КОЛЕНЧАТЫЙ вал
Коленчашй вал является одной из ответственных деталей паровой машины, и поэтому необходимо обращать особое внимание на выбор материала и изготовление валов.
Углеродистые стали марок Ст. 4, Ст. 5, 35, 40 и 45 представляют собой наиболее часто применяемый материал для коленчатых валов паровых машин. В быстроходных паровых машинах помимо углеродистых сталей применяются слаболегированные и легированные стали.
Стальные коленчатые валы изготовляются посредством ковки или штамповки с последующей механической обработкой. Шейки вала и их галтели должны иметь гладкую полированную поверхность. Щеки колен должны иметь чисто обработанную поверхность. Края пазов, канавок и сверлений должны быть закруглены и зачищены.
Число колен вала и их взаимное расположение устанавливается в зависимости от типа и назначения машины.
Для передвижных локомобилей и для теплофикационных локомобилей с концевым отбором пара применяются одноколенчатые валы.
29 Гарькуша и Юшина 649
Примером одноколенного вала может служить вал локомобиля марки П-25 (фиг. 187). В локомобилях типа СК и СТК применяются двухколенчатые валы с коленами под углом 180°. В локомобилях старых конструкций встречаются двухколенчатые валы с углом между коленами 90°. В вертикальных быстроходных машинах применяются одно-и многоколенчатые валы. Угол между коленами при этом устанавливается в зависимости от количества колен и назначения машины. Большей частью между двумя коренными подшипниками располагается одно колено. Значительно реже применяются кривошипные валы.
Расчет коленчатого вала обычно проводится в следующем порядке:
1) на основе проверенных практикой соотношений определяют размеры шеек и щек;
2) выбранные размеры шеек проверяются по допустимым величинам удельных давлений и на нагрев;
3) составляется эскиз вала;
4) производится поверочный расчет вала с определением напряжений, возникающих в нем.
Для определения основных размеров вала можно пользоваться следующими соотношениями:
1) для диаметра шейки колена (кривошипа)
d ~ (0,45-4-0,7)D, (484)
где D — диаметр цилиндра машины;
2) для длины шейки колена (кривошипа)
I = (0,7 ч — 1,1) d (485)
3) для диаметра коренной шейки вала
d1 = (0,9 -5-1,15) d (486)
4) для длины коренной шейки вала
/,=(1-*-2К; (487)
5) для толщины щеки (размер в направлении оси вала)
Ь = (0,4 -г — 0,55) d
6) для ширины щеки
h = (1,5-4-l,7)d. (489)
Проверка выбранных размеров шеек по величине удельного давления k, которое находится по максимальному давлению на шейку Ятах по формулам:
1) для шейки колена (кривошипа)
k = кг/см2; (490)
2) для коренной шейки вала
р’
k = кг/см (491)
“1 ‘‘І
где размеры шеек берутся в си.
Допустимые величины удельных давлений имеют следующие пределы:
1) для шейки колена (кривошипа): машины локомобилей k < 100 кг/см2, быстроходные машины /г < 200 кг’си2;
2) для коренной шейки вала: машины локомобилей k 35 кг/см2, быстроходные машины А ■< 150 кг/см2.
Проверка шеек на нагрев производится по условной удельной работе трения, определяемой по средней за цикл величине силы Рср> действующей на шейку
Для этой цели применяются следующие формулы:
&ср * — |
кгм см[38]сек; |
1) для шейки колена (кривошипа)
где kcp — среднее за цикл удельное давление на шейку в кг/см2′,
v — скорость точек поверхности шеек по отношению к подшипнику В MjceK’,
п — число оборотов коренного вала в минуту.
Опыт эксплуатации паровых машин дает следующие допустимые величины условной удельной работы трения:
1) для шеек колена (кривошипа):
машины локомобилей kcp • v •< 150 кгм/см2сек, быстроходные машины kcp-v*C 250 кгм(см2сек;
2) для коренных шеек вала:
машины локомобилей <; 100 кгм! см2сек,
быстроходные машины *<.р-‘П<;250 кгм/см2сек.
