ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЕКТУ КОТЛА
При изготовлении паровых котлов очень большое распространение получила дуговая сварка с металлическим электродом, впервые предложенная и осуществленная в 1888 г. русским инженером Н. Г. Славя — новым (1854—1897 гг.)
13 Гарькуша и Ющина 649
Поэтому разработка конструкции котла должна производиться в полном соответствии с действующими Правилами Котлонадзора по применению сварки при проектировании и изготовлении паровых котлов. К проекту сварной конструкции котла следует обязательно приложить полный расчет сварных соединений с указанием принятых допускаемых напряжений для основного и наплавленного металлов шва.
Ниже приводятся требующие обязательного выполнения нормы и указания Котлонадзора для расчета и конструирования паровых котлов.
При сварке деталей паровых котлов можно применять следующие типы сварных швов: 1) стыковые с плоскими кромками листов(фиг. 73, я),
Фиі. 73. Типы сварных швов, применяемых в коглостроении. |
односторонние с подваркой со стороны вершины (фиг. 73, б и в) и двухсторонние (фиг. 73, г и д); 2) валиковые угловые (фиг. 73, е.);
3) двухсторонние валиковые при соединении втавр (фиг. 73, ж);
4) валиковые при соединении внахлестку: односторонние (фиг. 73, з) и двухсторонние (фиг. 73, и).
Для соединения листов цилиндрической части (барабанов) и огневой коробки локомобильных котлов наиболее часто применяются односторонние швы с подваркой со стороны вершины. Подготовка кромок листов дли этих швов показана: на фиг. 74, а — для автоматической сварки и на фиг. 74, б — для ручной.
При сварке листов толщиной более 12 мм во избежание их коробления и для лучшего провара может применяться также и двухсторонний стыковой симметричный шов с Х-образным скосом кромок (фиг. 73, д).
Для приварки к основному листу колец, укрепляющих ослабленные отверстиями (для лаза, люков и т. п.) его части, и для соединения отбортованных деталей толщиной не более 20 мм применяется сварное соединение внахлестку (фиг. 73, з и и). Ширина нахлестки b должна быть не менее четырехкратной толщины самого тонкого из свариваемых листов.
Валиновые двухсторонние швы для соединения втавр (фиг. 73, ж) применялись одно время для приварки трубной решетки со стороны дымовой коробки. Валиковне угловые швы (фиг. 73, е) используются при изготовлении дымовой коробки.
При соединении встык штампованного днища котла с цилиндрической частью расстояние I от кромки сварного шва до начала закругле-
Фиг. 74. Подгоювка кромок под стыковую сварку швов
локомобильных котлов.
ния днища принимается: 1) I > 25 мм при толщине стенки отбортован-
ного элемента 5 до 10 мм; 2) / > 40 мм при S — 10 —f— 20 мм и
3) при 5 > 20 мм I больше или равно толщине стенки, но не менее 50 мм.
При разнице толщин стенок свариваемых элементов не более 5 мм допускается применение стыковых швов любого вида без предварительного утонения более толстой стенки.
При разнице толщин стенок Sx — S2 > 5 мм плавный переход от одного элемента к другому должен быть обеспечен обработкой более толстого элемента на длине не менее чем — 52).
При соединении встык элементов одинаковой толщины допускается смещение кромок на величину, не превышающую 10% толщины соединяемых элементов, но не более 3 мм.
Для горячекатанных труб диаметром от 57 до 108 мм при толщине стенки от 5 мм и выше разрешается смещение кромок не более чем на 15% средней толщины стенки.
При сварке встык элементов, укрепленных связями или анкерными болтами, допускается соединение двух элементов при разнице в толщине их, не превосходящей 50% толщины тонкого элемента, без предварительного утонения более толстого.
Не рекомендуется размещать отверстия в местах расположения сварных швов.
Продольные сварные швы в обечайках цилиндрической части котла должны смещаться на величину не менее 200 мм.
При расчете на прочность сварных соединений в элементах паровых котлов вводятся нижеследующие значения коэфициента ф прочности сварных соединений:
1. Для стыковых швов всех видов, выполняемых вручную и подвариваемых со стороны вершины шва, ср = 0,95.
2. Для стыковых швов всех видов, допускающих сварку только с одной стороны, для продольных швов ср = 0,7 и для поперечных ср =г 0,8.
Примечание. Для сварных соединений, допускающих сварку только с одной стороны, разрешается непровар в корне шва, не превышающий 15°/, толщины стенок свариваемых изделий. Для стенок толщиной более 20 мм непровар не должен превышать 3 мм.
