О надежности циркуляционной системы как технологического объекта
Соблюдение заданных характеристик любых процессов — непременное условие для обеспечения их устойчивости, стабильности и надежности. Поскольку же бурящаяся скважина — это система* в которой одновременно осуществляются тепловые, гидравлические и другие процессы, то обеспечение нормального их протекания представляет собой сложную задачу, требующую самостоятельного решения. И оно невозможно без предварительного изучения устойчивости (надежности) работы бурового оборудования и бурильного инструмента, тяжелые условия эксплуатации которых чрезвычайно разнообразны по характеру и изменяются во времени.
Буровое оборудование условно можно разбить на две группы — наземное и подземное.
Условия эксплуатации каждой группы оборудования имеют свои особенности и в зависимости от ряда обстоятельств могут значительно отличаться друг от друга. Так, например, тепловой режим наземного оборудования во многом зависит от климатических условий, которые, ,в свою очередь, зависят от местности, где находится буровая. Тепловой же режим подземного оборудования от климатических условий не зависит, но изменяется с глубиной скважины, причем температура среды определяется величиной геотермической ступени с учетом таких факторов, как: расход бурового раствора, его теплофизические и реологичёские свойства.
С. Г. Бабаев [4] и другие, специально изучавшие состояние надежности и долговечности наземного бурового оборудования в результате своих исследований пришли к выводу, чТо вопросы эти далеко не изучены и решение проблемы требует постановки специальных исследований.
На наш взгляд, подобного рода выводы еще в большей мере могут быть отнесены к циркуляционной системе, которая должна рассматриваться как некий подземный теплообменный аппарат, в котором протекают весьма сложные тепловые, гидравлические, механические и другие процессы.
Если в первом приближении циркуляционную систему можно рассматривать как трубопровод, то по аналогии с работой [7, 25 и др.] под ее надежностью следует понимать свойство данной циркуляционной системы выполнять заданные технологические функции при условии сохранения своих эксплуатационных показателей (расход, скорость, напор, качественная характеристика бурового раствора и т. п.) в течение требуемого промежутка времени на заданном уровне.
Надежность трубопровода обусловливается его безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью. Эти характеристики, в свою очередь, основываются на понятиях работоспособности
и отказа [21]. ■
На надежность трубопроводов влияет большое число факторов, таких как, например, материалы, из которых изготовлены трубы, характер и скорость потока рабочей среды, ее физико-химические свойства, температура, технологические условия работы трубопровода и др. Большинство из этих факторов в конечном счете воздействует на надежность трубопроводов посредством коррозии. Именно коррозия является определяющим фактором, от которого зависит надежность трубопроводов. При этом, как показывают исследования [25], наиболее опасные формы коррозийных разрушений трубопровода возникают на тех участках, где отмечаются нарушение плавности потока и другие различного рода местные гидравлические сопротивления в виде вмятин, выступающих свар — шых швов и т. п. На долю таких участков приходится около 90 % всех коррозийных разрушений трубопроводов. Поэтому, когда речь идет о надежности циркуляционной системы, состоящей из •огромного числа замковых и муфтовых соединений, роль коррозийных разрушений становится во много раз значительней.
Через циркуляционную систему прокачивается буровой раствор, который, как правило, обработан химическими реагентами, содержит добавки утяжелителя, а также мелкие абразивные частицы выбуренной породы, что еще в большей мере повышает его коррозийные свойства. В результате воздействия потока такого раствора на поверхность какой-либо детали возникает гидроабразивное изнашивание, характеризующееся значительной ско’- ростью развития. В частности, именно такой износ характерен для гидравлической части буровых насосов, на ремонт которых, по имеющимся данным [4], уходит примерно 50 % общего баланса времени, предназначенного на ремонт оборудования. Между тем механизм гидроабразивного изнашивания, изучен далеко не достаточно. .
Совершенно ясно, что проведение аналогии между работой обычного трубопровода и циркуляционной системой возможно лишь в первом приближении. На самом деле циркуляционная система во многом отличается от трубопровода и одним из главных отличий является то, что значительная, часть циркуляционной системы представляет собой канал кольцевого сечения. В процессе бурения внутренняя труба этого канала циклически перемещается, а следовательно, изменяются гидродинамические условия движения потока и возникающие при этом нагрузки на стенки системы. Все это создает дополнительные по сравнению с работой трубопровода факторы, которые могут быть причиной возникновения отказов и различных неисправностей.
Используя классификацию С. Г. Бабаева [4], все возникающие яри работе циркуляционной системы отказы и неисправности по последствиям можно разделить на пять групп: 1) угрожающие безопасности обслуживающего персонала; 2) приводящие к прихватам и авариям при бурении и значительному ущербу; 3) приводящие к длительным простоям и досрочной замене (до выработки установленного ресурса) оборудования непосредственно в период бурения; 4) связанные со сменой быстроизнашивающихся деталей и узлов; 5) легкоустраняемые в условиях эксплуатации.