кгм/см2сек, |
При кольцевой смазке коренных подшипников kcpv не должно превосходить 30 кгм! см2сек. При циркуляционной смазке, если она
обеспечивает в подшипнике режим жидкостного трения, величина kcp-v не ограничена.
При изменении угла поворота вала изменяются усилия и крутящие моменты, действующие на коленчатый вал. При расчете вала в нескольких наиболее невыгодных для прочности вала положениях находят нормальные и касательные напряжения в опасных сечениях вала и определяют запас прочности по третьей теории прочности, используя следующее соотношение:
(494)
где Rui — допускаемое нормальное напряжение, принимаемое по третьему случаю действия нагрузки, в кгсма; а — нормальное напряжение в кг)см2; z — касательное напряжение в кг/см2.
Для углеродистой стали марок 40 и Ст. 5 повыш. в зависимости от способа изготовления вала,’ его размеров и формы принимают допускаемые напряжения:
1) для шатунных шеек и щек Rn = 600-ь-800 кг/см2;
2) для коренных шеек = 400 д-600 кгісма.
Суммарные номинальные напряжения, полученные при проверочном расчете основных сечений коленчатого вала, не должны превосходить 800 —1000 кг/см2 для углеродистой стали и 1000—1200 кг/см2 для легированной стали.
Методика расчета одноколенчатого вала приводится ниже на примере расчета коленчатого вала локомобиля П-25.
Приводим поверочный расчет коленчатого вала локомобиля П-25 с определением напряжений в шейках и щеках по следующим исходным данным:
1) эффективная мощность при номинальной нагрузке Ые = 2Ъл. с.;
2) число оборотов вала п = 300 в минуту;
3) диаметр маховика DM = 800 мм;
4) вес маховика GM = 280 кг;
5) диаметр цилиндра D — 140 мм;
6) диаметр штока йш — 28 мм;
7) давление пара перед машиной р = 13 кг/сж2;
8) диаметр шейки колена (кривошипа) d — 0,536 D = 75 мм;
9) длина шейки колена / = l,04d = 78 мм;
10) диаметр коренной шейки вала = 0,923d = 70 мм;
11) длина коренной шейки вала 1г = l,86dj = 130 мм;
12) толщина щеки b = 0,8d = 60 мм;
13) ширина щеки h = 1,33d = 100 мм.
Остальные размеры вала приведены на фиг. 187.
При расчете вал рассматриваем как балку, свободно лежащую на двух опорах и нагруженную: 1) в горизонтальной плоскости силой давления пара, действующего вдоль оси парового цилиндра через шатун, и усилием натяжения ремня; 2) в вертикальной плоскости — весом маховика. Кроме того, вал нагружен крутящим моментом.
В процессе работы вал рассматривается в нескольких характ положениях, при которых определяются соответствующие усилия пряжения в сечениях /, II и III (фиг. 187), а также в щеках вала.
Рассмотрим последовательно несколько положений вала.
Положение I. Поршень находится в крайнем положении со стороны крышки. На фиг. 188 показана схема нагрузки вала.
Определим усилия и моменты, действующие на вал в горизонтальной плоскости:
1) сила давления пара на поршень (передаваемая на колено вала) по формуле (417) равна
2) величина крутящего момента находится по следующему уравнению:
А,
Mh = 71 620 кгсм (495) и тогда
Мк = 71 620 ^ 5970 кгсм;
4) натяжение ремня принимаем равным трехкратному окружному усилию, т. е.
Qnp = 37/ = 3-150 = 450 кг;
5) реакцию опоры I (левый подшипник) в горизонтальной плоскости (силу Л’) находим по уравнению моментов относительно сечения III, которое на основании чертежа (фиг. 188) может быть написано следующим образом:
450-76,5 + А’-54 + 2000-27 = 0,
6) реакцию опоры III (правый подшипник), силу В’, получаем по уравнению проекций сил на горизонтальную плоскость:
450 — 1638 + 2000 + В’ = 0,
откуда
В’ = 1638 — 450 — 2000 = — 812 кг;
526 кг см2. |
7) изгибающий момент в сечении / равен
450-22,5 = 10125 кгсм;
8) изгибающий момент в сечении II составляет
М’п = 450-49,5— 1638-27 = — 21 951 кгсм.