3. Для стыковых швов всех видов, допускающих сварку только с одной стороны, но имеющих со стороны вершины шва подкладку или кольцо, плотно прилегающее к основному металлу по всему периметру, f = 0,9.
4. Для соединения втавр с обеспечением сплошного провара соединяемых элементов (двухсторонний сплошной провар) применяются те же значения расчетных коэфициентов прочности шва, что и для соединения встык с проваром вершины шва.
5. Для соединений втавр без разделки под сварку, в которых не обеспечивается сплошной провар соединяемых элементов, а также для соединений внахлестку при наличии швов с двух сторон ср = 0,8.
Примечание. В случае введения в технологию сварки каких-либо усовершенствований, повышающих качество сварных соединений, допускается увеличение коэфнцнента прочности сварных швов при обязательном согласовании этого вопроса с Главной инспекцией Котлонадзора МЭС.
6. Для всех сварных швов, выполняемых автоматической дуговой электросваркой под слоем флюса, вышеуказанные коэфициенты прочности швов по согласованию с Главной инспекцией Котлонадзора МЭС могут быть увеличены на 0,1, но выше единицы коэфициенты быть не должны.
При расчете соединений встык за расчетное сечение принимается толщина свариваемого основного металла. При сварке элементов неоди-
наковой толщины за расчетное сечение принимается толщина более тонкого элемента.
Расчетное усилие, нагружающее такие швы, выражается следующим образом:
Р — RZIS кг, (182)
где Rz — допускаемое напряжение сварного шва при растяжении или сжатии в кг)мм2;
I — длина шва в мм]
S — толщина свариваемого листа в мм.
При расчете сварных соединений с валиковыми швами, работающими на растяжение или сжатие, эти швы рассчитываются как работающие на срез независимо от расположения швов по отношению к направлению действующего усилия. При расчете соединений внахлестку или втавр за расчетное сечение шва принимается 0,7 размера катета шва. Расчетное усилие на шов в этом случае будет
Р = Rs.0,7kl кг, (183)
где Rs—допускаемое напряжение на сварной шов при срезе в кг]мм2] k — длина катета сечения шва в мм
I — длина шва в мм.
При всех расчетах сварных швов на прочность усиление шва в расчет не принимается.
§ 37. РАСЧЕТ БАРАБАНА (ОБЕЧАЙКИ) ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КОТЛА
Стенки барабана котла (фиг. 75) находятся под действием внутреннего давления и изгибающих усилий от веса барабана и деталей котла, расположенных на нем.
Расчет барабана производится только по внутреннему давлению. Толщина стенки находится по формуле
Рк-Рй
(230Rz — pK)f
где S—толщина стенки барабана в мм
рк — рабочее давление пара в котле в кг/см2]
D„ — внутренний диаметр барабана в мм;
Rz — допускаемое напряжение на растяжение в кг]мм2;
<р — коэфициент прочности барабана в направлении его оси;
с — прибавка к расчетной величине толщины стенки барабана в мм принимается из условий компенсации технологических допусков и коррозии металла.
Допускаемые напряжения Rz выбираются исходя из следующих соображений:
1. При расчете барабанов с температурой стенок до 250° допускаемое напряжение находится по запасу прочности хь на основе предела прочности аь при температуре 20°:
Rz= ^ кг/мм3. (185)
2. При расчете барабанов с температурой стенок от 250 до 400° допускаемое напряжение находится по запасу прочности xs на основе предела текучести стали as при рабочей температуре:
Rz = кг/мм2. (186)
ЛГу
3. При расчете барабанов с температурой стенок более 400° допускаемое напряжение находится по запасу прочности хк на основе предела ползучести стали ак при рабочей температуре
R? = у~ кг/мм2 (187)
или по формуле (186), причем для расчета берется меньшее значение Rz
Значения запасов прочности выбираются по табл. 20.
Величины запасов прочности при расчете барабанов и цилиндрических
коллекторов
Таблица 20
|
Определению толщины барабана котла должны предшествовать:
1) выбор марки стали, из которой будет изготовляться барабан котла, и способ изготовления, 2) выбор величины запаса прочности х и определение допускаемого напряжения Яг и 3) выбор величины коэфи — циента прочности барабана в направлении его оси согласно Правилам Котлонадзора.
Для расчета барабана котла паровозного типа сельскохозяйственного локомобиля П-25 приняты: 1) сталь марки 20К по ГОСТ 5520-50 с оь — 41 кг/мм2; 2) рк = 13 кг[см2; 3) D, — 688 мм; 4) tcm < 250°.
