалом ВНИИБТ1 разработаны высокоэффективные винтовые забойные двигатели общего назначения типов Д и ДС с высокими энергетическими и эксплуатационными параметрами и повышенной надежности.
Выпускаемые в России ВЗД общего назначения выполняются по единой схеме, имеющей неподвижный статор и вращающийся ротор, соединяемые со шпинделем; диапазон диаметров корпуса — от 127 до 240 мм; предназначены для привода долот шарошечных и безопорных, бурголовок, фрезеров и райберов диаметром от 139,7 до 295,3 мм с обеспечением минимального технологически требуемого зазора между корпусом двигателя и стенками скважины в конкретных горно-геологических условиях разрезов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.
Эксплуатируются ВЗД с использованием воды и буровых растворов плотностью от I ООО кг/м3 и менее до 2 ООО кг/м3, включая аэрированные растворы и пены (при бурении и капитальном ремонте скважин), с содержанием песка не более 1 % по массе и максимальным размером частиц не более 1 мм, при забойной температуре не выше 100 °С.
Двигатели общего назначения для бурения выпускаются типов Д, ДО, ДІ, Д2, ДЗ, Д4 и Д5.
Односекционные ВЗД типа Д. Они включают в себя двигательную и шпиндельную секции и переливной клапан, корпусы которых соединяются между собой с помощью конической резьбы (рис.
8.3) . Рабочими органами двигательной секции являются многоза- ходные винтовые ротор и статор. Внутри стального статора при — вулканизирована резиновая обкладка с винтовыми зубьями левого направления. На наружной поверхности стального ротора нарезаны зубья того же направления. Число зубьев ротора на единицу меньше числа зубьев статора, а отношение шагов винтовых линий пропорционально числу зубьев. Узел соединения ротора и выходного вала шпинделя, который может быть выполнен в виде двухшарнирного карданного соединения или гибкого вала, предназначен для преобразования планетарного движения ротора во вращение вала шпинделя и передачи осевой гидравлической силы с ротора на подшипник шпинделя.
Шпиндельная секция ВЗД различных типоразмеров имеет отличительные особенности и в общем виде включает в себя корпус, выходной вал, осевую опору — многорядный упорно-радиальный подшипник качения и радиальные резинометаллические опоры. На нижнем конце выходного вала установлен наддолот — ный переводник для соединения вала с долотом.
Технические характеристики односекционных ВЗД для бурения скважин при различных расходах воды конструкции ОАО НПО «Буровая техника» приведены в табл. 8.4, конструкции Персмско — го филиала ВНИИБТ — в табл. 8.5.
Рис. 8.3. Односекционный винтовой забойный двигатель типа Д: I, 6 — переводник соединительный; 2 — статор; 3 — ротор; 4 — торсион; 5 шпиндель |
£3 Таблииа 8.4 ОО Технические характеристики односекционных ВЗД для бурения скважин при различных расходах воды конструкции ОАО НПО «Буровая техника»
|
1 Наружный диаметр корпуса, мм |
1 176 |
195 |
195 |
195 |
195 |
195 |
240 1 |
240 I |
Длина, мм: общая |
5 325 |
5 960 |
6 000 |
6 400 |
6 600 |
6 870 |
6 930 |
7280 |
в том числе от торна наддолотного переводника до середины искривленного переводника |
1 565 |
2 890 |
2215 |
2 890 |
2 890 |
3040 |
2975 |
3 160 |
Масса, кг |
750 |
1 020 |
1 080 |
1 190 |
1 100 |
1 300 |
1 660 |
1 860 |
Присоединительная резьба по ГОСТ 28487: к трубам |
3-147 |
3-147 |
3-147 |
3-171 |
3-147 |
3-171 |
3-171 |
3-171 |
к долоту |
3-117 |
3-117 |
3-117 |
3-117 |
3-117 |
3-117 |
3-152 |
3-152 |
Диаметры применяемых долот, мм |
216 |
216…245 |
216-245 |
216…245 |
2І6…245 |
216-245 |
270-295 |
270…295 |
Расход воды, л/с |
25…35 |
24…30 |
24…30 |
25…35 |
25…35 |
24-32 |
24…35 |
|
Частота вращения вала, об/мин: |
90… 120 |
90… 115 |
80…110 |
120… 160 |
80… 190 |
80… НЮ |
70-130 |
70…130 |
Перепад давления на ВЗД, МПа |
7,4…9,8 |
5,2-7,0 |
9,5… 11,0 |
8,0-10,5 |
10,5-14,0 |
9,5-11,0 |
10,0-14,0 |
10,0-14,0 |
Момент силы на валу, кН ■ м: |
7,4-9,8 |
5,2 …7,0 |
9,5…11,0 |
8,0…10,5 |
10,5-14,0 |
9,5-11,0 |
10,0-14,0 |
10,0… 14,0 |
го чО |
оо
о
Показатели |
ДГ-176 |
Д2-195** |
Д5-І95* |
Д4-195 |
ДЗ-195 |
ДГ-195 |
Д1-240 |
Д0-240 |
Максимальный угол перекоса, ° |
3,0 |
1,5 (3,0) |
1,0 (3,0) |
1,5 |
1,0 |
2,0 |
1,0 |
3,0 |
Примечание. Сечение рабочих органов двигателей с заходностью 6:7, 7:8 и 9:10. |
* Двигатели могут быть изготовлены с искривленным переводником с регулируемым углом перекоса.
