ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ
Основные цветные металлы (медь, олово, свинец, цинк, алюминий и др.) в чистом виде в локомобилестроении почти не применяются. Сплавы цветных металлов — бронзы, латуни и баббиты — применяются для арматуры и как антифрикционные сплавы.
Состав и технические условия оловянистых бронз. приведены в ГОСТ 613-41.
В локомобилестроении применяются: 1) Бр. ОЦС 6-6-3 для вкладышей некоторых подшипников, грундбукс и отливок; 2) Бр. ОЦС 3-11-5 для частей арматуры; 3) нестандартная Бр. ОНЦ 10-4-3 для арматуры перегретого пара.
Специальные безоловянистые бронзы берутся по ГОСТ 493-41. В локомобилестроении применяется Бр. АЖ 9-2 как заменитель оловя — нистой бронзы Бр. ОЦС 6-6-3 для отливок.
Медноцинковые сплавы — латуни с небольшими добавками олова, алюминия, никеля, марганца, железа, свинца и др. — характеризуются ГОСТ 1019-47. В локомобилестроении применяются: 1) ЛС 59-1 для контрольных пробок; 2) ЛК 80-3 для крепежных деталей арматуры; 3) ЛКС 80-3-3 для литых подшипников и втулок.
Баббиты — сплавы сурьмы, меди, олова, свинца и других металлов — применяются для заливки вкладышей подшипников и шатуна, хомутов, эксцентриков и др. ввиду своих высоких антифрикционных качеств. В локомобилестроении применяются оловянистые баббиты марок Б-16 и БН по ГОСТ 1320-41.