Найдем усилия и моменты, действующие на вал в вертикальной плоскости:
1) усилие в вертикальной плоскости равно весу маховика, т. е.
Ом = 280 кг;
2) реакцию опоры / от вертикальной нагрузки (сила А") получим из уравнения моментов относительно сечения ///:
3) реакцию опоры II (силу В") находим по уравнению проекций
280 + 400 + £"= 0,
В" = — 120 кг;
4) изгибающий момент в сечении / равен
М" = — 280- 22,5 = — 6300 кгсм;
5) изгибающий момент в сечении II составляет
— 280-49,5 +400-27 =—3060 кгсм.
Определив изгибающие моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, просуммируем их геометрически:
Мв I = м’в I + м"в I = V 10125а + ( — 6300)2~ = 11 925 кгсм;
Мв „ = М’в и + МІ п = V(— 21951 )а + (— 3060)2 = 22 163 кгсм.
Беря значения модуля сопротивления по формуле (454), определяем напряжения от изгиба по уравнению (419):
348 кг! см[39]; |
1) для сечения / (d = 7 см)
Крутящий момент в сечении II (шейка колена) равен Мк п = B"-R= 120-11,5 = 1380 кгсм,
и вызываемое им напряжение находится по следующему уравнению:
Суммарное напряжение в сечении II по третьей теории прочности равно
оц = Уа2п -(- 4т^ = У 52b2 — f — 4- lb2 = 527 кгісм’.
Так как сечение II (шейка колена) представляет собой окружность, так как полярный момент инерции (при кручении) в 2 раза больше экваториального (при изгибе) и так как сечение испытывает только напряжения изгиба и кручения, то определение суммарного напряжения по третьей теории прочности можно проводить по приведенному моменту. Приведенный момент равен корню квадратному из суммы квадратов изгибающего и крутящего моментов, т. е.
Мар п = Ум2вП + М1п = У 221632~+ 1380а = 22 205 кгсм.
Суммарное напряжение определится по формуле (419)
Как видно, оба способа подсчета дают одинаковые результаты. Момент, вызывающий изгиб левой щеки колена (обращенной к маховику), равен
Мв1 = 450-42,3 — 1638-19.8%— 13 400 кгсм.
Момент сопротивления щеки прямоугольного сечения (6=10 см, h = 6 см) найдем по следующему уравнению:
/!■* |
тогда напряжение изгиба определится по формуле (419):
Момент, вызывающий кручение левой щеки колена, равен МК1 = — 280-42,3 + 400-19,8 = —3924 кгсм.
Момент сопротивления Кручению WK! для прямоугольного сечения находим по формуле
WK! = -|/г-62 = I ю-б2 = 80 см9,
тогда напряжение кручения по уравнению (496) составит
МкХ 3924 ,Q і а — ЖТ — ~8(Г — 49 кг1см ■
Суммарное напряжение в левой щеке равно
Oj = у~(0в1 + ad х)2 + 4т? = Y (223 + 20)2 + 4-492 = 262 кг/смг.
Момент, вызывающий изгиб правой щеки колена, составляет Мв2 = 450-56,7— 1638-34,2 + 2000-7,2 = — 16 105 кгсм.
Напряжение изгиба определяется по уравнению (419), причем величина момента сопротивления правой щеки W2 — W1 = 60 смв:
Правая щека сжимается силой В’, поэтому напряжение сжатия в ней равно
14 кг/см9.
Момент, вызывающий кручение правой щеки, составляет
Мк2 = — 280-56,7 + 400-34,2 = — 2196 кгсм.
Напряжение кручения в щеке определится по уравнению (496), учитывая, что WK2 = WK = 80 см9:
Суммарное напряжение в правой щеке равно
а2= Vа(ав 2 + а<г г)8 + 4т2 = У"(269 + 14)2 + Г27^^289 кг/см2.