** Возможно изготовление специального варианта двигателя — отклонителя с увеличенным углом перекоса.
Табл и ца 8.5
Технические характеристики односекционных ВЗД для бурения скважин при различных расходах воды конструкции
Пермского филиала ВНИИБТ
Показатели |
Д1-145 |
Д5-172** |
Д5-172М |
ДП-172 |
ДГ-176М |
ДР-І76М |
ДГЭ-176 |
ДВ-176 |
Наружный диаметр корпуса, мм |
145 |
172 |
176/195 |
|||||
Длина двигателя (без клапана), мм* |
4650 |
5 630/ 6 060 |
5 830/ 6 260 |
3 870 |
5315 |
5 330 |
6440 |
5 835 |
Масса, кг |
418 |
610 |
770 |
455 |
750 |
780 |
910 |
754 |
Диаметры применяемых долот, мм |
165,1… 190,5 |
190,5…215,9 |
215,9 |
|||||
П р исоеди н ител ьная резьба по ГОСТ 28487: к трубам к долоту |
3-117 3-88 |
3-147 3-117 |
3-147 3-117 |
Длина шпинделя до ис — кришіения, мм |
2 250 |
2 600 |
2 600 |
1 720 |
1515 1705 |
— |
|
Углы искриапения между секциями, ° |
0,0… 1,5 |
0… 1(3) |
0…3 |
0,0…2,5 |
— |
— |
|
Длина активной части статора, мм |
1 800 |
1 800 |
2 400 |
1460 |
2400 |
3000 |
2 400 |
Заходность рабочих органов, ***, мм |
7/8 |
9/10 |
6/7 |
9/10 |
6/7 |
||
Расход рабочей жидкости, л/с |
15… 20 |
25.,.35 |
25…35 |
||||
Частота вращения выходного вала на холостом ходу, об/мин: |
150… 240 |
108…150 |
180… 270 |
108… 150 |
210…300 |
||
Частота вращения выходного вала в режиме максимальной мощности, об/мин |
120…180 |
90… 115 |
120…210 |
90… 120 |
150…240 |
||
Момент силы на выходном валу валу в режиме максимальной мощности, кН ■ м |
3,0…4,0 |
5,2…7,0 |
7,0…9,0 |
4,0…5,5 |
7,0…9,0 |
9,0…12,0 |
5,5…7,0 |
Перепад давления в режиме максимальной мощности, МПа |
7,0…9,0 |
5,0… 7,0 |
6,0…9,0 |
7,0…9,5 |
6,0…9,0 |
8,0…11,0 |
8,0-12,0 |
Ю ОС |
Показатели |
Д1-145 |
Д5-172** |
Д5-172М |
ДП-172 |
ДГ-176М ДР-176М |
ДГЗ-176 |
ДВ-176 |
Мощность максимальная, кВт |
35…75 |
о! ос 1 о |
65…110 |
1_/1 О м о |
О ОС © |
65…110 |
50… 120 |
Максимальный эффективный КПД, % |
45 |
40 |
45 |
50 |
45 |
50 |
|
Допустимая осевая нагрузка, кН |
150 |
200 |
200 |
Показатели |
Д2-195** |
Д5-195 |
ДГ-195 |
Д4-195 |
Д4-195М |
ДЗ-195 |
ДВ-195 |
Д1-240 |
Д0-240 |
Наружный диаметр корпуса, мм |
195 |
195 |
240 |
||||||
Длина двигателя (без клапана), мм* |
5 330/ 5 620 |
6 000/ 6 375 |
6870 |
6 000/ 6 375 |
6 840/7 215 |
6 375 |
6 985 |
7 280 |
|
Масса, кг |
890 |
1 030/1 080 |
1 330 |
1 030/1 080 |
1 030/108 |
1 060/117 |
1 135/ 1 180 |
1660 |
1 860 |
Диаметры применяемых долот, мм |
215,9…244,5 |
215,9.„244,5 |
269,9…295,3 |
Присоединительная резьба по ГОСТ 28487: к трубам к долоту |
3-171 |
3-147 |
3-147 |
3-171 |
3-171 |
||||
3-117 |
3-117 |
3-152 |
|||||||
