ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ПАРОВОЙ МАШИНЫ
Работа, производимая паром в цилиндре при перемещении поршня, называется индикаторной работой, а мощность, развиваемая при этом, — индикаторной мощностью.
Индикаторная мощность это такая фиктивная (условная) мощность* которую развивала бы паровая машина при отсутствии механических
потерь. Индикаторная мощность машины обозначается N{ и выражается в л. с.
Механические потери в паровой машине представляют собой потери иа трение: 1) поршня о стенки цилиндра, 2) в сальниках, 3) ползуна при движении по направляющим, 4) в сочленениях кривошипно-шатунного и парораспределительного механизмов и 5) в подшипниках.
Часто к механическим потерям относят затрату мощности на привод, вспомогательных устройств машины, например, маслопресса высокого давления, масляного насоса для циркуляционной или центральной смазки, мокровоздушного насоса, питательного насоса котла и др.
Это допущение нельзя считать вполне правильным, так как оно не позволяет правильно оценить качество самой машины. Однако в практике такое прибавление затраты мощности на вспомогательные устройства к механическим потерям получило распространение ввиду трудности определения мощности, потребляемой отдельными устройствами.
Мощность, затрачиваемая на преодоление механических потерь и на привод вспомогательных устройств, обозначается как NM л. с.
Эффективной мощностью паровой машины называется та действительная мощность, которая с учетом всех механических потерь передается машине-орудию, соединенному непосредственно с паровой машиной. Эффективную мощность иногда называют мощностью на валу машины.
Можно записать следующее выражение, связывающее значения эффективной и индикаторной мощностей:
Ne = Nt- NM л. с.
Отношение эффективной мощности к индикаторной называется механическим к. п. д. машины и выражается следующим отношением:
(292)
Механический к. п. д. учитывает механические потери машины и затрату мощности на вспомогательные устройства. Его величина в большой мере зависит от типа машины, условий ее работы и конструкции отдельных ее деталей, например, от подшипников скольжения и качения, качества их смазки, кратности расширения пара, наличия и мощности вспомогательных устройств и т. д.
Так как в крупных машинах, т. е. в машинах большей мощности, легче выполнить более совершенное устройство поверхностей трения и смазки и затрата энергии на вспомогательные устройства относительно меньше, то механический к. п. д. в них достигает более высоких значений, чем в машинах малой мощности.
Во всякой машине, в том числе и паровой, при повышении числа оборотов механические потери возрастают и механический к. п. д. уменьшается. При специальном конструировании машины для большого числа оборотов размеры машины и ее деталей получаются значительно меньшими и механические потери не превышающими обычных норм.
Нагрузка в очень большой степени влияет на величину механического к. п. д. При отсутствии нагрузки, т. е. при холостом ходе машины, гм = 0, так как эффективная мощность равна нулю. С увеличением нагрузки механический к п. д. также увеличивается и достигает наибольшего значения при максимальной нагрузке машины.
При номинальной нагрузке значения механического к. п. д. для паровых машин лежат в следующих пределах:
т)м = 0,80 — 0,93.
Вертикальные машины имеют несколько более высокое значение механического к. п. д., чем горизонтальные, за счет уменьшения трения поршня и ползуна. Машины многократного расширения показывают несколько меньшие величины 1м, чем одноцилиндровые.
Величину индикаторной мощности можно определить следующим образом.
Если индикаторную работу пара в одной полости цилиндра за один оборот вала машины обозначить через Lt кгм, то выражение индикаторной мощности всей машины двухстороннего давления будет равняться
=- (Ч*6£Т5 — (293)
где Li к и Lie — индикаторная работа пара в полости цилиндра со стороны крышки и вала в кгм; п — число оборотов вала машины в минуту.
Величину индикаторной работы в цилиндре определяют по индикаторным диаграммам, снятым с обеих полостей машины.
