Соотношение между гидравлическими потерями в каналах кольцевого сечения, образованных трубами различных диаметров
Рассмотрим случай, когда имеются две трубы кольцевого сечения, одна с диаметрами D{ и du а другая — D2 и d2; при этом Di>D2, a d/D = ai и d2/D2 = а2.
Длины труб и свойства рабочих ■ жидкостей одинаковы, т. е. w—y2—v. Выясним, каким будет соотношение <р между гидравлическими потерями в первом (hKi) и во втором (hK2) случаях.
Для решения задачи воспользуемся формулой Дарси—Вейс — баха и после сокращения найдем
ф = ^ = к/Д1уМ^ = сР) (VII.84)
^К2 ЛК2 VK2 J (1 <хг)
где принято
Wjta)*. р = (VII. S5)
UK2 / (1 а1)
При эт(?м следует иметь в виду, что определять искомую величину можно при трех различных условиях.
1. В первой и во второй трубах одинаковая скорость течения, т. е. vK. i = vK2 = v. .
2. В цервой и во второй трубах одинаковое значение числа Рейнольдса, т. е. ReKi = ReK2 = Re. В этом случае скорость должна быть выражена через зависимость
‘ RejV,-
. vKi——————— ■■
Di(l— аг)
3. В первой и во второй трубах одинаковый расход, т. е.
<?к1 = (Эк2 = <3- При ЭТОМ
Q 4Q 4Qv
RsK; —■ /
П fr л у о» I ’ ‘Ш, i
©Kj яО?(1—oq) лОД1+а)
В качестве расчетных зависимостей для X примем соответствующие формулы (например, формула Буссинеска (VII.3) для ламинарного режима, Блазиуса (VI.35) для зоны гладкого трения, и т. д.) с заменой в них обычного диаметра гидравлическим. Подставляя затем найденные выражения для А,* и vK в формулы для е при различных режимах, можно найти значения <р при любых способах сравнения для кольцевых каналов, образованных трубами различного диаметра и с любой шероховатостью.
Из анализа полученных таким образом формул для е (подробнее см., например, [68]) следует, что если исходить из существующей методики, то при всех. способах сравнения и при всех режимах с увеличением внутреннего диаметра внешней трубы, но при сохранении наружного диаметра внутренней трубы, (di = d2) значение коэффициента Хк должно уменьшаться. Для’
подтверждения сказанного ниже приведены значения Як, подсчитанные по формуле (yi.36) для различных D при постоянном d = 41. Для простоты расчетов принято, что k=:
D, мм………………………… 100 118 122 146 J ‘ 149 200
£>т = D—d, мм…………… 59 77 81 Ь 105 108 159
Як = 0,1 (1/Дг)0,25 . . . 0,0360 0,0336 0,0333 0,0312J 0,0310 0,0281
Однако при таком решении задачи упускается из виду одно принципиально важное обстоятельство, заключающееся в том, что это решение основано на использовании для труб кольцевого сечения формул, которые лолучены из опытов для круглых труб. В то же время величина ср, будучи отношением величин потерь давления, является весьма сложной функцией многих факторов течения. —
Как было показано выше, величина ф в самом общем случае может быть выражена как произведение двух комплексов е и р, один из которых р всегда является величиной постоянной и зависит только от соотношения диаметров труб. ^
Поэтому на долю величины е (или, что то же самое, Я) выпадает роль некоторого поправочного, корректирующего коэффициента, который как раз и призван учесть всю сложность происходящих явлений. И он должен рассматриваться как некая вторичная, производная величина, истинное значение которой может быть получено только на основании опытных данных.
Иначе говоря, правильное суждение о значениях коэффициента Як может быть получено исключительно с помощью анализа зависимости (VI 1.84), которую в данном случае целесообразно переписать в виде.
г = <ру. (VI1.86)
t [18] ‘
Рассматривая это выражение, совершенно четко можно заключить, что если ф=Р, то е=1, если ф<р, то е<1, и, наконец, если Ф>р, то е> 1.
Если зависимость (VII.86) построить в логарифмической сетке, легко обнаружить механизм формирования численных значений:
lg8 = lgq>-lgp, (VII. 87)
т. е. величина е легко определяется алгебраическим вычитанием ординат. Исходя из этого можно считать, что в промежутке от Р = 0 до р= 1,0 значения е в зависимости от соотношения величин Ф и р могут становиться и меньше, и больше единицы.
Следовательно,, утверждение, что с увеличением внутреннего диаметра внешней трубы коэффициент Як должен всегда возрастать, в достаточной мере ошибочно. В самом общем случае его значение всецело зависит от соотношения е = ф/р, истинное значение которого может быть выяснено только в результате анализа опытных данных.
Подобного рода опытные данные сведены в табл. 16 [68J. "Рассматривая табл. 16, нетрудно заметить, что при возрастании внутреннего диаметра внешней трубы чаще наблюдается не уменьшение значений Як, а, наоборот, их увеличение. То обстоятельство, что подобное явление наблюдается при различных соотношениях диаметров труб в опытах, выполненных в разное :время и различными авторами, достаточно убедительно свидетельствует о справедливости высказанных ранее соображений.
Подчеркнем тот факт, что при существующей методике использования формул для шероховатого трения и смешанного режима (формулы Альтшуля, Шифринсонз и др.) в случае труб кольцевого сечения возникает необходимость знать величину шероховатости фактически всей кольцевой поверхности, а не одной трубы. Между тем величина такой шероховатости практически до сих пор не установлена. Неучег же этого обстоятельств? может привести к определенным погрешностям.
Возникают затруднения и с определением физической сущности самого понятия шероховатости труб кольцевого сечения. Действительно, если исходить из существующих представлений о шероховатости, то возникает вопрос, является ли в рассматриваемом случае эта величина суммой высот бугорков наружной поверхности внутренней трубы и внутренней поверхности наружной трубы или их полусуммой, разностью и т. д.? К’сожалению, пока для ответа на эти вопросы нет данных.
И, наконец, необходимо особо подчеркнуть, что механическая замена обычного диаметра на гидравлический допустима только с точки зрения геометрии, ибо при этом совершенно не учитывается заиление проходного сечения, наличие каверн и т. п., в то время как это обстоятельство в значительной мере может отразиться на значениях периметра смачивания %, ’площади живого сечения со й средней скорости v, от которых, в свою очередь, зависит величина ф. Поэтому все рассмотренные формулы могут ‘быть применимы только к трубам с концентричным кольцевым •сечением.