РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КОТЛА. § 35. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Расчет на прочность всех находящихся под давлением элементов котла локомобиля в соответствии с Правилами Котлонадзора должен производиться по Нормам расчета на прочность котельных агрегатов, изданным в 1950 г. ЦКТИ.
Элементы котла при работе испытывают сложные напряжения, вызываемые: 1) внутренним давлением; 2) деформациями от собственного веса котла, веса воды и веса паровой машины (при ее расположении на котле); 3) действием динамических усилий, возникающих при работе машины и передаваемых котлу; 4) напряжениями от развальцовки труб у краев отверстий; 5) концентрацией напряжений около отверстий, ослабляющих сечение элементов котла; 6) термическими напряжениями, возникающими при неодинаковой температуре различных частей элемента.
Перечень факторов, вызывающих напряжения в элементах котла, показывает сложность происходящих явлений, а также неопределенность величин некоторых сил.
Так как ряд задач в области теории прочности сферических и цилиндрических оболочек еще не имеет решения, то точный расчет элементов котла крайне затруднен.
С другой стороны, многолетний опыт работы котлов нормального и повышенного давления и статистические данные о повреждениях отдельных их элементов позволяют производить надежный расчет элементов по одному основному виду деформации и назначать величины запасов прочности.
Опыт на тысячах изготовленных в течение многих десятилетий локомобилей подтверждает надежность такого метода ведения расчета.
В настоящей главе параллельно с изложением методики расчета основных элементов котла локомобиля даются примеры расчета элементов котла передвижного локомобиля марки П-25 с давлением пара в котле рк = 13 ати и стационарного марки СК-125 с рк =15 ати.