Площадь индикаторной диаграммы, записанной в координатах р — S (давление — перемещение поршня), пропорциональна индикаторной работе пара, если рабочая площадь поршня равна 1 см2.
Учитывая все это, можно записать, что работа пара в одной полости цилиндра равна
L;= Pp-ps-f-F кгмIоб вала, (294)
кгісм2
где хр — масштаб давлений индикаторной диаграммы в ■ ^ ;
[as — масштаб перемещений индикаторной диаграммы в м)мм;
/—площадь индикаторной диаграммы в мм2;
F — рабочая площадь поршня в см2.
Рабочая площадь поршня различна для разных полостей цилиндра и может быть подсчитана по формулам (279) и (280).
Для более простого подсчета значений индикаторных работы и мощности вводится понятие о среднем индикаторном давлении.
Индикаторная диаграмма, имеющая длину I мм (соответствующую Ходу поршня) и площадь / мм2, заменяется равновеликим по площади прямоугольником с основанием, равным длине диаграммы I мм. Тогда
высота такого прямоугольника, равная h = — j — мм, будет изображать
в масштабе давления некоторое среднее давление пара в одной полости цилиндра. Это давление, перемещая поршень, за один ход его выполнит
ту же работу, которую пар в этой полости совершает за один оборот вала. Это фиктивное среднее давление называется средним индикаторным давлением данной полости цилиндра и выражается уравнением
Pi = V-ph — кг/см2. (295)
Необходимо иметь в виду, что масштаб давлений индикаторной диаграммы определяется по масштабу индикаторной пружины, который представляет величину вертикального перемещения карандаша пишущего прибора индикатора в мм при изменении давления на 1 кг! смг. Этот
масштаб отмечается на каждой пружине и обозначается т или
1 кг/см2 — т мм. Сравнивая масштаб давлений и масштаб индикаторной пружины, можно установить, что масштаб давлений представляет собой обратную величину масштаба пружины, а именно:
Например, если масштаб индикаторной пружины т = 4 > т0
это значит, что карандаш пишущего прибора переместился вверх на 4 мм при увеличении давления на 1 кгісм2. Масштаб давлений по формуле (296) будет составлять
0, 25 ^ мм
-V кгісм2. ml [20] |
Возвращаясь к выражению работы по формуле (294), можно подставить вместо площади индикаторной диаграммы равное ей произведение /= Ы. Тогда
Lt = pphpsPF KtMjo6 вала.
Так как рp-h=pi кг/см2 и р$/ = 5 м — ходу поршня, то выражение для определения индикаторной работы примет вид
Lt = ptSF кгм[об вала. (298)
Отмечая индексом к величины, относящиеся к полости стороны крышки, ив — к полости стороны вала и подставляя выражение индикаторной работы в уравнение (293), можно получить общее выражение индикаторной мощности одноцилиндровой машины двухстороннего давления, т. е.
60-75 к^к "f — Pi в Ft) Л- £■
Если паровая машина двухстороннего давления имеет і параллельно работающих цилиндров, то полная мощность всей машины будет равна
(pi kFk + Pi eFe) л. c. (300)
Для паровой машины одностороннего давления формула принимает следующий вид:
Nt = Lm-pf л-с (301>
Так как поршень за один оборот вала проходит путь, равный двум ходам поршня, т. е. 2S м, то средняя скорость поршня выразится следующим образом:
2Sn S-П. ,опп
Сср = ~W = ~W м! сек — (302)
Используя формулу (302), можно написать новое выражение для индикаторной мощности паровой машины с і цилиндрами двухстороннего давления, а именно:
"«“тЯлЛ+л/.) і303)
Итак, в зависимости от имеющихся исходных данных можно определять индикаторную мощность по формулам (300) или (303).
Для определения эффективной мощности можно написать два соотношения:
М — — ТЯГ — (А Л + Ри F.) *■ <зм>
И
М = (р, Л + р, Л) *■ *■ (3°3)
Необходимую для определения среднего индикаторного давления площадь индикаторной диаграммы можно находить следующими способами.
