ТИПЫ КОНДЕНСАТОРОВ И ИХ УСТРОЙСТВО
Конденсаторы смешения. В конденсаторах смешения охлаждающая вода приходит в непосредственное соприкосновение с паром. Эти конденсаторы делятся на работающие по принципу противотока (фиг. 214, а) и с параллельным течением воды и пара (фиг. 214, б).
В противоточных конденсаторах этой группы пар с находящимся в нем воздухом поступают в нижнюю часть конденсатора, а сверху навстречу ему движется распыленная охлаждающая вода. В результате смешения холодная вода интенсивно отводит тепло от пара и тем самым вызывает его полную конденсацию. Так как удельный объем жидкости значительно меньше удельного объема пара, то давление внутри закрыв той системы сильно понижается и становится ниже атмосферного, т. е. образуется вакуум. Смесь конденсата и нагревшейся воды стекает вниз по спускной трубе. Воздух отсасывается из самой высокой точки конденсатора, где температура наименьшая, а плотность, воздуха наибольшая, следовательно, можно поставить меньший насос и иметь некоторую экономию в расходе энергии на конденсационную установку. Более низкая температура в верхней части конденсатора получается от того, что пар, поднимаясь вверх, встречает все новые, более холодные порции воды. Уменьшение температуры вызывает уменьшение парциального давления пара и соответственное увеличение парциального давления воздуха и его плотности.
В конденсаторах смешения с параллельным течением воды и пара охлаждающая вода всасывается в разреженное пространство конденсатора через большое число мелких отверстий всасывающей трубы в виде тонких струек, пронизывающих все пространство конденсатора. Смесь воды, пара и воздуха отсасывается мокро-воздушным насосом.
Количество воды, необходимое для конденсации 1 кг пара, т. е. кратность охлаждения, определяется по формуле
.г £
п — —^ кгікг, (580)
‘в
где /,’j — теплосодержание отработавшего пара перед конденсатором в ккал/кг;
td — температура смеси конденсата и охлаждающей воды, отсасы^ ваемой из конденсатора, в °С;
te — температура охлаждающей воды, вводимой в конденсатор, в * G.
Количество охлаждаемой воды зависит от ее температуры и мого вакуума и колеблется в пределах 25—60 кг на 1 кг пара Преимущество конденсации смешением состоит в компакты оборудования, в простоте обслуживания и в меньшей затрате
Конденсаторы шения нашли себе менение в средних ц крупных стационарных локомобильных установках.
Мокро-воздушный насос является одной из основных частей смешивающей конденсационной установки. Мокро-воздушным насос называется потому, что он отсасывает одновременно теплую смесь воды, пара и содержащегося в них воздуха. Рассмотрим конструкцию и устройство мокро-воздушного насоса локомобиля СК-125 (фиг. 215). Насос состоит
из чугунного корпуса 1, поршня 2, приводимого в движение одновременно с плунжером питательного насоса от общего эксцентрика, насаженного на вал паровой машины, нагнетательных клапанов 3, воздушного колпака н сливной трубы. Вместо всасывающих клапанов, имевшихся в старых конструкциях, в цилиндрической втулке корпуса насоса сделаны окна 4, которые при движении поршня вниз открываются для поступления воды в насос. В теле поршня имеются канавки 5, заполняемые во время работы водой. Роль этих канавок, как и поршневых колец, заключается в обеспечении плотности поршня во время работы насоса. Уплотнительным материалом служит сама вода.
Определим часовую производительность мокро-воздушного насоса локомобиля марки СК-125.
Исходные данные:
1) давление пара перед конденсатором рц = 0,125 ата;
2) температура пара перед конденсатором t-a = 50° С;
3) теплосодержание пара перед конденсатором /’ = 614 ккал/кг-,
4) удельный эффективный расход пара машиной de = 5,5 кг/л. с. ч.;
5) эффективная мощность машины при номинальной нагрузке Ne = = 125 л. с.;
6) температура охлаждающей воды tB = 30° С;
7) температура отсасываемой смеси td = 40°Q,.