Длина шпинделя до искривления, мм |
2 750 |
2 890 |
3 040 |
2 750 |
2 890 |
2 975 |
3 160 |
||
Углы искривления между секциями, ° |
0…1(2) |
0…2 |
0,0… 1,5 |
ОД..1,5 |
0…1 |
1…3 |
|||
Длина активной части статора, мм |
1 800 |
2 400 |
3000 |
2 400 |
3000 |
||||
Заходносчъ рабочих органов, 4/^т ***. мм |
9/10 |
7/8 |
7/8 |
9/10 |
6/7 |
7/8 |
|||
Расход рабочей жидкости, л/с |
25 …35 |
25 …35 |
30… 50 |
Показатели |
Д2-І95** |
Д5-І95 ДГ-195 |
Д4-І95 |
Д4-І95М |
ДЗ-195 |
ДВ-195 |
Д1-240 Д0-240 |
Частота вращения выходного вала на холостом ходу, об/мин |
О ОО О |
140… 190 |
140..Л90 |
110… 150 |
210… 300 |
90… 150 |
|
Частота вращения выходного вала в режиме максимальной мощности, об/мин |
90…115 |
90… 120 |
110… 145 |
НО… 140 |
90… 120 |
150… 240 |
70… 130 |
Момент силы на выходном валу и режиме максимальной мощности, кН м |
5,2…7,0 |
7,0…9,0 |
6,0…8,0 |
8,0… 10,0 |
9,0… 11,0 |
5.5 …7,0 |
10,0… 14,0 |
Перепад даштения в режиме максимальной мощности, МПа |
5,0… 7,0 |
6,0…9,0 |
7,0…9,0 |
9,0… 12,0 |
8,0… 11,0 |
ОО о о |
6,0… 8,0 |
Мощность максимальная, кВт |
50… 80 |
65…110 |
70… 120 |
90… 150 |
85… 150 |
85… 175 |
75 …190 |
Максимальный эффективный КПД, % |
40 |
45 |
45 |
50 |
45 |
||
Допустимая осевая нагрузка, кН |
250 |
250 |
350 |
* Длина двигателя зависит от применяемого шпинделя. ** Характеристики двигателей Д5-І72 и Д2-195 приведены для сравнения. *** — число заходов ротора; Д., — число заходов статора. |
Секционные винтовые забойные гидравлические двигатели. Они
предназначены для бурения вертикальных (типа ДС) и наклонно направленных (типа ДГ) скважин различного назначения с использованием буровых растворов при температуре не выше 100 °С.
Поскольку энергетическая характеристика односекционного ВЗД ухудшается по мере износа рабочих винтовых пар и при зазоре в них более 1,0 мм, применение такого двигателя становится практически нецелесообразным. Поэтому секционирование рабочих органов, в том числе повторным использованием отработанных винтовых пар, является одним из наиболее перспективных направлений повышения долговечности винтовых пар — межремонтного периода работы ВЗД в целом. Последнее обстоятельство обусловливается тем, что при таком конструктивном решении снижаются удельные нагрузки в рабочей паре, а требуемый момент силы на выходном валу обеспечивается при сниженном расходе бурового раствора, вследствие чего уменьшается износ рабочих пар. Благодаря этому расширяется область эффективного применения ВЗД в районах с осложненными условиями бурения с промывкой буровыми растворами на водной основе различных типов — от облегченных до утяжеленных.