Наиболее простым и точным способом определения площади / мм2 является планиметрирование. Планиметрирование производится специальным прибором — планиметром. Для определения величины искомой площади необходимо обвести острием иглы планиметра контур диаграммы в направлении хода часовой стрелки. Разность показаний планиметра после обводки и до нее дает величину площади диаграммы в мм2.
Чтобы исключить случайные ошибки, площадь диаграммы определяют 3 раза, и если все три отсчета показывают небольшие расхождения, то величина искомой площади будет равна среднему арифметическому из всех трех отсчетов.
После получения величины площади индикаторной диаграммы по формуле (295) или (297) находится среднее индикаторное давление.
При отсутствии планиметра для определения среднего индикаторного давления можно применить приближенный графический метод (фиг. 140).
20 Гарькуша и Юшина. 649
= 6,36 кг/см[21] [22] [23]. |
Для этой цели делим длину индикаторной диаграммы I мм на 10
равных частей. Длина каждого деления равна Ь — мм. Через точки
деления проводим перпендикуляры к атмосферной линии. Кроме основных девяти перпендикуляров, проводим еще два дополнительных на
Ь
расстоянии — мм от концов
диаграммы. Измеряем длины всех перпендикуляров в пределах диаграммы. На фиг. 140 эти длины отмечены размерными линиями и обозначены буквами h. В результате обмера получены 11 отрезков h. Из них hx, k2, •. •, h9 проведены по основным делениям диаграммы, а й0 и й10 — по дополнительным.
Средняя высота диаграммы, равная высоте равновеликого по площади прямоугольника h, будет
0,5Лц Н~ йі + йг — f — Лз + Й4 — j — йв + h§ -)- Щ — j — hg 4- Й9 + 0,5йю
машинах, большие — в машинах малой мощности). Новые типы вертикальных машин работают с n = 500-f-1000 об/мин. Число оборотов в машинах, предназначенных для непосредственного соединения с электрическими генераторами переменного тока, должно быть согласовано с числом оборотов генератора.
3. Число цилиндров машины і устанавливается в зависимости от мощности и типа машины. Для машин однократного расширения наиболее желательное число цилиндров — один, но в быстроходных машинах возможное число цилиндров д^а, три, четыре и даже шесть (в зависимости от мощности машины). Минимальное число цилиндров машин двукратного расширения два (один — высокого, второй — низкого давления), в быстроходных машинах возможно применение и большего количества цилиндров, но обязательно кратное двум.
4. Среднее индикаторное давление р{ определяется по индикаторным диаграммам.
При точном расчете для всех рабочих полостей машины строят предположительные индикаторные диаграммы и, планиметрируя их, находят средние индикаторные давления.
При ориентировочном расчете ограничиваются построением теоретической индикаторной диаграммы и определением по ней теоретического среднего индикаторного давления. Для получения вероятного значения р{ величину теоретического среднего индикаторного давления умножают на величину степени полноты индикаторной диаграммы.
Степенью полноты индикаторной диаграммы а называется отношение площади действительной диаграммы к площади соответствующей теоретической диаграммы. Значение а зависит от типа и конструкции машины, от числа оборотов вала и от качества выполнения парораспределительных органов и уплотнений.
С увеличением числа оборотов значения а уменьшаются. Для машин многократного расширения величина степени полноты диаграммы несколько меньше, чем для однотипной машины однократного расширения. Пропуски и утечки пара из цилиндра вызывают уменьшение коэфициента а. Значения степени полноты индикаторной диаграммы колеблются в пределах а = 0,60 -5-0,96.
Используя опытный материал завода по ранее построенным машинам, необходимо уточнить значения а для машин различных типов.
Перед построением предположительных или теоретических индикаторных диаграмм выбирают параметры пара перед и за машиной. Параметры пара перед машиной согласовываются с параметрами пара при выходе его из котла, а давление пара за машиной — с давлением среды, куда направляется отработавший пар.
