ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Прокладочные материалы применяются для уплотнения соединений локомобильного котла, паровой машины и вспомогательных устройств.
Употребляемыми в локомобилестроении прокладочными материалами являются асбест, паранит, картон, бумага, кожа, резина, свинец и др.
Асбест — минерал волокнистого строения. По своему составу асбест представляет собой соединение ряда окислов, в основном окиси кремния (кремнезема), окиси магния (жженой магнезии) и окиси, закиси железа. Температура плавления асбеста около 1150°. Асбест малотеплопроводен и обладает хорошей кислотоустойчивостью. Он применяется в локомобилестроении в виде картона толщиной от 0,5 до 12 мм или в виде шнуров (ГОСТ 1779-42, ТУ 575-Н, ТУ 673-Н) диаметром до 30 мм. Асбестовый картон (ГОСТ 2580-45) должен иметь ровную поверхность без повреждений и утолщений, не расслаиваться, не разрываться, не ломаться и легко резаться ножом.
Для уплотняемых поверхностей, не соприкасающихся с водой, перед употреблением асбест вымачивается в воде. Для поверхностей, соприкасающихся с водой, асбест должен вымачиваться в лаке, в свинцовой воде или в сурике.
Уплотнять обработанные поверхности необходимо прокладками толщиной до 3 мм. Необработанные поверхности в зависимости от их качества уплотняются более толстыми асбестовыми прокладками.
Для предотвращения приставания к стенке асбестовые прокладки, как и прокладки из любого материала, необходимо покрывать слоем графита, размешанного в воде, или посыпать мелом. Такие прокладки при аккуратном обращении можно ставить несколько раз.
Для уплотнения посадки крышек лаза и люков применяются кольца из асбеста с резиной; для угловых люков рекомендуется применять прографиченные асбестовые кольца со свинцовой сердцевиной.
Паройит (ГОСТ 481-47) в качестве прокладочного материала применяется в виде картона для уплотнения соединений поверхностей, требующих высокой плотности и прочности. Изготовляется паронит из асбеста с примесью частиц других материалов. В локомобилестроении он нашел применение для уплотнения цилиндровых и золотниковых крышек, лазов, люков и т. д.
Перед употреблением паронит должен быть распарен в горячей воде, смазан суриком и покрыт с обеих сторон тонким слоем графита.
Картон и бумага. Картон как прокладочный материал применяется только для неответственных соединений, работающих при температуре не выше 100°, изготовляется картон в листах толщиной 0,5 мм и выше.
Листовой картон применяется в качестве прокладок главным образом при холодной и горячей воде, перед употреблением пропитывается вареным льняным маслом.
Бумага плотных сортов, применяемая при уплотнении гладких поверхностей золотникоцых и других крышек, перед применением пропитывается керосином или нефтью.
Недостаток картонных и бумажных прокладок заключается в том, что они быстро высыхают, становятся твердыми и не пригодными к дальнейшему употреблению.
Резина как прокладочный материал применяется при уплотнении соединений, находящихся под разрежением и при невысокой температуре. В локомобилестроении она находит применение для уплотнения соединений конденсационной установки и мокровоздушного насоса.
При высокой температуре применять резину не следует, так как она, обгорая, прилипает к уплотняемым поверхностям.
Кожа применяется для уплотнения соединений трубопроводов холодной воды. Прокладки из кожи должны делаться тонкими, так как толстые прокладки под давлением легко прорываются.
Металлические прокладки в виде медных, алюминиевых и свинцовых плоских колец применяются для уплотнения фланцевых и других ответственных соединений. Хорошее уплотнение получается при толщине прокладок от 2 до 6 мм.
4 Гарькуша и Юшина 649