Положение II. Поршень находится в крайнем положении со стороны вала. На фиг. 189 показана схема нагрузки вала. Определим усилия и моменты, действующие на вал в горизонтальной плоскости:
1) сила давления пара на поршень (передаваемая на колено вала) составляет
Р’ = Bi j (D2 — di) = 13 (И2 — 2,82) 1920 кг
2) реакция опоры / (левый подшипник) в горизонтальной плоскастк (сила А’) находится по уравнению моментов относительно сечения Щ
450-76,5 + Л’54 — 1920-27 = 0,
откуда
А’ = 323 кг;
3) реакция опоры III (правый подшипник) (сила В’) определяется по уравнению проекций сил на горизонтальную плоскость
450 + 323 — 1920 + В’ = 0,
откуда
В’ = 1147 кг;
4) изгибающий момент в сечении / равен
М’в і = 450-22,5 = 10 125 кгсм;
5) изгибающий момент в сечении II составляет
Мв и = 450-49,5 +
+ 323-27 ^31 000 кгсм.
Так как в вертикальной плоскости действует опять только сила веса маховика, то все моменты и силы реакций имеют те же значения, что и в положении первом:
і = — 280 • 22,5 = — 6300 кгсм;
МІ н -=- — 280-49,5 + 400- 27 = — 3060 кгсм.
Найденные значения изгибающих моментов просуммируем геометрически и получим величины полных моментов в сечениях I и //:
Жі = Ж+Жі = 1^10 1252 + ( — 6300)2 = 11 925 кгсм ;
~Мв и = Мв и + Ж и = У 31 0002 + ( — 3060)2 = 31 150 кгсм.
Напряжения изгиба в сечениях I к II определятся по уравнению (419), причем значения модуля сопротивления остаются теми же, что и в положении первом:
1) для сечения / (rfj= 7 см)
Крутящий момент и напряжение кручения в сечении П имеют те же значения, что и в положении первом.
Суммарное напряжение в сечении // составляет
ой = Оц п + 4ti2i = ]/У382 + 4-1ь2 = 739 кг/см2
Момент, вызывающий изгиб левой щеки колена, равен Мв1 = 450-42,3+ 323-19,8 =- 25 430 кгсм.
Момент, вызывающий кручение левой щеки, и напряжение кручения имеют те же значения, что и в положении первом, т. е.
Мк і =—3924 кгсм и Tj = 49 kzJcm2.
Суммарное напряжение в левой щеке составляет = уГ(=!а х f ad j)2 + 4т? = У(424 + 13)2 + 4-492 = 448 кг/см2. Момент, вызывающий изгиб правой щеки колена, равен Мв2 = 450-56,7 + 323-34,2— 1920-7,2 = 22 738 кгсм.
Напряжение изгиба определится по уравнению (419) (момент сопротивления щеки W2 — = 60 см3):
22 738 , ,
— 379 кг/см2.
Правая щека сжимается силой В’, поэтому напряжение сжатия в ней равно
= 19 кг/см2.
Напряжение кручения, как и в положении первом, остается равным
т2 = 27,5 кгJcm2.
Суммарное напряжение в правой щеке равно
‘= — Y(‘и 2 + ‘сії? + 4’-2 = ‘(379 + 19)2 + 4-27Ж” = 402 кгсм2.
Положение Ш. Вал устанавливается в положение, соответствующее максимальному крутящему моменту.
Используя предположительные индикаторные диаграммы (см. фиг. 163) обеих полостей машины (при номинальной нагрузке) для определения по формуле (338) усилия Р на поршень при различных его положениях, можно подсчитать по формуле (341) значения тангенциального усилия Т для различных положений кривошипа. Исследование показывает, что максимальное значение силы Т для машины локомобиля П-25 при номинальной нагрузке получается, когда кривошип повернут, примерно, на угол ср = 60°.
Значение угла ср = 60° мы поэтому и примем за угол поворота кривошипа при максимальном крутящем моменте.
Чтобы определить максимальную величину момента, проведем предварительные расчеты. Схема кривошипно-шатунного механизма при ср = 60° приведена на фиг. 190.
