ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛОКОМОБИЛЕЙ
§ в. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Стационарные локомобильные установки служат для получения силовой и теплосиловой энергии и применяются на небольших предприятиях, в мастерских МТС, в колхозах и на электростанциях небольших городов.
Передвижные локомобили и электростанции также служат для получения механической и электрической энергии и применяются в тех случаях, когда приходится часто менять место работы, например, в сельском хозяйстве, на лесных и торфяных разработках.
Установка стационарных локомобилей производится в соответствии с правилами Технической инспекции Союза ССР „О надзоре за паровыми котлами и машинами-двигателями“. Помещение должно быть устроено в соответствии с разделом V правил инспекции Котлонадзора, обязательных для всех министерств и ведомств[52].
Проект стационарной установки локомобиля в помещении должен быть согласован с местной инспекцией Котлонадзора и местным отделом Управления пожарной охраны МВД.
Передвижные локомобили устанавливают на специально отведенных горизонтальных площадках с плотным грунтом. Над площадкой делают навес для защиты обслуживающего персонала и локомобиля от дождя и солнца. Задние колеса локомобиля закрепляют установочными колодками, при мягком грунте закрепляют также передние колеса.
Правильное положение локомобиля (горизонтальность вала и оси цилиндров машины) проверяют по ватерпасу Коленчатый вал машины локомобиля и вал машины-орудия устанавливают параллельно при помощи шнура, натягиваемого по торцам маховика и шкива.
Обязанности начальника локомобильной установки. Локомобильные установки находятся в ведении главного механика предприятия, однако часто теплосиловая установка выделяется в отдельную хозрасчетную единицу (энергоцех, злекіростанцию и т. п.).
Заведование локомобильной установки должно поручаться работнику, имеющему специальное техническое образование или большой практиче-
ский стаж работы и сдавшему соответствующий государственный технический экзамен в особой квалификационной комиссии.
Начальник стационарной локомобильной установки и ти парка передвижных локомобилей должен:
1) определить обязанности членов бригады, обслуживающей установку, и следить за выполнением этих обязанностей (правила и инструкции по обслуживанию всех элементов установки должны быть вывешены в помещении локомобильной установки на видном месте);
2) содержать котел, паровую машину и вспомогательные устройства в исправном состоянии, обеспечивать своевременное проведение текущего и капитального ремонта оборудования и помещения локомобильной установки, а также следить за чистотой помещения;
3) обеспечить повседневное выполнение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий, проверять состояние всех ограждающих устройств и противопожарного оборудования; при установке передвижного локомобиля в полевых условиях (полевой стан, молотильный ток и т. д.) необходимо учитывать направление ветра и строго выдерживать минимальное расстояние (100 м) от помещений, скирд хлеба и соломы (правила противопожарной безопасности должны быть вывешены):
4) организовывать систематическое повышение квалификации обслуживающего персонала и внедрять передовые стахановские методы обслуживания и ремонта установки, а также социалистическое соревнование, направленное на повышение производительности труда, экономию топлива повышение полезной отдачи установки и снижение себестоимости обслуживания, вводить хозрасчет для отдельных бригад и смен;
5) следить за выполнением требований санитарной техники (хорошая вентиляция и освещение рабочих и вспомогательных помещений, наличие душа, умывальников и т. п.).
Обслуживание локомобиля. Администрация предприятия может допустить к управлению и обслуживанию локомобилей машинистов и ко — чегаров^ обоего пола не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, грамотных, имеющих удостоверения о сдаче государственного технического экзамена по программе, согласованной с инспекцией Котлонадзора, и прошедших практический стаж в качестве помощников машиниста или помощников кочегара по указанию экзаменационной комиссии. Участие представителя Котлонадзора в экзаменационной комиссии является обязательным.
Администрация предприятия обязана не реже раза в год производить повторную проверку знаний машинистов и кочегаров.
Запрещается привлечение женщин в качестве кочегаров при ручной загрузке топлива, а также в качестве шуровщиков и котлочистов.
Во время работы локомобиля машинист и кочегар обязаны заниматься только обслуживанием его и не имеют права отвлекаться от своих прямых обязанностей посторонними работами.
Машинист и кочегар при физических недомоганиях не допускаются к управлению локомобилями
Машинист и кочегар не имеют права отлучаться от локомобиля даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга. При кратко
временной отлучке кочегара машинист полностью принимает на себя наблюдение за паровым котлом. Длительные отлучки от локомобиля как машиниста, так и кочегара не разрешаются.
Машинист и кочегар привлекаются к судебной ответственности за повреждения локомобиля и за несчастные случаи, происшедшие по их вине.
Администрация должна вручить под расписку машинисту и кочегару по одному экземпляру правил по уходу за локомобилем и правил противопожарной безопасности, предупредив, что за несоблюдение правил они будут привлекаться к ответственности вплоть до предания суду.
Машинист и кочегар могут приступить к работе лишь после точного усвоения своих обязанностей, изложенных в правилах.
При непрерывной работе установки — на каждый локомобиль назначается несколько сменных бригад, состоящих из машиниста и кочегара на каждую смену. Все машинисты и кочегары локомобиля образуют бригаду, ответственную за свой локомобиль, а один из машинистов назначается старшим машинистом, которому подчиняются сменные машинисты.
Обслуживающий персонал обязан вести эксплуатационный журнал локомобиля, в который систематически заносятся сведения о среднем давлении в котле, фактической нагрузке, числе оборотов и общем режиме работы. В журнал вносят также все замечания о неисправностях, исправлениях, ремонтах, осмотрах, вынужденных простоях и т. д.
Обязанности машиниста. Машинист является начальником смены и несет полную ответственность за управлением локомобилем и за его работу. Он руководит и наблюдает за работой кочегара.
Машинист обязан так обслуживать локомобиль и в основном его машину и вспомогательные устройства, чтобы отпускаемая энергия получалась при минимальном расходе топлива и чтобы детали котла и машины работали с наименьшим износом при минимальном расходе смазки и других вспомогательных материалов.
Машинист должен самостоятельно определить недочеты в сборке, а также и неисправности в работе локомобиля и выполнять его текущий ремонт. Лишь в случаях, требующих внеочередной остановки локомобиля, и при невозможности произвести ремонт своими силами он обязан обратиться к начальнику установки.
Обязанности кочегара. Кочегар должен под постоянным руководством машиниста бесперебойно обеспечивать паром работу паровой машины при минимальном расходе топлива. Кочегар обязан под руководством машиниста следить за состоянием котла, выполняя текущий ремонт арматуры котла.