Отметим, что среди характерных повреждений бурильных и обсадных колонн на первое место выдвигаются те, которые по своей природе так или иначе связаны с термогидравлическим воздействием. Это в первую очередь смятие бурильных труб под действием гидростатического давления столба жидкости в процессе их спуска в скважину и размывы бурильной колонны в резьбовых соединениях.
Для обсадных колонн характерно смятие их в процессе спуска, когда разность гидравлических давлений внутри и снаружи превышает допустимую .величину; разрушение обсадных труб под действием внутреннего давления, возникающего, как правило, .при продавках бурового и цементного растворов, а также во время твердения цемента; разрушение обсадных колонн в результате их нагрева. Как было установлено [36], при соприкосновении с движущимся бурильным инструментом поверхностные слои обсад — лых труб могут нагреваться до 300—400 °С, а в местах контакта обсадных труб с кромками долота температура может достичь 500—600 °С. Еще большая температура — порядка 1100°С и выше — возникает в зоне контакта замковых соединений с внутренней поверхностью обсадных колонн, когда происходит процесс сухого трения.
Вполне понятно, что, накапливая сведения о дефектах отдельных элементов>ЦИркуляционной системы, исследуя их причины, и последствия, к которым они приводят, можно разработать мероприятия для повышения надежности циркуляционной системы в целом. •
По аналогии с работой [7] за уровень надежности циркуляционной системы можно принять относительное значение ее ожидаемой энергопропускной и транспортной способности. Под этой величиной понимается отношение транспортной способности циркуляционной системы при отказах к таковой при условиях, обеспечивающих нормальную ее работоспособность. При этом расчет пропускной способности при отказах предполагает установление частоты и длительности различных состояний работоспособности циркуляционной системы, включая буровые насосы и механизмы для очистки и приготовления буровых растворов.
Также должны учитываться спуско-подъемные операции бурильного инструмента. t
Одним из основных показателей, с помощью которого можно оценить надежность, является так называемая вероятность без-
отказной работы P(t), которую иногда еще называют функцией надежности. По-видимому, в применении к циркуляционной системе величина P(t) должна означать вероятность того, что в — течение определенного промежутка времени при заданных условиях эксплуатации не произойдет отказа в работе циркуляционной системы, т. е. ‘
. P(t) = P(T>t),
где Т — время работы циркуляционной системы от момента начала до первого отказа; i — время, в течение, которого необходимо определить вероятность безотказной работы циркуляционной системы.
Среднее время безотказной работы находят по известной формуле математической статистики:
‘ i~n0 1
s*
Т ————————
СР ~ „ »
по
где ti — время безотказной работы г-го элемента; nG— первоначальное число элементов.
Кроме названных для оценки надежности циркуляционной системы могут быть с успехом использованы и такие показатели; теории надежности, как вероятности отказа, частота и интенсивность отказа, средняя наработка между отказами и средняя наработка до первого отказа и др.
На современном этапе, когда ведется бурение скважин глубиной свыше 10 км, стало совершенно очевидным, что без учета геотермического фактора в определенных расчетах, важных для практики бурения, могут быть допущены серьезные ошибки. В частности, без учета теплообменных явлений нельзя анализировать гидравлические процессы. Гидравлические и тепловые вопросы, относящиеся к проводке сверхглубоких скважин, должны рассматриваться совместно с учетом их взаимодействия, образуя единый комплекс термогидравлических задач в бурении. В предлагаемой работе по возможности тщательно собраны и систематизированы материалы, которые позволяют убедиться, что к настоящему времени разработано достаточно много вопросов термогидравлического характера, имеющих непосредственный интерес как для практики, так и для теории бурения. Вместе с тем немало еще теоретических методологических технологических вопросов, которые необходимо решить. К важнейшим из них, на наш взгляд, относятся следующие.
Пока недостаточно уделяется внимания изучению реологических и теплофизических, свойств буровых растворов (теплоносителей) , хотя без знания этих свойств невозможно точное решение ‘термогидравлических задач. При этом чрезвычайно важно знать характер изменения реологических и теплофизических свойств буровых растворов под влиянием температуры, поскольку это обстоятельство самым существенным образом сказывается на протекании всех процессов. ,
Совершенно неизвестны критерии для оценки качества буровых растворов как технологического агента, от которого непосредственно зависит скорость проходки. В этом направлении необходимы самые серьезные исследования, имеющие целью отыскание такого критерия качества, который можно было бы использовать непосредственно при составлении обобщенных критериальных уравнений, предназначенных для комплексного изучения процесса бурения.
Одна из актуальных задач — разработка методики подсчета технико-экономической эффективности за счет учета термогидравлических явлений как в процессе непосредственного бурения, так и при цементировании.