Величину угла наклона шатуна S найдем из равенства
R sin о = L sin б,
откуда
sin б = — Sin С5 =-
= Х sin 60° = 0,182-0,866 = 0,158. Фиг. 190. Схема кривошипно-шатунного механизма при максимальном Это соответствует 0 = 9°05′ и крутящем моменте,
cos б = 0,987.
Теперь по формуле (341) подсчитаем значение тангенциальной силы Т. Для большей надежности расчета примем, что сила давления пара на поршень имеет максимальное значение Р = 2000 кг. Тогда величина тангенциальной силы составит
Нормальная сила К направлена вдоль колена (кривошипа), и ее величина может быть найдена по формуле (342):
Для определения напряжений в отдельных элементах вала все усилия разложим на два направления (фиг. 190):
1) параллельное плоскости хх, проходящей через геометрическую ось вала нормально колену (кривошипу) вала;
2) параллельное плоскости уу, проведенной через геометрическую ось вала и ось колена (кривошипа).
Схема для расчета вала при максимальном крутящем моменте приведена на фиг. 191.
Рассмотрим усилия и моменты, действующие на вал в плоскости хх:
1) составляющее усилия, передаваемого шатуном, равно
Т = 1893 кг;
2) составляющая силы натяжения ременной передачи равна
Qx = Qnp sin <р = 450 sin 60° = 450 • 0,866 = 390 кг;
3) составляющая силы веса маховика будет
Gx = G„coscp = 280 cos 60° = 280-0,5 = 140 кг;
4) реакция опоры / (сила Ах ) определяется из уравнения моментов относительно сечения III:
(390 — 140) 76,5 + Л,.54 + 1893- 27 = 0,
= — 1301 кг;
5) реакция опоры ///(силаВх) определяется из уравнения проекций сил на плоскость хх:
390 — 140— 1301 + 1893 +
Л~ВХ = о,
откуда
Вх = 1301 + 140 — 390 — 1893 = = — 842 кг;
6) изгибающий момент в сечении / составит
Mai = (390 — 140)22,5 = 5625 кгсм;
7) изгибающий момент в сечении II равен
ТИвп = (390 — 140) 49,5 — 1301-27 = — 22 752 кгсм.
Рассмотрим усилия и моменты, действующие на вал в плоскости уу: 1) составляющее усилия, передаваемого шатуном, равно
К = 724 кг;
2) составляющая силы натяжения ременной передачи
Qy — Qnp cos а = 450 cos 60° = 450-0,5 = 225 кг;
3) составляющая силы веса маховика
Gy = GM sin ср = 280 sin 60° = 280-0,866 = 243 кг;
4) реакция опоры I {Ау) определяется из уравнения моментов относительно сечения III:
(225 + 243) 76,5 + А • 54 — 724- 27 = 0,
Лу = (g++j43) 76,5 + 724-27 ^ ^ ^
23 195 0,1 • 7,5 * |
5) реакция опоры III (сила В ) определяется из уравнения прое сил на плоскость уу:
— 225 — 243 1025 — 724 + В =0,
откуда
Ву = 225 + 243 — 1025 + 724 = 167 кг;
6) изгибающий момент в сечении / составляет
МІ і = — (225 + 243)22,5 = — 10 530 кгсм;
7) изгибающий момент в сечении II равен
Ml и = — (225 + 243) 49,5 + 1025-27 = 4509 кгсм.
Геометрическая сумма моментов, действующих в плоскостях хх уу, дает полную величину момента в данном сечении:
1) момент в сечении I
Mei = Mli +Mh= 56252”+Т—10536У2 = 11 938 кгсм-,
2) момент в сечении II
— 348 кг’см[40] |
Мв „ =М1 и + Мій =- 1 У — 22 752)2 +45092 = 23 195 кгсм.
Крутящие моменты для сечений / и II равны
Мк і — TR — 1893 • 11,5 = 21 770 кгсм; Мк н = BXR = 842-11,5 = 9683 кгсм.