По условиям работы барабана выбраны: 1) jс* = 4,25 (барабан не — обогреваемый); 2) ср = 0,95 (стыковой шов подварен с вершины, а лист обечайки вокруг отверстия для лаза укреплен); 3) с — 1 мм.
По принятым значениям предела прочности материала аь и запаса прочности хь находим расчетное напряжение
Я* = 7І = 4^5 = 9’65 кг/мм2‘
После предварительных подсчетов определяем толщину стенки барабана по формуле (184)
с _______ РкР._____ і р __________ 13-688_______ it со мм
° ~ (230Кг — Рк)9 ~1~ ~ (230-9,65—13)-0,95 1 ~ 0,0 ММ
Принимается ближайший по стандарту размер котельного листа (для локомобиля П-25 5 = 8 мм).
§ 38. РАСЧЕТ ЛОБОВОГО ЛИСТА
Лобовой лист кожуха топки (фиг. 76) представляет собой укрепленную плоскую стенку, подверженную давлению.
К числу плоских укрепленных стенок, помимо лобового листа, принадлежат и все остальные листы кожуха топки, а также лобовой и боковые листы огневой коробки и днища цилиндрических котлов.
Расчет таких стенок производится следующим образом.
1. Толщина плоских стенок, укрепленных равномерно расположенными связями, при отсутствии отверстий определяется по формуле
S = CVpK^2+^)]/r^ мм, (188)
где С — коэфициент, зависящий от конструкции стенки;
а— расстояние между рядами связей (по вертикали) в мм; b — расстояние между центрами связей в одном ряду (по горизонтали) в мм;
аь — предел прочности материала стенки в кг/мм2.
Величина С принимается: С = 0,017 — для стенок, омываемых горячими газами и водой; С = 0,015 — для стенок, не омываемых горячими газами, но омываемых горячей водой; С = 0,014 — для стенок, укрепляемых только анкерными трубами.
Для стенок, омываемых с одной стороны газами, а с другой — паром, толщина стенки должна быть увеличена по сравнению с расчетной на х/10 при условии, что она не защищена от воздействия газові предохранительными листами.
2. В случае неравномерного распределения связей определение толщины стенки производится по формуле
S = С.0,Ь{аг + a2)VTKY^ мм’ (189)
где flj и а2 — расстояние между связями.
Значения коэфициентаС те же, что и в формуле (188).
3. Определение толщины плоской стенки, укрепленной ребрами жесткости или другими какими-либо креплениями, производится по формуле
5 = 0,017d Ил У мм, (190)
где d — диаметр наибольшего круга в мм, который может быть вписан на плоской стенке касательно к расположенным на ней креплениям.
Переходим к расчету лобового листа кожуха топки локомобиля П-25.
Лобовой лист не омывается горячими газами.
Приняв в расчете лобового листа котла паровозного типа сталь марки 20К по ГОСТ 5520-50 с аь = 41 кг[мм2; рк= 13 кг/см2; а = 110 мм; Ь= 106 мм и С =0,015, определим толщину лобового, листа в месте расположения анкерных связей по формуле (188)
= 0,015 /13(1102 + Ю62) Y|^-= 7,8 мм.
Толщину лобового листа в верхней его части, укрепленной листом жесткости при диаметре вписанного круга d— 163 мм найдем по формуле (190)
5 = 0,017£?У"р7|/Л= 0,017• 163]/ТЗ ]/-|^ =9,4 мм.
На основании подсчетов принята стандартная толщина котельного листа для лобового листа кожуха топки 5=10 мм (для локомобиля П-25 5= 10 мм).
Переднее днище (лобовой лист) цилиндрического котла С ВЫДВИЖНОЙ трубной системой (фиг. 77) является круглой штампованной деталью с плоским дном и эксцентрично расположенным отверстием для жаровой трубы. Переднее днище не омывается горячими газами и подобно — лобовому листу кожуха топки подвержено давлению.
Толщина плоской стенки днища определяется, так же как и верхней части лобового листа котла паровозного типа, по формуле (190)
Фиг. 77. Днище переднее цилиндрического котла. |
При расчете переднего днища локомобиля СК-125 приняты следующие исходные данные: сталь марки 20К с = 41 кг/мм2; рк = = 15 кг/см2. Диаметр вписанного круга d= 262 мм и толщина днища
5 = 0,017dVp7 V^ = 0,017.2621/Ї5|/= 16,2 мм.
Для исполнения следует принять ближайший по сортаменту размер* котельного листа.