5. Значение механического к. п. д. выбирается в зависимости от типа и размеров машины. Пределы изменения величины механического к. п. д. приведены в предыдущем параграфе.
При всех расчетах должен быть широко использован опыт конструкторского бюро и завода.
Определение размеров цилиндра производится по уравнениям (304) или (305) после некоторого их преобразования.
При определении размеров цилиндра берут среднюю величину рабочей площади поршня:
—1,’ Р* СМ2 |
F =
‘ ср
и выражают ее через диаметр цилиндра, считая, что наличие штока уменьшает рабочую площадь поршня в среднем на 3°/0. Таким образом, средняя площадь поршня равна
Fcp = 0,97 ^ см*. (307)
Среднее индикаторное давление также принимается одинаковым с обеих сторон поршня, т. е.
PlK=PlB = Pr
После этих подстановок выражение эффективной мощности примет следующий вид:
2rM-i s-n tzD%
А/ — °’97×71 H-i-D*-S-prn e~ 9000 |
4500 Pl 4
В уравнении (308) два неизвестных: диаметр цилиндра D и ход п ршня S.
При определении размеров цилиндра необходимо, чтобы величина средней скорости поршня была в допустимых пределах и чтобы было выдержано наиболее благоприятное соотношение диаметра цилиндра и хода поршня.
Чаще всего применяются следующие значения средней скорости поршня: сср = 2 — 5 м/сек. В некоторых случаях, когда увеличение диаметра цилиндра становится невозможным, допускают увеличение средней скорости поршня до 7 м/сек.
Соотношение между диаметром цилиндров и ходом поршня зависит от типа машины, расположения цилиндров и числа оборотов вала машины. Эги соотношения выражаются как отношение длины хода поршня к диаметру цилиндра:
(309)
Значения 5 в формулу (309) подставляются в м, a D — в см.
Значения коэфициента С для вертикальных машин меньше, чем для горизонтальных; для быстроходных машин меньше, чем для тихоходных; для ц. н. д. машин двукратного расширения меньше, чем для машин однократного расширения.
Наиболее часто встречающиеся значения коэфициента С следующие: С = 0,8 ~ 2 для машин однократною расширения, С = 0,7-:-1,2 для ц. н. д. горизонтальных машин двукратного расширения, С = 0,5 — f — 0,9 для ц. н. д. вертикальных машин двукратного расширения.
Для определения по уравнению (308) диаметра цилиндра ход поршня выражается через диаметр, и полученное уравнение с одним неизвестным решается.
После преобразований расчетное уравнение принимает следующий вид:
(310)
После определения диаметра цилиндра величину хода поршня находят по формуле
■$ = ШМ (311)
и по формуле (302) проверяют, не превосходит ли полученная величина допустимого предела значения средней скорости поршня.
Возможен и несколько другой порядок определения основных размеров цилиндра, а именно: задаваясь величиной средней скорости поршня, находят длину хода поршня, а затем, используя уравнение (308), и диаметр цилиндра.
При таком способе труднее получить благоприятные соотношения между диаметром цилиндра и ходом поршня.
Пример. Определить размеры цилиндра одноцилиндровой паровой машины однократного расширения для передвижного локомобиля марки П-26 по следующим данным: эффективная мощность машины при номинальной нагрузке Ne — 25 л. с.; число оборотов вала машины п = 300 в минуту; число цилиндров і = 1.
Учитывая тип и мощность машины, принимаем: механический к. п. д. гм = = 0,86; отношение хода поршня к диаметру цилиндра £ = 1,65; по предположительной диаграмме была определена величина среднего индикаторного давления pi = 6,36 кгі см2.
Все эти значения подставляем в формулу (3101 и получаем диаметр цилиндра
9-Ю* 2т
86-1,65-1 6,36 300
Ход поршня находится по уравнению (311):