115 кг)см2. |
Напряжения кручения в сечениях I и II равны
Суммарные напряжения в сечениях / и // по третьей теории прочности равны
Оі = — уґat! + 4Т!2 = ]/ 3482 + 4ДЗІ72′ = 723 кг/слг
И
оп = ]/~и + 4% = } 5502 + 4-1152 = 596 кг/’см2.
Момент, вызывающий изгиб левой щеки, равен
Мв1 = —(225 -}-243)42,3+ 1025-19,8^500 кгсм. Напряжение от изгиба определится по уравнению (419):
Момент, вызывающий кручение левой щеки, равен
Мк1 = (390— 140)42,3- 1301-19,8 = — 15 185 кгсм.
Напряжение от кручения определится по уравнению (496):
Суммарное напряжение в левой щеке равно
3j — |/ Зц і + 4т( = "]/"8,32 +4-190г= 380 кг/см2.
Момент, вызывающий изгиб правой щеки колена, составляет Жв2= — (225 + 243)56,7+ 1025-34,2 — 724-7,2= 3307 кгсм,
а получаемое при этом напряжение равно
Момент, вызывающий кручение правой щеки колена, равен 714*2= (390— 140)56,7— 1301-34,2 + 1893-7,2^ 16690 кгсм.
‘С* = |
Напряжение кручения находим по формуле (496):
Суммарное напряжение в правой щеке по третьей теории прочности равно
о2 = j/~о* 2 + 4т2 = V55г + 4-2о92 = 422 кг/см2. |
Все результаты подсчетов сведены в табл. 39 и показывают, что напряжения в коленчатом вале локомобиля П-25 не велики и вполне обеспечивают прочность вала.
Получив из расчета вала значения давлений на подшипники, можно произвести проверку шейки колена и коренных шеек по величинам удельного давления по формулам (490) и (491) и условной удельной работы трения по формулам (492) и (493).
Сводная таблица результатов расчета коленчатого вала на прочность
Расчетное положение вала |
Реакция в левом подшипнике (сечение / ) в кг |
4) «г * 2 ~ й S * м к ^ 3 |
Реакции в правом подшипнике (сечение Ш) в кг |
О) « с 9 “ OI “ g |
Напряжение в шек* в кг! см* |
|||
в плоскости КОЛеНЭ| |
В ПЛОС1 О — 1 сти, нор — : л альной колену |
Напряжена левого под (сечение /) |
в плоскости колена |
і в плоско — ! стн нормальной колену |
Sit. 01 и — V ■ § а — х е> |
о О со о> ч |
« О со 03 о. с |
|
Положение первое: поршень в мертвом положении со стороны крышки…….. |
1638 |
400 |
348 |
812 |
120 |
527 |
262 |
289 |
Положение второе: поршень в мертвом положении со стороны вала. |
323 |
400 |
348 |
1147 |
120 |
739 |
448 |
402 |
Положение третье: колено под углом 60° |
1025 |
1301 |
723 |
167 |
842 |
596 |
380 |
422 |
Таблица 39 |
Шейка колена вала имеет размеры d = 75 мм и / = 78 мм. Наибольшее давление на шейку по результатам расчета Ргаах = 2000 кг. Средняя величина давления пара при рг = 5,65 кг/сл2 равна
Р — PrF — 5>65-*-14,8 — 885 кг Иср cos 0 4-0,983 кг-
Условная удельная работа трения по формуле (492) равна
k — V — = 885 -300 yj g кгм/см% сек
Rcp v— J910/ 1910-7,8 и’ кгм1см сек.
Коренная шейка вала имеет размеры d% = 70 мм и 1Х — 130 мм. Наибольшее давление на левую шейку (сечение I) по результатам расчета
Яшах = VА’2 + А"2 = V16382 4002 = 1687 кг.
Средняя величина давления на ту же шейку может быть оценена в Р’ср = 1000 кг (смазка в коренные подшипники подается при помощи цепочки, надетой на вал).
Удельное давление на коренную шейку по формуле (491) равно
Подсчеты показывают, что размеры шеек выбраны с большим запасом.