КОНСТРУКЦИЯ и РАСЧЕТ РАМЫ И ЕЕ ЧАСТЕЙ
§ 41. КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЕТ ЦЕЛЬНОЛИТОЙ РАМЫ
Параллели (направляющие для ползуна) и вальная подставка, выполненные в одной отливке, представляют в современных локомобилях раму машины. Назначение рамы сводится к связыванию между собой отдельных частей машины и восприятию возникающих между этими частями усилий. В зависимости от действия этих усилий и их величины рама получает свое конструктивное оформление.
У локомобилей старых конструкций параллели выполнялись отдельно от вальной подставки и присоединялись к цилиндру. Вальная подставка и цилиндр в отдельности прикреплялись к котлу и связывались между собой при помощи тяг. Одно из креплений делалось жестким, а другое допускало небольшие перемещения. Чаще всего глухое крепление было у цилиндров.
Так как котел подвергается тепловым деформациям при работе, то расстояние между цилиндрами и валом было непостоянным, потому что скользящие опоры часто заедали, а тяги деформировались. Помимо этого такая конструкция не давала возможности отдельно собирать машину.
Современная конструкция цельнолитой рамы для однокривошипной машины локомобиля представлена на фиг. 202, а Отливка включает в себя вальную подставку с корпусами коренных подшипников и параллели с цилиндрической рабочей поверхностью.
Фланцем параллелей рама присоединяется к цилиндру, составляя один блок основных неподвижных частей.
Рама с цилиндрами устанавливается на кронштейны котла, причем вальная подставка закрепляется наглухо, а крепление цилиндра должно допускать движение по котлу, деформирующемуся при изменении температуры содержащейся в нем воды.
При конструировании основные размеры рамы предопределяются ранее разработанными деталями машины, такими, как коленчатый вал, регулятор, цилиндр и т. д., и их общей компоновкой и увязкой.
Для упрощения изготовления (отливки) рамы конструктивные ее формы должны быть по возможности просты, так как это упрощает изготовление моделей и само литье и уменьшает брак.
Рамы локомобилей обычно отливаются из серого чугуна марок СЧ 18-36 и СЧ 21-40.
У крупных машин для облегчения веса встречаются рамы, отлитые из стали. В быстроходных машинах иногда применяются сварные рамы.
При расчете рамы сначала, исходя из конструктивных и технологических соображений, выполняется эскиз рамы, а затем производится поверочный расчет на прочность всех опасных сечений.
Вся рама периодически то растягивается, то сжимается силой давления пара на поршень Р кг (см. §11 настоящего раздела). Помимо этого при таком направлении вращения вала, когда палец кривошипа описывает нижнюю часть своей траектории, перемещаясь в сторону цилиндра (см. фиг. 202, б), нижняя параллель нагружается нормальной к ней силой Д/д кг. Величина силы Л/0 определяется уравнением (439).
Наиболее опасными в раме и подлежащими проверке являются сечения / —/ (фиг. 202) и II — II (фиг. 202 и 203). В сечении /—I от действия силы Р возникает напряжение растяжения или сжатия, а от действия силы N0 — напряжение изгиба.
Сечение II — II испытывает напряжения изгиба, растяжения или сжатия и кручения.
Суммарные напряжения при этом не должны превосходить для чугунных рам 150—250 кг/см2.
Методика расчета изложена в примерном расчете.
Проверим напряжения в сечениях I — / (фиг. 202) и II — II (фиг. 202 и 203) рамы локомобиля П-25 по следующим исходным данным:
1) диаметр цилиндра D = 140 мм;
2) давление пара перед машиной /?, = 13 ати;
3) отношение длины кривошипа к длине шатуна X = ~ ^ =
4) вес ползуна GK = 10,5 кг;
5) вес поршневого штока Gui,„ = 2,7 кг;
6) вес шатуна Gm = 17,1 кг;
7) материал рамы серый чугун марки СЧ 18-36.
Найдем напряжение в сечении I — I.
При расчете параллели (фиг. 202) рассматриваем ее на участке ab как балку, свободно лежащую на двух опорах, нагруженную в середине сосредоточенной силой N0 и растягиваемую или сжимаемую силой Р.
Величину силы Р находим по формуле (417):
Максимальная величина нормального давления ползуна на параллель от давления пара на поршень по формуле (339) равна
N = Рtg0max = 2000-0,185 = 370 кг
При вращении вала машины в направлении часовой стрелки (фиг. 202, а и 6) полная величина давления ползуна на нижнюю параллель N0 кг по формуле (439) равна
N0 ~ Gh + 0,5G шт + 0,2о Glu =
= 370+10,5 + 0,5-2,7+0,25-17,1 ^386 кг.
Изображенное на фиг. 202, г сечение относится к обеим параллелям.
Фиг. 203. Расчетное сечение 11—11 рамы машины: ■а — схема нагружения; б — сечение II—IГ, в ~ условное сечение для определения момента сопротивления изгибу. |
Положение центра тяжести рассматриваемого сечения / — / для одной параллели относительно оси хх (фиг. 202, г) находим по формуле (420):
Sfr-yi
2^,
величина же
е2 = h — Cj =6,9—4,8 = 2,1 см.
