РАСЧЕТ ЖАРОВОЙ ТРУБЫ
Жаровые трубы цилиндрических паровых котлов локомобилей изготовляются волнистыми илн гладкими с кольцами жесткости.
Практикой установлено, что волнистые жаровые трубы более надежны, чем гладкие.
Жаровые трубы могут быть бесшовными и сварными (коэфициеит прочности сварного шва не ниже <р = 0,8) и должны выполняться из стали марки 15К или 20К по ГОСТ 5520-50 или из листовой стали марки Ст. 4т или Ст. Зтс по ОСТ НКТП 4034.
Для локомобильных котлов наименьшая толщина стенки жаровой трубы допускается 7 мм.
Наибольшая овальность жаровых труб т; = —_fVmi£ 100%
L’e
не должна превышать 1% для волнистых и 0,5% для гладких жаровых труб.
где d— внутренний диаметр цилиндрической жаровой трубы и средний внутренний диаметр конической жаровой трубы в мм’,
/ — длина жаровой трубы в мм; для жаровых труб с кольцами жесткости — расстояние между креплениями; а — коэфициент, зависящий от конструкции трубы.
Для бесшовных и сварных труб коэфициент а получает значение, равное 75 для горизонтальных труб и 45 для вертикальных.
Определение толщины стенки волнистой жаровой трубы(фиг. 80) производится по формуле
5 = ‘Ш + 2**> (193)
где d — наименьший внутренний диаметр волнистой жаровой трубы.
В случае применения для изготовления сварных жаровых труб листовой стали марок Ст. 4т и Ст. Зтс по ОСТ НКТП 4034 расчет жаровой трубы ведется по формуле, предусмотренной ГОСТ 1899-42 (трубы жаровые волнистые):
— Рк° 41
1080 <j6
где D — наименьший наружный диаметр жаровой трубы в волнистой ее части в мм;
0Ь — предел прочности при растяжении в кгімм2.
Для расчета волнистой жаровой трубы котла локомобиля СК-125 принимаем рк — 15 кг/см2; D — 800 мм’, d — 774 мм; сталь марки 20К по ГОСТ 5520-50 с вь = 41 кгімм2.
Толщина стенки жаровой трубы по формуле (193) будет
по формуле (194)
Толщина стенок жаровой трубы, установленной на локомобиле СК-125» равна 5=13 мм.