. Необходимо тщательно изучить термогидравлическую харак-. теристику бурильного инструмента и оборудования • (изменение гидравлических потерь в Зависимости от расхода и температуры; критическое значение температурных напряжений и т. п.) с тем, чтобы эти сведения наряду с другими, обычно используемыми показателями были включены в тенический. паспорт каждого долота, бурильной трубы, замкового соединения и т. п.
Большой практический и теоретический интерес представляет дальнейшее изучение особенностей термогидравлических процессов в условиях затрубного пространства бурящихся скважин, когда надо считаться не только с наличием кольцевого сечения, но и с тем, что в процессе бурения изменяется его конфигурация,, степень заиления и состояние поверхности стенок кольцевого канала. Наряду с этим следует уделить должное внимание определению гидравлических потерь в затрубном пространстве от замковых соединений, особенно в условиях структурного режима.
Необходимы специальные исследования для выяснения условий, при которых возможно создание оптимального термогидравлического режима работы циркуляционной системы с учетом, обеспечения эффективной очистки забоя и ствола скважины при минимальной затрате мощности.
Не менее важно специальное изучение состояния надежности и долговечности циркуляционной системы, которая должна рассматриваться как некий подземный теплообменный аппарат, в котором протекают весьма сложные тепловые, гидравлические, механические и другие процессы.
Учитывая специфические условия термогидравлических процессов в бурящихся скважинах, необходимо развернуть широкий фронт промысловых наблюдений с использованием новейшей экспериментальной техники и аппаратуры, с применением ЭВМ и методов планирования эксперимента. При этом особое внимание необходимо обратить на создание канала связи между устьем и приборами, расположенными на забое скважины, причем такой канал должен работать при любом способе бурения.
Требуется разработка единой терминологии и унификация обозначений, наиболее часто встречающихся в практике термогидравлических расчетов.
Вот далеко не полный перечень вопросов, решение которых, по нашему убеждению, будет способствовать не только развитию самой термогидравлики буровых жидкостей, но и поможет установлению взаимосвязи между основными режимными параметрами бурения. Это, в свою очередь, повысит технико-экономические показатели проходки глубоких скважин.
[1] От греч. rheos — поток и logos — учение. 10 —
[2] Иногда вместо градиента скорости’ и напряжения сдвига говорят о зависимости между скоростью сдвига у и приложенным сдвиговым напряжением. Скорость двига одномерного течения будет равна градиенту скорости, т. е.
y=du/dy. .
[3] От латин. consisto — застываю, густею.
[4] От латин. dilatatio — расширение, растяжение. Термин введен * Рейнольдсом, впервые наблюдавшим дилатансию у песка.
[5] От латин. coagulatio — свертывание, затвердевание*
[6] От греч. hysteresis —• запаздывание.
[7] От греч. rheos — течение, поток и греч. pektos — свернувшийся, студнеобразный. .
[8] От латин. destructio — разрушений структуры чего-либо.
[9] От латин. convectio — привоз, привнесение.
[10] Если действовать согласно схеме (см. стр. 55), то такое допущение излишне.
[11] В монографии М. Р. Мавлютова «Разрушение горных пород при бурений- скважин» (М., Недра, 1978) приводятся весьма интересные результаты по исследованию движения промывочного агента в призабойной зоне скважины, полученные в УФНИ.
(VI.6) до вида (VI. 14) приводит ко второй погрешности, в результате чего точка начала движения (Л2) отодвигается еще дальше (точка D").
[13] Строго говоря, уравнение (VI.6) применимо к вязко-пластичным жидкостям только при условии, что реологическая кривая А2ВС2 заменена прямой DBC2 (см. рис. 1 ,а). В координатах Q—Р (см. рис. 21) это означает, что некоторая кривая А2В’С2, вывод уравнения для которой неизвестен, заменяется кривой D’B’C’2> которая описывается уравнением (VI.6). Тем самым получается определенная погрешность, заключающаяся в том, что истинная точка начала движения (А2) перемещается вправо (точка D’). Упрощение же уравнения
[14] Э. К. Латыпов, Б. С. Филатов. Уточнение расчета потерь давления при течении вязкопластичных жидкостей в трубах.—Нефтяное хозяйство, 1962, № 3, — с. 23—30.
[15] Согласно ГОСТ 5286—75, помимо указанных выше должны изготовлять замки ЗШК и ЗУК для соединения бурильных труб, в которых имеются конические стабилизирующие пояски. Однако с гидравлической точки зрения эти замки мало чем отличаются от замков ЗШ и ЗУ и поэтому отдельно не рассматриваются.
Зависимость Rr=f(6) может быть выражена и эмпирическим уравнением типа _
Rr — Rro "Г т&>
где RT0=(D—d)/4 — гидравлический радиус для кольцевого сечения при отсутствии желоба (6 = 0); т — угловой коэффициент, зависящий от сочетания диаметров скважин и бурильных труб, в также типа замков. .