Измерение величины площади сечения дает F = 33,9 см2.
Момент инерции площади сечения /— / относительно оси, проходящей через ее центр тяжести, по уравнению (421) равен
/ = 2 ft + Ft (*i — У/)*] = 96,5 ел*.
Момент сопротивления площади сечения равен: 1) для растягиваемой части сечения
2) для сжатой части сечения
Изгибающий момент балки, свободно лежащей на опорах и нагруженной по середине сосредоточенной силой N0 кг (фиг. 202,в), равен
М = кгсм. (574)
Для разбираемого примера
.. 386-42
М = —г— = 4053 кгсм. 4
Напряжения от изгиба нижней параллели в сечении / — / определяются по уравнению (419):
1) для растягиваемой части сечения
_ /VI 4053
W* 45,9 |
88 кг (см[49]. |
Зв 1 ~W1~ 20,1
Напряжение в сечении / — / от растяжения или сжатия двух параллелей силой Р равно
30 кг/см2. |
Р 2000 : ~ 2F ~ 2-33,9
Суммарное напряжение составит:
1) для растягиваемой части сечения
Uj == аи і + з2 = 202+30 = 232 кг/см2;
2) для сжатой части
а2 = аВ2 — f — оа = 88+30= 118 кг/см2.
Определим напряжения в сечении II—II (фиг. 202 и 203), расположенном под углом 30° к вертикальной плоскости, проведенной через ось цилиндра и параллелей.
Схема нагрузки сечения II—II в горизонтальной плоскости приведена на фиг. 203, а.
Сечение II—II рассматривается как плоскость защемления балки,
р
нагруженной на конце переменной по направлению силой — (сила, действующая на коренной подшипник) с плечом I = 11 см и под углом 30° к плоскости сечения.
Ввиду этого рама в сечении II — II:
1) изгибается моментом
2) растягивается или сжимается силой
— sin 30°= 0,5 = 0,25-2000 = 500 кг;
8) скручивается моментом
cos 30° — сила, действующая в плоскости сечения II — II; 1Х — плечо
момента, представляющего собой расстояние между центром тяжести сечения и осью цилиндра и параллелей).
Положения центра тяжести площади сечения II — II относительно оси у находим, используя чертеж фиг. 203,6, по формуле (420)
2»;
е2 = b — ег = 9,5- 2,93=6,57 см.
Положение центра тяжести площади относительно оси х определим по той же формуле:
У0 = Щ^-= 20,2 см.
2j г І
Полученная величина у0 дает возможность найти расстояние /, = = 1,7 см между центром тяжести сечения и осью параллели.
155 кг}см2. |
Момент инерции площади сечения II — II относительно оси у’, параллельной оси у и проходящей через центр тяжести сечения, определится по данным фиг. 203,6", подставленным в формулу (421):
I = 2 Vi + Pi («1 — +)2] = 467,6 сл»*.
Моменты сопротивления изгибу равны: 1) для внешней части сечения
160 см3;
71 см3. |
2) для внутренней части сечения
Величина площади сечения находится по следующей формуле: F = SF,. = 56,5 см2.
Учитывая характер нагружения балки, найдем напряжения изгиба по формуле (419):
= 69 кг}см[50]; |
1) в крайних волокнах внешней части сечения
Напряжения от растяжения или сжатия в сечении определятся по формуле
; 9 кг/см2 |
Р sin 30° 2000-0,5
•2-.Ч6.5
Суммарное напряжение от изгиба и растяжения или сжатия будет равно:
1) в крайних волокнах внешней части сечения
=1 = зи і + = зи 1 — f= 694-9 = 78 кг}см2;
2) в крайних волокнах внутренней части сечения
а2 = ов2 — зг = Од 2 — ad= 155—9=146 кг/см2.
Р
Момент СИЛЫ cos 30°, действующей в плоскости сечения // — II,
с плечом 1Х = 1,7 см вызывает напряжение кручения.
Для определения момента сопротивления площади сечения // — II, имеющего сложную форму, заменяем действительное сечение условным коробчатым сечением (фиг. 203, в) высотой h = 34,5 см, шириной пблки Ь = 9,5 см и толщиной s = 1 см.
33 Гармсуша и Юшина. 649.
Для коробчатого или двутаврового сечения момент сопротивления при кручении определяется формулой
WK = -|-s2 h + 2(b — s)] см5. (575)
Для плошади сечения II — II момент сопротивления равен WK = I2 [34,5+2 (9,5—1)] = 11,44 см5.
Величина напряжения кручения в сечении II — II определяется по формуле (496):
= 129 кг/см2.
Суммарное напряжение от изгиба и кручения определяется:
1) для хрупких материалов по первой теории прочности
апр~ 0,5 а+0,51/”з2 + 4т2 кг/см2; (576)
2) для пластичных материалов по третьей теории прочности
а„р = У"о2 + 4т* кгсм2. (577)
Для чугунной рамы необходимо применить первую теорию прочности, и напряжение получится равным
апр =0,5-146+0,5 |/І462+4-129* =73+0,5-296 =
= 73+148 = 221 кг/см2.
Расчет показывает, что величины напряжений в раме локомобиля П-25 соответствуют допускаемым значениям.