Количество охлаждающей воды на 1 кг пара определится по уравнению (580):
часовой расход пара машиной равен
D = de-Ne — 5,5-125 = 687,5 кг/час. Часовой расход воды составит
W = 687,5 ■ 57,4 = 39 463 кг/час.
Считая, что в воде растворено 2°/0 воздуха, количество его в воде будет равно
= 0,789 м3/час.
Количество воздуха, проникающее в систему с паром, зависит от количества пара и длины паропровода и определяется по формуле
У я = Шй Л®/час> (581>
где jj. = 1,8 + 0,01 /; і — длина паропровода в м.
Для рассматриваемого примера при I — 3 м
I* = 1,8 + 0,01 -3 = 0,183,
и количество воздуха, проникшего с паром, равно
V — lx D — !’83-687,5 j 258 мз, час 1000 й м/час.
Общий объем воздуха, приведенный к 0°С и 760 мм рт. ст., составляет
V = V0 + Vn = 0,789 + 1,258 = 2,047 м3/час.
Но так как давление в конденсаторе равно 0,125 ата и этому давлению соответствует температура насыщенного пара 50° С, а температуре смеси и насыщенного пара, равной 40° С, соответствует абсолютное парциальное давление пара 0,075 ата, то парциальное давление воздуха будет равно
рв = 0,125 — 0,075 = 0,05 ата,
тогда действительный объем воздуха, попадающего в конденсатор, составит
^ = ^w-40’94 м*/™с-
Часовая производительность мокровоздушного насоса равна
V/ і W+D = в + 1000
+ 304^637, = 81j09 ~ 81 М3/час
При работе с охлаждающей водой, имеющей температуру ниже 30° С, в конденсаторе установится вакуум глубже расчетного.
Поверхностные конденсаторы применяют в случае отсутствия достаточного количества чистой и пресной воды, пригодной для питания котлов, используя для этой цели конденсат отработавшего пара.
В поверхностных конденсаторах охлаждающая вода протекает через тонкие трубки, омываемые снаружи отработавшим паром. Передача тепла происходит через металлическую стенку. Схема поверхностного конденсатора показана на фиг. 216.
Охлаждающая вода обычно подается в конденсатор центробежным насосом. Воздух отсасывается специальным воздушным насосом либо вместе с конденсатом мокро-воздушным насосом.
Количество охлаждающей воды для поверхностного конденсатора определяется аналогичным образом, как и для конденсатора смешения, по уравнению
где tK0H — температура конденсата в а С.
В поверхностном конденсаторе температура конденсата всегда выше температуры уходящей охлаждающей воды. При расчете конденсатора обычно принимают
На фиг. 217 показана схема конденсационного устройства локомобиля типа СК. Отработавший пар из машины по трубе 1 поступает в трубчатый водоподогреватель 2, в котором часть своей теплоты отдает питательной воде, протекающей по трубкам 3, при этом часть пара конденсируется и стекает вниз.
Несконденсировавшийся пар и конденсат через запорный вентиль 4 поступают в конденсатор 5, в котором пар, встречая на своем пути струи выходящей через отверстия труб 6 воды, конденсируется. Смесь пара, воздуха и теплой воды по трубе 7 через окна во втулке мокро-воздушного насоса, которые открываются при опускании вни& поршня 14, поступает в цилиндр насоса 8. При поднятии поршня вверх смесь выталкивается через нагнетательные клапаны 15 в сливную трубу 9. Для предотвращения водяных ударов между насосом и сливной трубой помещен воздушный колпак 10. Питательная вода в трубки водоподо- гревателя нагнетается питательным насосом 13 ив подогретом виде подается в котел.
При переходе на работу с выхлопом пара в атмосферу вентиль 4 закрывают. Давление пара откроет тогда самозапорный выхлопной клапан 11 с противовесом 12.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