Секционный забойный двигатель типа ДС-195 собирается в промысловых условиях из двух или трех двигательных секций,
Рис. 8.4. Двигательная секция двухсекционного двигателя типа Д1-195 с соединением роторов при помощи шарнира: / — клапан; 2— переводник соединительный; 3 — втулка распорная; 4 — статор, 5 — ротор; 6 — муфта; 7, 9, 10 — переводники; 8 — шарнир; // — вал |
состоящих из пинтовых пар серийных двигателей типа Д1-195 (рис.
8.4) и одной шпиндельной секции с шаровой или резинометаллической опорой. Они выпускаются с наружным диаметром 195 мм и применяются при бурении скважин в конкретных горно-геоло- гических условиях разрезов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.
Для секционирования рабочих органов двигателя разработаны различные варианты сочленения роторов и статоров и приспособления для осуществления их сборки. Конструктивное исполнение секционных двигателей может быть следующим:
. сборка с ориентированием рабочих органов по винтовой линии с жестким соединением статоров и роторов с помощью переводника;
* сборка без ориентирования рабочих органов с жестким соединением статоров и соединением роторов с помощью шарнира или гибкого вала.
Сочленение на конусах может быть надежным при выполнении обязательного условия установки сверху винтовой пары с меньшим зазором, т. е. верхняя секция должна быть ведущей. В противном случае возможен подъем верхней секции ротора, рассоединение конусов и, как следствие, нарушение сочленения.
Для соединения ротора двигательной секции с валом шпиндельной секции может применяться карданный или гибкий вал.
Секционный двигатель позволяет работать при перепадах давления в насадках используемых долот до 8… 10 МПа.
При спуске ВЗД в скважину за 10… 15 м от забоя следует включить буровой насос и промыть призабойную зону скважины при работающем двигателе. Незапуск двигателя фиксируется по резкому подъему давления на выкиде насосов. В этом случае следует запускать двигатель с вращением бурильной колонны ротором при одновременном прокачивании жидкости. Запуск двигателя ударами о забой не допускается. Во избежание левого вращения инструмента под действием реактивного момента двигателя ведущую трубу фиксируют от проворачивания в роторе с помощью клиньев.
По своим энергетическим характеристикам винтовые двигатели позволяют создавать на долоте высокие осевые нагрузки (двигатель типа Д-195 — до 250…300 кН; двигатель типа Д-85 — до 30 кН), однако приработку нового долота в течение 10… 15 1^ин необходимо вести при пониженных осевых нагрузках.
При выборе типа долота предпочтение следует отдавать низкооборотным долотам с маслонаполненной опорой, а также гидромониторным долотам, так как сниженный по сравнению с турбобурами перепад давления в винтовом двигателе создает резерв мощности на выкиде насосов. Тип вооружения долота выбирают в соответствии с твердостью и абразивностью проходимых пород.
При выборе рациональных параметров режима бурения винтовым забойным двигателем необходимо учитывать особенности его характеристик: пропорциональность частоты вращения расходу бурового раствора; сравнительно «жесткую» скоростную характеристику под нагрузкой (в зоне устойчивой работы двигателя от режима холостого хода до режима максимальной мощности частота вращения падает на 15… 20%); линейную зависимость перепада давления на двигателе от момента на долоте.
При бурении винтовым забойным двигателем буровой инструмент необходимо подавать плавно, без рывков. Периодически инструмент следует проворачивать. Расход промывочной жидкости при бурении винтовым забойным двигателем нужно выбирать исходя из условий необходимой очистки забоя. По мере износа рабочей пары двигателя для сохранения его рабочей характеристики целесообразно увеличивать расход промывочной жидкости на
20.. .25% от начальной величины.
Для предотвращения зашламления двигателя ^теред наращиванием инструмента или перед подъемом его дЛя замены долота необходимо промыть скважину в призабойной зоне, затем приподнять инструмент над забоем на 10… 12 м и только после этого остановить насосы и открыть пусковую задвижку.
В процессе эксплуатации винтовых двигателей необходимо периодически проверять их пригодность к работе. Двигатель отправляют на ремонт при значительном снижении его приемистости к осевым нагрузкам, увеличении сверх допустимого осевого люфта шпинделя, а также при затрудненном запуске или незапуске над устьем скважины или зашламовании двигателя.